Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование основ дорожной грамотности у дошкольников
ПДД детям
Автор: Хоменко Лилия Анатольевна   
09.07.2013 20:11

Формирование основ дорожной грамотности у дошкольниковХоменко Лилия Анатольевна
Воспитатель 2К МАДОУ Детский сад № 69 "Ладушки" г.Старый Оскол Белгородской области

Безопасность на дороге детей была и остаётся одной из самых острых проблем современности. Как уберечь детей, предотвратить трагедию семьи, никогда не испытать боль бессмысленной и невосполнимой утраты?
В городе Старый Оскол за последние годы много сделано для улучшения дорожного движения: благоустраиваются дороги, строятся тротуары и пешеходные дорожки, внедряются современные средства регулирования движения. Однако принимаемые меры перечёркиваются противоправным поведением участников дорожного движения, недисциплинированностью пешеходов.


Помощь обществу в решении этой проблемы первыми могут оказать воспитатели детских садов. В дошкольном возрасте восприимчивость у детей к обучению высока, а навыки легко формируются и прочно закрепляются. Посредством развития и обогащения жизненного опыта можно достичь значительных результатов в овладении основными понятиями, умениями и навыками, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.
Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но, к сожалению, они написаны только «взрослым» языком, поэтому главной своей целью и задачей для родителей, считаем умение доступно объяснить правила ребёнку.

Анализируя свою практическую работу с детьми, мы сделали вывод о том, что отличное знание Правил дорожного движения само по себе не гарантирует малышу безопасности. Необходимо разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать устойчивые практические навыки у детей для применения их в сложных дорожных ситуациях.
Обучая детей Правилам дорожного движения, старалцеь использовать все доступные формы и методы работы. Это - беседы, игры - тренинги, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры. Проводились специальные занятая но разработанному перспективному плану, на которых дети не только получали знания, но и отрабатывали практические навыки, занятия в авто-городке с участием сотрудников автоинспекции. Полученные знания закрепляли в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.
Пользовались такими приёмами: использовали свой и родительский авторитет, нежелание ребёнка огорчить взрослых плохим поведением, организовывали игровые ситуации для введения детей в роль культурных пешеходов с положительными привычками, давали чёткую мотивацию правильного поведения: «Это нужно для меня», «Я буду хорошим пешеходом»
Наиболее эффективным оказалось ситуативное обучение - систематизация и анализ типичных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. В процессе учёбы дети наблюдали за реальной обстановкой на дороге, ситуацией воспроизводимой на макете, схеме или в авто-городке. Затем давали оценку действиям участникам дорожного движения, составляли рассказы о том, как бы я поступил в этой ситуации?
Очень нравятся дошкольникам занятия, где им предлагается выполнять самостоятельно какие-либо задания: пройти лабиринт и помочь кому-то, раскрасить дорожные знаки или дорисовать недостающие элементы, найти правильный выход из сложившейся дорожной ситуации, решить кроссворд, логическую задачу.
Отрабатывая практические навыки, объясняли детям, какая ошибка совершается наиболее часто: решив перейти проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись, некоторые дети сразу же выходят, а иногда и выбегают на проезжую часть дороги. Что может произойти?
Человека транспорт сильно ударяет, отбрасывает его в сторону на несколько метров и может даже переехать.
Как выработать у детей навык наблюдения за проезжей частью и объяснить правила её перехода?
Например, можно так: дети подходят к пешеходному переходу, останавливаются (заостряю внимание на обязательной остановке). Затем подчёркнутым движением поворачивают голову влево, потом направо и ещё раз налево, убедившись в безопасности, строго под прямым углом к проезжей части, дети, не спеша, переходят дорогу. Нельзя бежать, разговаривать, толкаться. Дойдя до середины, останавливаются и поворачивают голову направо, налево и ещё раз направо. Рассказывается, как вести себя на середине проезжей части, если пришлось сделать вынужденную остановку.
А вот как отрабатывались навыки предвидения опасности на проезжей части: несколько детей на велосипедах, или с игрушечным транспортом располагались на дорожке за кустами так, чтобы их не было видно. Рассказывалось, какую ошибку часто делают дети: видят, что опасности нет, и выбегают, не посмотрев по сторонам, прямо на проезжую часть. А транспорт появляется из-за кустов, ведь водитель не ожидает появления человека в месте, где нет перехода. Потом дети смотрят, как, ранее не видимые, появляются и проезжают транспортные средства. Руководя их деятельностью, всегда старались поощрить правильное поведение, а не наказывать за нарушения.
Особое значение всегда придавалось необходимости развивать мышление: умению обрабатывать полученную информацию, подключать знания, полученные от родителей, взрослых, от средств массовой информации (телевидение, радио, кино). Ведь от того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза её развития. На занятиях по психоэмоциональной разгрузке обучали воспитанников способам психологического тренинга в неординарных ситуациях, которые могут произойти на дороге, по необходимости проводили психотерапию детских страхов «Внимание! Автомобиль!», «Если не успел на зелёный сигнал светофора?»
Большое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды. Совместными усилиями детей и родителей создали уголок безопасности дорожного движения. Он включает в себя: игрушки - автомобили, модели средств регулирования дорожного движения (светофор, дорожные знаки), фигурки пешеходов, макеты различных зданий, деревья, схему перекрёстка и дорог, настольно - печатные игры: «Изучаем дорожные знаки», «Мой путь в школу», «Расставь знаки» и другие, плакаты, кубики, сюжетные картинки с дорожными ситуациями, атрибуты для сюжегно- ролевых игр (рули, шапочки, нагрудные знаки и символы, оборудование для ремонтных мастерских и автозаправочной станции).
Вместе с детьми изготовили занимательный материал: альбом с кроссвордами, логическими заданиями, альбом с подборкой стихотворений и рисунками «Азбуку дорожную знать каждому положено», собрали небольшую библиотеку детских книг на дорожную тематику, серии раскрасок. Проделанная работа вызвала живой интерес у детей, особенно у мальчиков. Так многие стали коллекционировать модели автомобилей, собирали вырезки из журналов на тему «Транспорт», из конструкторов изготавливали автомобиль будущего. Любимыми стали сюжетно-ролевые игры: «Улица», «Поездка на автобусе», «Бензозаправочная станция», «Прогулка по городу», «Станция техобслуживания» и другие.
Одним из направлений работы по профилактике детского дорожного травматизма является взаимодействие с родителями воспитанников. Ведь родители - это и пешеходы, которые личным примером воспитывают наших детей, и водители, в салонах автомобилей которых сидят дети, и пассажиры городского транспорта.
В работе использовались различные формы работы с семьями: индивидуальный диалог с отдельными родителями, приобщение к чтению популярной литературы о культуре поведения, приглашение родителей на дискуссионные встречи с участием инспектора ГИБДД, врача - травматолога, проведение показательных мероприятий, практических занятий, например, «Оказание первой медицинской помощи в случае ДТП», размещение информации на стендах, ширмах, папках - передвижках и её регулярное обновление, раздача информационных писем, буклетов, памяток, тематические собрания, изучение положительного опыта семейного воспитания.
Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. У детей произошли значительные изменения. Они не только рассказывали, но и показывали (сами составляли дорожные ситуации, дорисовывали недостающие элементы рисунка, показывали движением рук, головы, положением тела) и проговаривали вслух свои действия. В поведении исчезла суетливость, неуравновешенность, спешка, бегающий взгляд. Появился навык наблюдения, у большинства детей сформированы навыки «переключения на проезжую часть» и «переключения на самоконтроль».
Родители больше внимания и времени стали уделять данной проблеме. Повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, и понимание личного примера ответственного поведения.
Несомненно, что проведённая работа оказывает положительное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Список литературы:
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Учебно-методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. 2004
Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко Дошкольникам о правилах дорожного движения. М. 2003
Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения в младших группах. Волгоград, 2009
Т.П. Гарнышева Как научить детей ПДД, Санкт-Петербург, 2010 г
К.Ю. Белая, В.Н. Зимонова, Л.К. Кондрыкина Твоя безопасность, М. 2000
О.В. Яременко Твой друг – автомобиль. М. 2001 г.
И.В. Ковалева Конкурсы виторины. Ростов-на-Дону 2001 г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год