СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
ПДД детям | |||
Автор: Бодрова Людмила Михайловна Петрова Любовь Михайловна Захарова Ирина Эдуардовна | |||
21.05.2025 09:03 | |||
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» В. А. Сухомлинский Воспитатели и родители едины в совместном побуждении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является семья. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Сегодня руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Для нас стало важным установить доверительный контакт между родителями и воспитателями, сделать родителей равноправными и равноответственными партнерами в образовательном процессе детей. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется совместной работе с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Родители наши самые главные союзники и помощники в решении данного вопроса. А еще они являются и самым главным примером подражания их поведения на дороге для своих детей. Ведь дети зачастую просто копируют поведение взрослых на дороге. А как у нас ведут взрослые – известно. Мама опаздывает на работу, несётся через дорогу под «аккомпанемент» сигналящих автомобилей, не обращая внимания на сигналы светофора. Папа, сидящий за рулём, тоже вечно спешит, обгоняет по встречной полосе, «летит» на красный цвет, паркуется так, что ни пройти, ни проехать. Вечером все собираются дома и начинают учить ребёнка уму-разуму. Но идёт ли такая учёба на пользу? В нашем дошкольном образовательном учреждении работе с родителями по вопросам воспитания безопасного поведения на дорогах уделяется много внимания. Педагоги используют в работе с родителями разнообразные формы: как традиционные, так и новые, интересные, которые позволяют все больше привлекать родителей к процессу совместного воспитания детей. Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, на которых мы знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. Для заинтересованности родителей в данной проблеме на традиционных родительских собраниях используем тренинги, мастер-классы и совместные игры по изучению правил дорожного движения. Вопросы, поднятые на собраниях, становятся предметом обсуждения на семинарах, круглых столах, индивидуальных беседах, которые позволяют установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его типологические особенности, интересы, физическое состояние. Еще одной традиционной формой в совместной работе с родителями является анкетирование, которое регулярно проводится. Родителям предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогли бы педагогам узнать насколько дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения, и на сколько родители компетентны в этом вопросе. В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей постоянно действует информационный уголок, изготовлены ширмы, на которых размещены рекомендации, памятки, выдержки из правил движения, который должны усвоить дети, лэпбуки, тематические альбомы, а также составлен перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Наряду с традиционными методами взаимодействия с семьями воспитанников используется в нашей группе и некоторые новые инновационные методы: 1. «Круглый стол» с участием сотрудников ГИБДД, на котором в форме вопросов и ответов, а также тренинга освещаются основные моменты безопасности детей на дорогах поселка. 2. Составление маршрутов безопасного движения к дошкольному учреждению для лучшего усвоения детьми правил безопасного поведения на улице. Вместе с детьми родители определяют на план-схеме маршрута особо опасные участки на улице, а также места, благоприятные для игр детей. 3. Социальные акции «Помогите стать культурным пешеходом», «Маленький пассажир», «Это должен помнить каждый» 4. Агитбригады детей и родителей. 5. Выпуски внутрисадовских газет, на страницах которых родители могут поделиться своими рекомендациями и опытом безопасного поведения на дороге. 6. «Дневники обратной связи», где педагоги и родители рассказывают друг другу о достижениях детей. Таким образом, сотрудничество педагогов с семьями воспитанников, а также использование разнообразных форм работы с ними дает положительные результаты. Всей своей деятельностью мы стараемся показать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно — образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
|