Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПДД детям
Автор: Аксенова Наталья Александровна   
13.01.2023 10:19

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт

Автор: Аксенова Н.А., 5 курс, НТГСПИ, г. Нижний Тагил, Россия Научный руководитель: Зубарева Е.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ППО,

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования безопасного поведения у старших дошкольников. Представлены взгляды многих ученых и педагогов на понятие «безопасное поведение». Рассмотрены развивающие возможности мнемотехники в формировании безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. В статье описаны мнемотехнические приемы, которые могут быть использованы в работе со старшими дошкольниками, а так же структура мнемотехники. Автором представлены результаты диагностики уровня сформированности безопасного поведения у старших дошкольников.

 

Ключевые слова: мнемотехника, старший дошкольный возраст, безопасное поведение, педагогические условия.

Abstract: The article discusses the theoretical aspects of the formation of safe behavior in older preschoolers. The views of many scientists and educators on the concept of "safe behavior" are presented. The developing possibilities of mnemonics in the formation of safe behavior in older preschool children are considered. The article describes mnemonic techniques that can be used in working with older preschoolers, as well as the structure of mnemonics. The author presents the results of diagnostics of the level of formation of safe behavior in older preschoolers.

Keywords: mnemonics, senior preschool age, safe behavior, pedagogical conditions.

Детьми дошкольного возраста осваивается и запоминается большое количество информации. Зачастую сделать это бывает очень трудно, так как не все дети в этом возрасте умеют читать и писать. Многие дошкольники плохо воспринимают информацию на слух, поэтому им необходимо увидеть и потрогать то, о чем говорят взрослые. В этом случае на помощь педагогам приходят приемы мнемотехники, которые являются очень эффективными в развитии памяти и мышления у дошкольников, в том числе и при формировании безопасного поведения. Ключевая роль в формировании безопасного поведения детей, в частности, подрастающего поколения, на начальном этапе, принадлежит именно дошкольному образованию.

Формирование безопасного поведения определяется различными нормативными документами, одним из которых является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где делается акцент о необходимости: «формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности» [1].

Безопасное поведение, по мнению Т. В. Сидоровой — это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков, но и воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность» [5, с. 44].

Опираясь на исследования Т. И. Гризик можно выделить несколько факторов влияющих на формирование безопасного поведения. Это биологический фактор — определяется природными свойствами человека в бессознательной регуляции (инстинкт), индивидуальные особенности — психофизиологические качества человека, которые влияют на поведения человека в опасной ситуации, жизненный опыт индивида — качества человека, которые могут помочь ему противостоять опасности, и принципы, мотивы, интересы и установки индивида.

В связи с проблемой формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста особый интерес представляет изучение развивающих возможностей мнемотехники и ее активного внедрения в практику работы дошкольных образовательных организаций. Мнемотехника строится от простого к сложному. В этом случае, нужно начинать работу с простых мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а позднее — к мнемотаблицам [3]. Мнемоквадрат подразумевает собой рисунок, где зашифрован или перекодирован один предмет, событие, явление. Мнемодорожка состоит из трех, четырех изображений и несет в себе обучающую информацию. Мнемотаблица — это схема, в которой есть информация. Она состоит из небольшого числа квадратов, каждый из которых содержит схематическое изображение букв, цифр, предметов, персонажей сказки, явлений природы, действия.

Основными приемами мнемотехники в дошкольной образовательной организации являются совокупность радиотехники (группировка информации или логическая память) и эйдотехники (т. е. преобразование этой информации из абстрактных символов в образы или образное мышление) [2]. К ним относятся следующие методы: метод последовательных ассоциаций, метод фонетических ассоциаций, метод образных крючков, метод Цицерона, коллажи, пиктограммы, приемы символизации, мнемосхемы, мнемотаблицы и мнемодорожки.

Е. В. Михеева считает, что использование мнемотехники «позволяет решать такие задачи как:

  • задачи на развитие познавательных способностей;
  • задачи на развитие основных психических процессов;
  • задачи на развитие связной речи, учить составлять рассказы;
  • воспитание нравственно-эстетических чувств» [4, с. 109].

Применение мнемотехники позволяет детям активизировать словарный запас, расширить круг знаний об окружающем мире, развить фантазию и творческое воображение.

Предполагается, что использование мнемотехники в формировании безопасного поведения у старших дошкольников будет наиболее успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • применение мнемотехнических приемов, направленных на формирование осознанного отношения к жизни и здоровью человека;
  • использование в процессе работы с мнемотехникой методов обучения, направленных на обогащение знаний ребенка о правилах безопасного поведения.

Наиболее точное определение понятия «педагогические условия» дала С. Г. Черкасова, которая писала, что «педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних обстоятельств с единством внутренних сущностей и явлений» [6, с. 972].

Для выявления уровня сформированности безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста был использован диагностический комплекс, предложенный в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М. А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова).

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения — детский сад №99 «Радость». Для проведения диагностики была выбрана группа детей, состоящая из 20 детей старшего дошкольного возраста.

В результате исследования было выявлено, что детей с высоким уровнем сформированности безопасного поведения всего лишь 15%, 25% старших дошкольников обладают низким уровнем сформированности безопасного поведения, детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем сформированности безопасного поведения — 60%.

С целью повышения уровня сформированности безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста был разработан проект деятельности педагога по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехнических приемов. данный проект может быть реализован в течение 3 месяцев в дошкольной образовательной организации под руководством воспитателя и помощника воспитателя в режиме 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 2025 минут. Данный проект включает 20 занятий, рассчитанных на 20 часов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год