Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
Педагогика
Автор: Наталья Гурцева   
04.06.2014 17:04

Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развитияК числу актуальных проблем современной специальной педагогики  следует отнести проблему индивидуально- типических особенностей мыслительной деятельности  детей с ЗПР.
Первоначальные знания об окружающем мире ребёнок приобретает под влиянием непосредственных побуждений. Его познавательная активность находится в  прямой  зависимости от полноценности врождённой мозговой организации, характера, безусловно- ориентировочной деятельности.
При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об объектах живой природы. Обогащение детей знаниями о явлениях, объектах живой природы неразрывно связано  с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать, делать обобщения и выводы.
Поэтому проблема организации коррекционной работы по формированию представлений о живой природе у детей с ЗПР является актуальной.
С  целью определения уровня сформированности представлений о живой природе у дошкольников с ЗПР, нами был организован констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа -10 детей с ЗПР, контрольная группа - 10  нормально развивающихся детей.
В ходе констатирующего эксперимента детям предлагались:
1. Тест С.Д. Забрамной «Определение времени года по картинкам»;
2. Беседа;
3. Классификация объектов живой природы;
4. «4-й лишний».
Анализ результатов показал, что уровень знаний детей о явлениях живой природы в контрольной и экспериментальной группах отличается в количественных и качественных показателях. Большинство детей экспериментальной группы выполнили задание на низком уровне.
Особого затруднения в определении времени года у детей с ЗПР не наблюдалось (трудности вызывало определение времени года по схожим признакам: например, признаки весны и осени).  В ходе проведения беседы, дети с ЗПР также показали низкий уровень знаний о живой природе(из 30 возможных ответов они назвали менее половины названий). Во время беседы дети понимали вопросы, задаваемые им, но проявляли не стойкий интерес, часто отвлекались, повторялись в назывании объектов живой природы.
Самым сложным оказалось задание «4 лишний» и задания на классификацию: дети не испытывали затруднений в назывании предметов, изображенных на картинках, но сгруппировать, выделяя общий признак, большинство детей с ЗПР не смогли (особенно сложным было обобщение картинок с изображением диких и домашних животных, полевых цветов и цветов, растущих на клумбе). Никто из экспериментальной группы не смог разделить объекты живой и неживой природы. Часто дети объединяли объекты живой природы по одному, не главному признаку (стрекоза- птица, т.к. летает).
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что необходимо разработать специальную систему коррекционных занятий для формирования знаний об объектах живой природы у дошкольников с ЗПР.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год