Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Ознакомление дошкольников с государственной символикой
Патриотизм детям
Автор: Елена Мирошниченко   
06.01.2014 06:30

Ознакомление дошкольников с государственной символикойУправление образования администрации Гурьевского муниципального района Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Е.И.Мирошниченко
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
1. Ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
2. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
3. Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих  близких и свою Родину. Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково - символический, национально-культурный и эстетический.
Рисунок современного государственного флага и герба регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой России. Так, например, не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с изображением герба и флага.  Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Также не следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы. Нарушение целостности рисунка герба или флага может расцениваться как нарушение закона. Однако, соблюдая правовые основы, важно поддерживать и поощрять изображения символики детьми в их собственном изобразительном творчестве. Например, ребенок может нарисовать свой дом и украсить его Российским флагом, как в праздничный день.
Для проведения диагностики можно воспользоваться изданными дидактическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с изображением гербов и флагов разных стран. Примерные вопросы для беседы с детьми:
·       Что это? (герб России, флаг России)
·       Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный).
·       Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту; белый цвет – снег, облака;синий – небо, реки и моря, красный – огонь)
·       Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея).
·       Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)
·       Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)
·       Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолетах)
·       Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)
·       Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран)
·        Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком). Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей старшей группы


Знания
и представления


Характеристика
уровней знаний и представлений


минимальный


базовый


максимальный


Узнавать изображение герба
и флага России. Называть их: «Герб России», «Флаг России», знать, что цвета
герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Иметь
представление о назначении государственного герба и государственного флага.


Узнаёт герб и флаг России,
выбирает их среди изображений гербов и флагов других стран.


Уверенно выбирает
изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что
цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту. Имеет
представление о том, что изображение герба России можно увидеть на монетах, а
флага на машинах, самолетах, что флаги украшают улицу в праздничный день.


Уверенно выбирает
изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их. Знает, что
цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орёл – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета российского флага
определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том,
что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому
в праздники вывешивают на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб.

 

В подготовительной группе на ряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике предлагается также их расширение и углубление. Так, дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.
Хотелось бы обратить внимание, что выделенный в таблицах «максимальный уровень знаний и представлений» не является обязательным, однако некоторые ребята, проявляющие интерес к социальной действительности и способности к изучению истории, могут демонстрировать и такой уровень знаний.
При диагностике в подготовительной группе достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна России. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.
Знания и представления о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной группы.

 


Знания
и представления
 


Характеристика
уровней знаний и представлений
 


минимальный 


базовый 


максимальный 


Знать и называть
государственные символы: «флаг России», «Герб России», «Гимн России». Знать,
что цвета герба и флага, изображения на гербе означают добро и красоту. Иметь
представление о назначении 
государственного герба и государственного флага. Иметь представления о
правилах поведения при прослушивании государственного гимна.
 


Называет флаг, герб и гимн
России.
 


Называет флаг, герб и гимн
России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означает добро и
красоту, орел – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета Российского
флага определяет как цвета природы (снег, небо и т.д).  Имеет представление, что флаг и герб нужны
стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают
на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда
исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
 


Называет флаг, герб и гимн
России. Имеет представление о символическом значении изображений на гербе,
цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость
страны; всадник – победу добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий –
верность, правду; красный – отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что
государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками.
Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает,
когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
 

"День Государственного флага Российской Федерации"
Этот день получил статус праздника совсем недавно, поэтому о каких - то традициях говорить пока не приходится. Парады и демонстрации теперь не в чести.  Для создания новых форм таких  важных государственных праздников требуется  время. В нашем детском саду мы отмечали этот праздник впервые. Празднику предшествовала предварительная работа.  На музыкальных занятиях я организовала коллективное прослушивание Гимна Российской Федерации, дети определяли характер музыки Гимна как величавой, торжественной. Я объясняла детям, что Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
На  музыкальных занятиях  детям  предлагалось прослушать Гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.     Вошел в программу праздника и праздничный концерт, в котором приняли участие все воспитанники нашего детского сада. Они читали стихи, исполняли песни о России, танцевали народные танцы. Воспитанники подготовительной группы изготавливали  флажки в подарок малышам.
Каждый участник праздника получил в подарок ленточку триколор - символ  Российского Флага.
Вот таким  стал  День Государственного флага Российской Федерации в  нашем детском саду.
Сценарий праздника "День Государственного флага Российской Федерации"
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства.
Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести;
Синий - небо, верность и правду; Красный - огонь и отвагу. Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.
"Да она шила - вышивала тонко бело полотно,
Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,
Она строки строчила красным золотом".
Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.
Вверху - божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.
"Под тобой, березка, не огонь горит,
Не мак цветет - красны девушки в хороводе стоят"
Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица,
употребляя слово "красный" в значении "красивый".
Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.
И герб сочетает эти же цвета:
Белый - Святой Георгий Победоносец,
Синий - развевающийся плащ всадника,
Красный - фон, щит герба.
Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает
победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла
несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху
само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя и Заря Вечерняя.
С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических
образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный
коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей
России. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой
орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами - перьями?
Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости
нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных
мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.
Сегодня праздник нашего государственного флага, давайте и мы послушаем
торжественный гимн нашей России стоя!
Звучит "Гимн Российской
Федерации"
Россия,
Родина: Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что
нас окружает.
Россия:
Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы:
Березок юная листва
- Россия: Как из песни слово, Кругом леса, поля и реки
Раздолье - русская душа.
- Люблю
тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
- Люблю,
глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом - Русь!
Песня "Ты цвети,
Россия" Лившица.
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит
народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
Родина
любимая - что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить - Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни,
трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в
своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.
Самостоятельная работа "Флаг и герб" (рисование,
конструирование, аппликация.
Как говорится, кончил дело - гуляй смело!
Мы частушки пропоем и в веселый пляс пойдем.
Частушки (с игрой на ударных,
народных инструментах)
1.  Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Эх! Попросите только нас.
2.
Все по-гурьевски  гутарим.
Хорошо живем, мы  тут,
Мы с
веселой песней дружим,
Эх! Со сметаной хлеб едим.
3.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О старинном русском крае,
Эх! Песни звонкие поем.
4.
Ой, березонька-береза,
Раскудря-кудрявая.
Хорош ты, наш Бачат,
речка  величавая.
5.
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
До чего же ты красива
Гавриловска  гора.
6.
Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели,
Чтобы вы похлопали.
Начинаем
танцевать, да не знаем, как начать.
Раз - туда! Два - сюда! А потом - вокруг себя.
Исполняется
"Кадриль".
- Плывут
туманы белые
Над кружевом дубрав,
И кажется особенным
Настой медовых трав.
- Как
сладок воздух Родины,
Дышу, не надышусь,
А в речке отражается
Ромашковая Русь.
- Синицы
рады песнями,
Встречать зари восход,
И снова в роще кружится
Березок хоровод.
- Горит
в пол неба радуга,
Дивлюсь, не надивлюсь.
Аукну - и откликнется,
Ромашковая Русь.
- Куда
не глянешь - светится
Хрустальная роса.
В малинниках, в орешниках
Всех сказок чудеса.
- На эти
дали дальние
Смотрю, не насмотрюсь,
На все четыре стороны:
Ромашковая Русь!
Исполняется песня "Моя
Россия" .

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год