Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Опыт работы по обучение детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»
ПДД детям
Автор: Шикова Екатерина Разимовна, Левичева Ольга Александровна   
02.12.2021 09:35

«Опыт работы по обучение детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»«Опыт работы по обучение детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»

Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах является значимой проблемой в современном обществе. Огромная работа проводится в дошкольных образовательных учреждениях по данному направлению. На первый план выступает не только цель научить ребенка безопасному поведению, но и не отклониться от требований ФГОС, реализовав прописанные в нем задачи, так как на выходе из дошкольного учреждения ребенок должен соблюдать социальные нормы поведения и правила в различных ситуациях, соблюдать правила безопасного поведения.

Цель воспитательной работы по обучению дошкольников – это расширение знаний детей о безопасности в окружающем нас мире, формирование у детей привычки безопасного поведения на дорогах.

Проделанная работа реализуется на основе в следующих нормативных документах:

 

Нормативно-правовая база

  1. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2015 — 2021годах".
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  3. изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09. 2020;
  4. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерство образования и науки РФ от 1.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 01. 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1. 2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  6. Конвенция «О защите прав ребенка» (Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).

Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, направлена на то, чтобы снизить риск участия детей в дорожно-транспортных происшествий по вине детей. В детском саду необходимо познакомить детей, подвести их к реальным событиям, с которыми им придется столкнуться в будущем, и в игровой форме сделать все, чтобы этого не происходило.

Эта продолжительная общественная и педагогическая задача должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и в отношениях с другими людьми.

Обучение безопасному поведению старших дошкольников на дорогах, способствует формированию навыков поведения в повседневной жизни, ознакомлению с окружающей действительностью, развитию таких психических и речевых процессов, как развитие речи, памяти, мышления, внимания. Процесс обучения проходит, интенсивно затрагивая игровую деятельность, изобразительную деятельность, а также конструирование.

Приоритетное направление деятельности воспитателя состоит в получении старших дошкольников определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, хорошо – плохо, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (автомобиль проехал – можно переходить).

Особенное значение для становления характера имеет привычка контролировать свои порывы и желания (хочется бежать – но нельзя; другим можно — мне нельзя). Умение концентрировать свое внимание, самостоятельно принимать решения.

Целью проделанной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников является поиск методик, применяемых в детском саду, позволяющих сократить участие дошкольников в дорожно-транспортных происшествиях.

Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения:

- проведение профилактической работы среди дошкольников по формированию первичных навыков по соблюдению правил дорожного движения.

Воплощение задач по воспитанию у детей безопасного поведения должно начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, при образовательной деятельности, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.

В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, направленная на формирование знаний детей дошкольного возраста о безопасном поведении на дорогах. При создании РППС учитываются следующие принципы:

  • Принцип активности — Формирование активности у детей и предоставление им активности взрослыми. Ребёнок и взрослый становятся творцами предметного окружения в процессе личностно-развивающего взаимодействия. – Непосредственное участие детей при оформлении центра ПДД
  • Принцип гибкого зонирования — предоставление детям возможности заниматься одновременно разными видами деятельности, не препятствуя друг другу
  • Принцип стабильности — динамичности развивающей среды — предоставление возможности ребенку смены окружающей среды в соответствии с желаниями – многофункциональные трансформируемые системы
  • Принцип социализации — формирование социальных чувств и устойчивых привычек безопасного поведения старшего дошкольного возраста — создание центров безопасности
  • Принцип индивидуальной комфортности — среда вызывает эмоциональный отклик у детей, повышая активность ребёнка — игры, пособия должны быть яркими, красочными, находиться в доступном месте и вызывать у ребёнка желание играть с ними
  • Принцип учёта возрастных различий детей – В старших группах важное место при изучении правил безопасного поведения на дороге занимают компьютерные дидактические игры, макеты микрорайона, которые представляют собой нарисованный на плоской доске участок безопасного пути следования ребенка в детский сад. На нем располагается улица, дорога, перекресток, макеты домов, и других объектов в миниатюре.

Направление «Обучающее» — совершенствование форм и методов работы с детьми путем введения в педагогический процесс обучающей развивающей образовательной деятельности по ПДД.

Обучение проходит через несколько этапов:

Первый этап — детализирование представлений детей о ПДД, т.е их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Диагностика проводится в начале и конце года, для определения уровня знаний детей по ПДД.

Второй этап — расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД, наблюдение за движением транспорта на улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап — формирование сознательного отношения к соблюдению ПДД. Воспитатель в работе с детьми используются различные формы организации детской деятельности: экскурсии на пешеходные переходы и автобусные остановки, встречи с сотрудниками ГИБДД, беседы, чтение художественных произведений, практическая деятельность, продуктивная деятельность, наблюдения. Все они подводят детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей, насколько важно для каждого из нас соблюдение Правил дорожного движения.

Четвертый этап — формирование у детей чувства ответственности. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже.

Пятый этап — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Он включает: систему подготовки детей к правильному поведению на улице, организацию игр и специальных практических занятий.

Внимание детей акцентируется на интересующие его объекты, которые ему легко разглядеть на расстоянии до 5 метров, при большем расстоянии внимание рассеивается, и оценка происходящего происходит не на должном уровне. Пережитое дошкольником событие яркое и эмоциональное, позволяет представить ребенку всю ту страшную картину, которая могла случиться, если не следовать правилам дорожного движения, и не применять полученные знания на практике.

В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей. Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».

Воспитатель старшей группы должен продолжать учить детей ориентироваться в многообразии транспортных средств района города, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители; свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем районе города (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта); познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху.

Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд. Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса.

с детьми старшего дошкольного возраста проводят целевые прогулки к пешеходному переходу, автобусной остановке. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо.

Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями милиционера-регулировщика. После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, слайды, диафильмы. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.

В заключении хочется сказать формирование и развитие у дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды с раннего возраста, дают высокую вероятность, того что ребенок применит полученные знания в детском саду, а также в домашних условиях, и не случится беды. «Безопасность это процесс, а не результат» Брюс Шнайер

Актуальность поднятой сегодня проблемы обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети.

На наш взгляд, решение данной проблемы возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по профилактике ДДТТ, использование инновационных форм, способствующих развитию общей культуры безопасного поведения на дороге всех участников дорожного движения, обучение детей, педагогов, родителей безопасному поведению в различных опасных ситуациях в дорожно-транспортной среде, взаимодействие с общественностью и ГИБДД. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем.

Эта долгосрочная педагогическая задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми.

Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя: ознакомление с окружающим миром; воспитание навыков поведения в повседневной жизни; развитие речи; развитие памяти, мышления, внимания; ознакомление с конструированием; понимание изобразительного искусства; игру.

При реализации методов воспитатель должен исходить из того, что главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в получении определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Большое значение для становления характера имеет привычка сдерживать свои порывы и желания (бежать – но нельзя; другим можно, мне нельзя). Очень важна привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно принимать решение, анализировать.

Самое главное состоит в том, что такая работа должна проводиться постоянно 3–4 раза в неделю, во всех видах занятий с детьми, к одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят. Воспитатель любой группы должен хорошо знать формы и методы работы в разных возрастных группах детского сада по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год