Родительский патруль как форма обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах «Правила дорожного движения выполняем все без исключения!» |
ПДД детям | |
Автор: Шутенко Наталия Анатольевна | |
29.06.2025 15:53 | |
Родительская гостиная Аннотация: В современном мире ежегодно увеличивается интенсивность движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, что, безусловно, приводит к увеличению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе и дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Дети, в силу своих возрастных особенностей, являются самыми непредсказуемыми и уязвимыми участниками дорожного движения. Но, пока дети маленькие, ответственность за их жизнь и безопасность целиком и полностью лежит на нас взрослых, и в первую очередь– на родителях. Данная методическая разработка представляет собой сценарий родительской гостиной, который может быть использован воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями в рамках педагогической деятельности по обучению детей правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Педагогам и родителям предлагаются разнообразные активные формы и приёмы работы с детьми старшего дошкольного возраста: анализ различных ситуаций на дороге, совместная деятельность детей и родителей, дидактическая игра, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
1. Введение Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего– люди. Из них на первом месте– родители и педагоги. Безопасность дорожного движения- тема крайне серьезная. Ежегодно на дорогах гибнут и получают травмы сотни и тысячу людей, среди которых много детей, подростков и людей молодого возраста. По количеству аварий на дорогах наша страна уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции, поэтому данная проблема у нас признается чрезвычайно актуальной. По мнению экспертов, основной причиной ДТП является игнорирование водителями правил дорожного движения. Однако немалая ответственность за безопасность на дороге лежит и на пешеходах… Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, умениям и развитию становится к этому подготовленным. Поэтому нам, взрослым, необходимо знать некоторые возрастные особенности детей дошкольного возраста, определяющие их поведение на дороге: ребенок в силу своего возраста плохо распознает источник звуков, слышит только те звуки, которые ему интересны; поле зрения у ребенка гораздо уже, чем у взрослого, внимание плохо распределяется, поэтому дети не могут определить расстояние до движущегося транспорта, не могут вычислить скорость автомобиля; внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает, поэтому он не замечает автомобиль как нечто опасное в попытках вернуть мяч, выкатившийся на дорогу, и, с учетом этих особенностей, уделять особое внимание вопросам по обучению детей правилам дорожного движения. 1. 1. Актуальность В наше время, когда интенсивность транспортного движения возрастает с каждым годом, а родители «вечно» заняты своими делами, проблема детского травматизма на дорогах является как никогда актуальным. По статистике, ситуация с дорожно-транспортными происшествиями с участием детей усугубляется в летний период, в связи с чем взрослые– родители и педагоги, должны обратить на этот вопрос особое внимание. Данная разработка способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности и культуре поведения на улице, активизирует внимание родителей к вопросам безопасности детей на дороге и участие в обучении ребенка правилам дорожного движения, способствует мотивации родителей соблюдать все правила дорожного движения. Работа в данном направлении в ДОУ должна осуществляться систематически, в тесном сотрудничестве и взаимодействии с семьей и в рамках преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой. 1. 2. Цель и задачи: Цель: приобщение родителей к формированию у детей основ безопасного поведения на дороге и профилактике дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников. Задачи: Образовательные: вспомнить и закрепить правила дорожного движения, их назначение; способствовать формированию практических навыков поведения на дороге. Развивающие: развивать память, речь, внимание, наблюдательность. Воспитательные: воспитывать культуру поведения на дороге; воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения; привлечение внимания родителей воспитанников к проблеме обучения детей правилам дорожного движения. 1. 3.Основная идея разработки Дошкольный возраст– это период, способствующий познанию окружающего и социального мира посредством игры. Самыми эффективными и действенными формами работы с детьми в детском саду являются игровые и проблемные ситуации, дидактические и интерактивные игры, марафоны, квесты и познавательные викторины. Но играя, к сожалению, ребенок не воспринимает всю серьезность тех или иных ситуаций. Гораздо важнее показать способы действий в конкретных практических ситуациях. И здесь самым действенным и эффективным методом является личный пример взрослого. Ребенок должен получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их соблюдать. 1. 3. Новизна разработки Новизна данной разработки заключается в самой форме проведения мероприятия– родительская гостиная, которая подразумевает модель взаимодействия «родитель– педагог- ребенок». 2. Основная часть. Родительская гостиная «Правила дорожного движения выполняем все без исключения!». 2. 1. Описание мероприятия С самых малых лет, когда ребёнок только начинает понимать процессы и события, происходящие в окружающем мире, нужно начать воспитывать в нём правильные взгляды и потребность в соблюдении норм и правил, принятых в обществе, формировать ответственное отношение к себе и ближайшему окружению. Важную роль в выполнении этой нелегкой миссии играет дошкольное образовательное учреждение, но обязательно в этом должны принимать участие и родители детей. Родительская гостиная «Правила дорожного движения выполняем все без исключения!» разработана для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Гостиная представляет собой совместное мероприятие педагогов, детей и родителей, в ходе которого участники встречи все вместе вспоминают правила дорожного движения, обсуждают различные ситуации на дороге и делают выводы, дети и родители совместно выполняют упражнения и практические задания, родители- водители анализируют свое поведение на дороге, дети, в свою очередь, призывают взрослых– родителей и водителей, соблюдать правила дорожного движения и беречь детские жизни. Ход родительской гостиной Мероприятие проходит в музыкальном зале детского сада. Родители и дети сидят вместе. На подвесном экране для проектора слайд «Правила дорожного движения нужны всем исключения!». Вступительное слово Ведущий: -Добрый вечер, уважаемые родители! -Добрый вечер, дорогие ребята! -Рада приветствовать вас на нашей родительской гостиной, которая, как вы уже догадались, посвящена безопасности на дороге. Все мы знаем, что с наступлением лета дети все больше времени проводят на улице, и, как следствие, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Природное желание детей постоянно открывать что-то новое, непосредственность и потребность в постоянном движении, часто ставят детей перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому очень важно с самого раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Ведущий: -Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации детей. Обучение детей правилам безопасности жизнедеятельности, в том числе безопасности на дороге и на улице– неотъемлемая часть воспитательно образовательного процесса в ДОУ. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы стараемся организовать его воспитание и обучение так, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Эффективными формами работы с детьми в детском саду являются игровые и проблемные ситуации, экскурсии, марафоны, квесты и познавательные викторины, дидактические и интерактивные игры. Но играя, к сожалению, ребенок не воспринимает всю серьезность тех или иных ситуаций. Гораздо важнее показать способы действий в конкретных практических ситуациях. И здесь самым действенным и эффективным методом является личный пример взрослого, и прежде всего пример родителей. Ведь как писал средневековый поэт Себастьян Брант в своем стихотворении: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему…». Поэтому очень важно, чтобы дошкольное учреждение и семья действовали в тесном сотрудничестве. Ведущий: -Ежедневно все мы являемся участниками дорожного движения: то в качестве родителя, то в качестве водителя, пешехода или пассажира. И для каждого из этих категорий «участников» существуют свои правила, которые мы должны знать и соблюдать. И сегодня мы свами вспомним эти правила, повторим и постараемся запомнить! -Готовы? (Педагог-ведущий обращается к присутствующим). -Начнем мы с небольшой разминки: я буду загадывать загадки, вам нужно их разгадать и объяснить, что именно помогло вам угадать правильный ответ! 1. Под ногами у Сережки, 2. На обочинах стоят, 3. Вдоль дороги друг стоит, 4. Наш автобус ехал-ехал, 5. Командуя жезлом, Он всех направляет. 6. Тут машина не пойдет. 7. Две дороги долго шли, Что это за место, 8. Часть дороги, предназначенная для передвижения транспорта. (Проезжая часть). (Ведущий хвалит детей и взрослых за правильные ответы) Ведущий: -Дорогие гости, смотрите, что у меня есть! (Ведущий обращает внимание присутствующих на «светофор»). -Чтобы охватить разные стороны этой сложной системы под названием «дорога», я условно поделила задания на блоки, которые «спрятались» в этом «светофоре». -И сейчас предлагаю посмотреть, какой блок спрятался под зеленым сигналом! (Ведущий предлагает желающим перевернуть зеленый круг) Ведущий: -Под зеленым сигналом светофора у нас находится блок «Родители и дети». Ведущий: -Уважаемые родители! Есть такая пословица: «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло». Николай Иванович Пирогов, русский учёный-анатом, педагог и профессор, сказал: «Все мыслители, я думаю, пришли к такому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели». А еще народная мудрость гласит: «Куда матушка, туда и дитятко», «Каковы родители, таковы и дети», «И хорошее, и плохое у детей от матери и отца». Всё это говорит нам о том, насколько важно воспитывать детей с самых малых лет, в частности, формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения, и какова в этом роль родителей. Ведущий: -В блоке «Родители и дети» два задания. Первое задание: дидактическая игра «Правильно-неправильно». На подвесном экране все вместе просматривают картины– ситуации на дороге, определяют, на какой картине герои поступают правильно, а на какой неправильно. Затем на столе находят аналогичные картины и наклеивают на ватман под соответствующие надписи. После игры ведущий снова показывает слайды с разными ситуациями на дороге и спрашивает, какие правила нарушены. Второе задание– практическое: родители и дети совместно выполняют задание- лабиринт «Пройди от школы до дома безопасным путем». Ведущий: -Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями! -А теперь давайте посмотрим, что нам приготовил желтый сигнал «светофора»! (Желающий ребенок переворачивает желтый круг) Ведущий: -Под желтым сигналом «светофора» находится блок «Родители- водители!» -В этом блоке тоже два задания. Первое задание: игра «О чём говорит знак?». Ведущий показывает слайды с изображением дорожных знаков, родители должны ответить, о чем говорит знак. Второе задание– практическое: на столе лежат листы с кружочками зеленого, желтого и красного цвета. Ведущий читает предложения– ситуации на дороге. Если родитель– водитель так поступает всегда, то нужно обводить зеленый кружок, если так поступает иногда, то обводит кружок желтого цвета, если же родитель никогда так не поступает-обводит кружок красного цвета. Предложения-ситуации:
После выполнения задания педагог- ведущий призывает родителей-водителей задуматься, если они нарушают какие-то правила и предлагает продолжить фразу: «Я соблюдаю правила дорожного движения для того, чтобы…». Ведущий: -У нас остался последний, красный сигнал! Кто перевернет кружок? -Под красным сигналом «спрятался» блок «Дети родителям и водителям!». После выполнения всех заданий педагог спрашивает, не заметили ли они ничего странного в «светофоре» (педагог поменял зеленый и красный сигналы местами). Если никто не обратил внимания, то педагог сам говорит об этом и напоминает о том, что на дороге нужно быть очень внимательными. Ведущий: -Уважаемые родители! Вы знаете, что совсем недавно мы с детьми проводили беседы и инструктаж по безопасной езде на велосипеде и вам раздавали памятки и буклеты. -Но на днях, когда смотрела «Вести. Ямал», наткнулась на новость о страшном дорожно-транспортном происшествии с участием 8-летнего ребенка велосипедиста в городе Тарко- Сале. Я сняла на телефон этот фрагмент и сейчас предлагаю вам посмотреть и еще раз задуматься! Просмотр фрагмента «Вести. Ямал» Ведущий: -А сейчас предлагаю вашему вниманию видеоролик от наших юных инспекторов дорожного движения! Ведущий: -Но это еще не все! Наши дети приготовили еще стихи, призывающие нас, взрослых, соблюдать правила дорожного движения и беречь детские жизни! Дети читают стихи. Подскажет знак водителю Знак «Осторожно, дети!» Рядом садик, школьный двор. Научите, объясните, Многие из вас водители. В кресло деточку сажайте. После чтения стихов выходят все дети, берут надпись: «#Берегите детские жизни» и все вместе говорят: «Дорогие водители, вы ведь тоже родители: берегите детские жизни!» Ведущий: -Уважаемые родители! На этом наша гостиная подошла к концу. Благодарю вас за активное участие! Надеюсь, что вся та народная мудрость, все те мудрые слова, которые мы сегодня вспомнили, станут для нас напоминанием в воспитании любимых чад. Педагог предлагает родителям буклеты и памятки: «Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения», «Что нужно знать юному велосипедисту?». Литература
|