Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
ПДД детям
Автор: Тимофеева Наталья Александровна   
29.03.2022 11:38

«Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»«Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Из опыта работы

Воспитатель первой квалификационной категории: Тимофеева Наталья Александровна.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

 

Скачать конспект

Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

Образовательные:

  • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Научить детей предвидеть опасную ситуацию, уметь, по возможности, избегать ее, а при необходимости действовать.

Развивающие:

  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
  • Выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей

Решение задач осуществляю через образовательную деятельность познавательного цикла с использованием ИКТ, беседы, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые, интерактивные, дидактические игры; совместную деятельность взрослых и детей. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедийной установки, и других технических средств в целях воспитания и развития познавательных, творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника, усиления его мотивации.

Обучение ПДД не выделятся в самостоятельный раздел, а включено в направления ООП и реализуется через:

  • организованные формы обучения на занятиях: минутки безопасности, ознакомление с окружающим, развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, изодеятельность и др.
  • совместную деятельность взрослого и ребенка (проекты, акции, конкурсы),
  • самостоятельную деятельность ребенка.

Работу по обучению безопасному поведению на дорогах веду в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2010 год и региональным стандартом «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», под редакцией Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина, 2008 год.

В парциальной программе «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» отражается системный подход к обучению правилам дорожного движения, психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста, основные принципы отбора и построения содержания обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах, использование содержания правил дорожного движения на занятиях по развитию речи, методы обучения правилам дорожного движения в ДОУ и т.д.

Для улучшения качества дошкольного образования использую в своей работе технологии: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б. Стеркиной, Т.Н. Авдеевой и методические разработки:

  • Ахмадеева Р.Ш. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»
  • Шалаева К. П. «Мои друзья дорожные знаки».
  • Шорыгина Т.А. «Беседа о правилах дорожного движения».

В дошкольном возрасте необходимо формирование целостного представления об улице, транспортных средствах. которые окружают ребенка, с последующим выделением наиболее значимых для обучения дорожных т ситуаций и объектов. Если всегда подходить к дороге и говорить ребенку «Стоп!», со временем он начнет это понимать. Дети должны знать всех участников дорожного движения. Необходимо рассказывать детям об основных элементах дороги, а именно: самой дороге, проезжей части, тротуаре, обочине, пешеходном переходе. Знакомить с видами транспорта. Познакомить с сигналами светофора и объяснить, что они означают. Формировать представление о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, о функциональных особенностях предметов, необходимых для игр по ПДД.

При ознакомлении детей с ПДД я активно использую мультимедийные презентации в программе PowerPoint, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала: «Какой бывает транспорт»; «Улица города»; «Светофор»; «Поезд и железная дорога»; «Помощники на дорогах»; «Светофорик приглашает»; «Причины дорожно-транспортных происшествий»; «Сведения о дороге и ее главных составных частях»; виртуальная экскурсия «Путешествие с Незнайкой».

В своей работе я использую интерактивную доску — это «волшебная доска» для детей, которая позволяет показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске. Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать обучение детей правилам дорожного движения красочнее, информативнее и увлекательнее. А как интересны детям интерактивные игры: «Собери машину», «Четвёртый лишний», «День рождения Ёжика», «Транспорт», «Подбери дорожный знак» и другие. В работе с детьми использую проблемно-ситуационные модели; круги Луллия по ПДД, а также мнемодорожки.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Не первый год веду кружок по изучению ПДД «Зеленый свет». На занятиях, проходящих 2 раза в месяц с детьми беседуем как правильно вести себя в возникающих дорожных ситуациях, закрепляем правила поведения на улицах, транспорте и, конечно же, играем. В ходе обучения применяю различные методические приемы: игровые, словесные, взаимодействие с игровыми персонажами, наглядные, художественное слово, практические действия с предметами, разбор проблемных ситуаций.

На участке ДОУ организована специально оборудованная ПДД-площадка с разметкой и пешеходными переходами, круговым движением, на которую выносятся дорожные знаки, светофоры для игр. Воспитанники на этих площадках играют роли водителей, пешеходов, инспекторов ДПС, закрепляя знания, умения и навыки безопасного поведения.

В коридоре второго этажа МБДОУ создана настоящая игровая площадка для детей «Школа пешеходных наук». Это место, где воспитанники могут наглядно рассмотреть различные ситуации на дороге, увидеть некоторые элементы большого города.

Необходимым условием успешности моей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с Отделом ГИБДД ОМВД России по Тетюшскому району. Встречи с государственным инспектором безопасности дорожного движения Гариповым И.И., инспектором по пропаганде дорожного движения Волковым С.В. стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием общались и обсуждали проблемы дорожного движения, играли в дидактические игры, участвовали в практических мероприятиях.

При их непосредственном участии проводились: акции «Засветись!», «Засветись! Стань заметным на дороге!», целью которых стало привлечение внимания пешеходов и водителей к использованию светоотражающих элементов на одежде, рюкзаках; акция «Зебра пришла в детский сад»; тематическое мероприятие по ПДД «Путешествие в город дорожных знаков», где инспектор рассказал о значении световозвращающих частиц, а также о правилах перевозки детей в автомобилях; профилактические беседы о соблюдении правил дорожного движения.

С целью обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ наших воспитанников навещают гости из Буинского отделения отдела профилактики ТУ г. Казани ГБУ «Безопасность дорожного движения» начальник – Сергудаева А.В., специалист Мурзакова С.М. Интересные мультфильмы, викторины, акции – вот неполный перечень мероприятий, проводимых ими. И, конечно, гости всегда приезжают с подарками, которые очень любят наши дети.

Не единожды приходил к дошколятам отряд ЮИД «Тетюшской средней общеобразовательной школы №2», пропагандируя правила дорожного движения. Ребята проводят интересные игры, конкурсы, загадывают загадки. Малыши с большим интересом принимают участие в этих увлекательных занятиях по ПДД.

«Стань заметнее!» под таким девизом прошел онлайн мастер — класс подготовительной группы, где ЮИДовцы отряда "Зеленый свет" рассказали своим родителям о важности ношения светоотражающих элементов и показали, как сделать фликер своими руками.

Юные инспектора не оставили без внимания и ребят младшей группы. Для них провели акцию «Засветись в темноте, малыш!». Воспитанники рассказали своим подопечным о безопасном поведении на дороге в зимнее время. Разъяснили, почему так важно иметь светоотражающие элементы в тёмное время суток. Ребята изготовили своими руками фликеры и подарили малышам. Пусть ярко светит огонёк темноте и помогает водителям увидеть пешехода в вечернее время!

Осенью был реализован мини проект «Наш друг — светофор». Ребятишки смотрели мультфильмы «Смешарики», «Уроки Тетушки Совы», просматривали Мультимедийные презентации, играли в интерактивные игры, вместе с родителями решали проблемные ситуации, в которых сами помогали героям, попавшим в трудную ситуацию. Например: «Помоги Колобку перейти через проезжую часть. Итоговым мероприятием была интеллектуальная игра «Знает правила семья – значит, знаю их и я» с участием родителей и инспектора ГИБДД.

Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге.

Работа по формированию навыков безопасности дорожного движения у дошкольников параллельно веду с педагогами и родителями воспитанников. Для педагогов были сделаны буклеты -рекомендации по обучению дошкольников правилам дорожного движения. По электронной почте разослана интерактивная игра «Знать отлично ПДД желает знать ГИБДД»

Накопленными знаниями и опытом делюсь с коллегами ДОУ, района, республики.

  • В рамках обучающего республиканского семинара выступила по теме: «Современные подходы в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
  • На зональной научно-практической конференции выступила с проектом «В стране правил дорожного движения»
  • Приняла участие в районном фестивале, где презентовала дидактическое пособие по ПДД «Познавайка»
  • мастер-класс «Мы и дорога»
  • деловая игра-практикум «Азбука безопасности»,
  • консультации по организации и обучению ПДД детей в разных возрастных группах с применением ИКТ.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями. Ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. Для родителей были организованы консультации: «Безопасность на дороге» «Безопасность дома» «Осторожно гололед», «Дорога не терпит шалости — наказывает без жалости», «Весна на улицах города».

С целью привлечения родителей к решению проблемы, я использую различные формы взаимодействия с применением ИКТ:

  • электронное анкетирование;
  • памятки в виде электронных буклетов, консультации на CD-дисках; рассылки по e-mail
  • совместный просмотр видеоматериалов и последующее их обсуждение.
  • электронные конкурсы, викторины по ПДД для эрудированных родителей.

Большим интересом среди родителей пользуется интернет портал «Дорога без опасности», где представлено много методического материала.

Был выпущен очередной номер электронной газеты по ПДД «Весёлые уроки» для родителей. Организовано электронное тестирование для родителей «Я и мой ребенок на дороге».

За круглым столом «Безопасность детей в наших руках». Родители рассмотрели и обсудили ситуации, которые могут произойти на дороге. Видеоролик «Халатность родителей», представленный инспектором ГИБДД Ильмиром Ильсуровичем, призвал всех быть очень внимательными и осторожными, строго соблюдать ПДД. А, участвуя в интернет игре «Дорожные знаки», родители освежили в памяти предупреждающие, запрещающие знаки, знаки сервиса.

Для выявления знаний детей, была проведена диагностика в начале и конце года, которая выявила, что у детей повысился уровень знаний по ПДД. Они узнали об основных источниках и видах опасности на улице, дети стали проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле, требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.

Я думаю, что мы добились определенных результатов работы в вопросах профилактики ДДТТ, о чем свидетельствует отсутствие несчастных случаев на дороге с детьми. У детей и родителей сформированы знания по безопасному поведению во время пеших прогулок и перевозки детей. Большинство родителей стали особое внимание уделять правилам движения по пути следования в сад и из сада. При перевозке детей личным транспортом пользоваться автокреслами стали -98% родителей.

И считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы

  1. Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 5-6 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012.
  2. Г. П. Шалаева Мои друзья — дорожные знаки. Серия: Школа раннего развития. Изд. Слово: АСТ, 2010.
  3. Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. — М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
  4. Инфоурок: сайт. – 2018. — URL: http: //infourok. ru/
  5. Копилка уроков: сайт. – 2013. – URL: https: //kopilkaurokov. ru/
  6. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет. — Волгоград: Учитель, 2011
  7. Н. Н Авдеева., О.Л Князева, Р.Б. Стеркина, Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  8. Образовательная социальная сеть: сайт. – 2010. – URL: https: //nsportal. ru/
  9. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Учебное пособие /авторы-составители: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р. Н. Минниханов и др.; Казань – 2008.
  10. Т. А. Шорыгина Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. /- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  11. Учебно-методический кабинет: сайт. – 2011. – URL: http: //ped-kopilka. ru/
  12. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку.» Издательство: «Скрипторий» 2006.
  13. Э. Я Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения.»; Издательство: М.: Просвещение, 1975.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год