Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование пальчиковых игр на занятиях по изучению правил дорожного движения у дошкольников.
ПДД детям
Автор: Дворникова Татьяна Александровна   
11.02.2022 18:29

Использование пальчиковых игр на занятиях по изучению правил дорожного движения у дошкольников.Использование пальчиковых игр на занятиях по изучению правил дорожного движения у дошкольников.

Самое дорогое у человека – это жизнь. В обязанности любого взрослого входит сохранить жизнь и здоровье ребёнка, поэтому мы должны с детства заниматься с малышами изучением правил дорожного движения. В нашем детском саду большое внимание уделяется пальчиковым играм. Они выступают одним из важнейших инструментов для развития мышления и речи детей. Малыши всегда с интересом, любопытством и энтузиазмом подходят к занятиям. Пальчиковая гимнастика доставляет ребенку удовольствие и радость, а также стимулирует активное восприятие речи. Это позволяет в игровой форме изучать серьёзные вещи. Дети высказывают свои мысли вслух в процессе игры, что положительным образом влияет на их развитие. Такого рода занятия приносят не только массу приятных впечатлений, но и пользу, ведь, повторяя за взрослыми, малыши могут многое запомнить и в дальнейшем использовать самостоятельно.

 Скачать конспект

Сочетание произношения различных стихотворений с гимнастикой, массажными приемами дает уникальный эффект физического и умственного совершенствования.

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр

  1. Перед игрой следует подготовить ребенка к выполнению упражнений, предварительно обсудив ее содержание, отрабатывая при этом комбинации пальцев, жесты и движения. Это также поспособствует созданию необходимого эмоционального настроя у малыша.
  2. Прежде чем приступить к занятию, детям необходимо разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Затем выполняется разминка пальцев: сгибая и разгибая их.
  3. Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками от 3 до 5 раз в комфортном медленном темпе.
  4. Желательно вовлекать все пальцы руки при выполнении упражнений.
  5. Необходимо делать упражнения вместе с ребенком, показывая собственную увлеченность игрой.
  6. Указания в процессе игры нужно давать доброжелательным, спокойным тоном, четко проговаривая, что и как стоит сделать.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Важно контролировать правильную постановку кисти руки, при необходимости оказывая ребенку помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
  10. При проведении игры дети постепенно разучивают текст: сначала произнося его по частям, затем целиком, соотнося при этом с движениями.
  11. Упражнения следует своевременно пополнять и заменять новыми. При этом, особенно понравившиеся из них, можно оставить в качестве основных и выполнять время от времени по желанию детей. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей ребенка.
  12. Не следует ставить перед ребенком слишком сложных задач, нагрузка должна оставаться комфортной и приятной. В противном случае велик риск, что пропадет всякий интерес к игре. По той же причине нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Можно попробовать выяснить причины отказа и, если такое представляется возможным, устранить их. Например, поменяв игру либо конкретное задание, движение.

При проведении занятия в первую очередь объясняют упражнение, показывают положение пальцев, кисти, дают словесные указания. Если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, необходимо ему помочь, подсказать, направить, взять его руку в свою и действовать совместно с ним. Также можно научить детей помогать свободной рукой работающей в случае необходимости.

Тексты пальчиковых игр взрослый должен произносить максимально четко и выразительно, подчеркивая отдельные слова, делая паузы, меняя при этом тональность голоса, а движения выполнять синхронно с текстом. Малышам зачастую трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью.

Во время занятий воспитатель может использовать:

1. Игры с пальчиками.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не всегда удачные движения, следует его поощрять в этом и хвалить. Можно показать такие творческие достижения маме, папе, бабушке, дедушке или другим членам семьи.

Помимо прочего, тексты упражнений можно пропевать, используя любую подходящую мелодию. Такие игры позволяют проводить занятия эффективнее, поскольку пение очень привлекает внимание ребенка.

2. Гимнастика для пальчиков.

Гимнастику для пальцев рук можно разделить на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Проводятся они в игровой форме.

При выполнении массажных движений следует использовать следующие приемы:

вибрация (кончиками полусогнутых пальцев наносятся легкие удары один за другим);

поглаживание (медленно и плавно производятся движения кистью в различных направлениях);

легкое растирание (используется большая сила давления, нежели при поглаживании, но делается аккуратно и легко).

Важно, чтоб массаж не вызывал у ребенка неприятных ощущений. Движения выполняются от кончиков пальцев в направлении запястья.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться воспитателем в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук ребенка. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Продолжительность – 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.

В своей работе с детьми мы используем следующие комплексы пальчиковой гимнастики:

1. «Разные автомобили»

Все машины по порядку,

Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой)

Бензовоз, мусоровоз, (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)

С молоком молоковоз, с хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

2. «Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много. ( «грозят» пальчиками»)

Раз — Внимание дорога! (Загибают поочередно пальцы)

Два — сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

И всегда их выполнять. (Показывают «класс!» большим пальцем)

3. «Постовой»

Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи! ( «грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди! ( «грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти. (Пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте)

4. «Автомобиль»

В «Автомобиль» друзья играли

Вот из чего его собрали:

Двигатель, капот и фары

И колеса по две пары.

Есть багажник для вещей,

Бардачок – для мелочей.

Есть в нем руль – для поворота

И салон, где едет кто-то.

Есть и звуковой сигнал,

Пешеход, чтоб услыхал.

5. «Мы пешеходы»

Все пальчики водители

Машиной управляют! (крутят рули)

А так все пешеходы

Идут и не скучают

Идут по тротуару

Все правилу верны!

Все держатся лишь правой

Лишь правой стороны

6. «Машины»

На улице нашей (массируем каждый пальчик на руках)

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

7. «Машинка»

Заведу мою машину «мотор» -

Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать

Крепко-крепко руль держу «держать руль»

На педаль ногою жму. топать правой ногой

8. "Транспорт"

Будем пальчики сгибать –

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали.

9. «Забавная машинка»

Би-би-би — гудит машина.

Тук-тук-тук — мотор стучит. (Стучать кулачком одной руки по ладошке другой руки.)

Едем, едем, едем, едем, — (Хлопать в ладошки.)

Шины трутся о дорогу, (Топать ногами.)

Шу-шу-шу — они шуршат. (Потирать ладошками.)

Быстро крутятся колёса. (Выполнять «моталочку».)

Та-та-та, — они спешат.

10. «Светофор»

Красный свет – твой первый друг -

Деловито строгий

Если он зажёгся вдруг -

Нет пути дороги.

Жёлтый свет – твой друг второй

Даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул

Своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет!

Я порукой в этом!

При переходе площадей,

Проспектов, улиц и дорог

Советы этих трёх друзей

Прими и выполни их в срок.

Загорелся красный свет –

Пешеходу хода нет.

Подводя итоги, следует отметить, что пальчиковые игры безусловно вносят весомый вклад в жизнь детей дошкольного возраста. Их просто необходимо использовать на занятиях по ПДД, так как запоминание данных правил малышами происходит легко, им всё доступно и понятно. Проведение пальчиковых игр в детском саду несомненно ведёт к профилактике, а значит к предотвращению детского травматизма. Пальчиковые игры оказывают огромное влияние на физическое и умственное развитие детей, способствуя помимо прочего сближению участников процесса, развивая внимание и способность к концентрации малышей. Такие игры приносят целый спектр положительных эмоций, удовольствия, развивают память, творческий потенциал, формируют чувство уверенности. Этим и обусловлена несомненная важность правильного проведения данных игр.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., Изд. центр «Академия», 1997 г.
  2. Борисенко С.Е., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб.: «Паритет», 2002 г.
  3. Волкова Л.С., С.П. Шаховской. Этиология нарушения речи. — М., ВЛАДОС, 2002

Воспитание детей разного возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук С-Пб «Детство –Пресс» 2005

4. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. — М.: ЭКСМО, 2005

5. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. — Санкт-Петербург, 1997

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008 г.

7. Нижегородцева Н.В., В.Д. Шадриков. Психолого — педагогическая готовность ребенка к школе. — М., ВЛАДОС, 2002

8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов-на -Дону: ФЕНИКС, 2007

10. Урадовских Г. Руки учат говорить. Логопедические занятия.

11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. — М.: ООО Издательство "Дом. ХХI век", 2006

12. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.

Выполнила: Дворникова Т.А. воспитатель МБДОУ д/с №34 п. Селекция Нижегородская область Кстовский район

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год