Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Краеведение в дошкольном детстве
Патриотизм детям
Автор: Лопушанская Ирина Анатольевна, Ченцова Ольга Николаевна   
26.11.2016 21:27

Краеведение в дошкольном детствеКраеведение в дошкольном детстве

Ченцова О.Н. Лопушанская И. А. воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область

Что может быть для человека дороже, выше, чем любовь к своей Родине! Именно это святое чувство делает его непобедимым богатырем, ведет на новые великие подвиги.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.

 

В нашу жизнь все активнее входит краеведение. Чтобы открыть ребенку большие возможности для проявления творческих способностей. Мы знакомим детей с жизнью, бытом, природой и культурой, отчего края. В нашем детском саду краеведение развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами. Оно способствует осуществлению уровня трудового и нравственного воспитания дошкольников. Перед нами поставлены важные задачи – подготовить подрастающее поколение к созидательной деятельности, общественно-полезному труду.

Коренные преобразования в стране конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья, в основе которого лежит сложный педагогический процесс – нравственно – патриотическое воспитание.

Чувство Родины – родного края, начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким и родным людям, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Начиная со старшей группы, так как мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи, и они приходят к нам в старшую группу, решаем задачи нравственно – патриотического воспитания.

Продолжаем знакомить с родным краем – Белгородской областью, геральдикой – герб и флаг, областным центром – городом Белгородом, с историей названия города Губкин, геральдикой – города.

Продолжаем обзорное знакомство с географическим расположением области, историей образования области. Основные достопримечательности города (природные, архитектурные, исторические).

Детям интересна роль родного края в годы Великой Отечественной войны. С удовольствием знакомятся с героями фронта и тыла, узнают о том, что 5 августа – День города, что Белгород – город — Первого салюта, что Белгород и Старый Оскол – города Воинской славы России, что Прохоровка – Третье ратное поле России. Предлагаем для рассматривания военные памятники на территории Белгородской области.

Посещаем музеи родного края: историко-краеведческий, библиотеки, памятники и контактные скульптуры Белгородчины.

Знакомим с известными и знаменитыми люди Белгородского края.

М.С. Щепкин — великий русский актер – наш земляк. Н.Ф. Ватутин — военачальник, герой Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В.Г. Шухов – гениальный ученый-инженер. Дважды Герой Труда В.Я. Горин. Знаменитые современники: С. Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, белгородская волейбольная команда «Белогорье» — олимпийцы, Ф.Емельяненко – борец, чемпион мира по боям без правил. Объяснили детям, что небесный покровитель земли Белгородской святитель Иоасаф.

Доносим до детей информацию о народных промыслах Белгородской области, народных умельцах — Борисовская керамика, Старооскольская глиняная игрушка. О преемственности в работе мастеров прошлого и настоящего. О профессиях народных мастеров и умельцев.

Знакомим с Белгородчиной творческой, устным народным творчеством: потешки, прибаутки, заклички, загадки, игры и т.д. С художественной и краеведческой литературой: детские писатели и поэты Белогорья — В. Молчанов, Е.Дубравный, Ю.Макаров, В.Колесник, В Черкесов и др. Музыкальный фольклор. Детские композиторы: А.Балбеков, Е.Рыбкин и др. С песнями о Белгороде, родном крае.

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании ребенка. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать.

Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Воспитывая у дошкольников понятие, Родина мы даем конкретные представления о том, что им близко и дорого. Учим чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитываем любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.

Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Мы проводим некоторые формы педагогической работы: приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми. К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью были проведены такие проекты как; «День победы», «Природа родного края» и др.

Мы стараемся так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о Белгородском крае, о подвигах на Курской Дуге, о труде своих земляков, о природе родной Белгородчины, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого прекрасного края.

Знакомя детей с родиной, показывая её особенности, даем представление о родном крае, как части большой страны – России, в которой они живут. Обязательно подчеркиваем, что каким бы особенным ни был наш родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны.

Список используемой литературы:

  1. Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций. Т. М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгород: 2015.
  2. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др.: Детство пресс, 2010, — 191с.
  3. Белгород. Очерки о прошлом, настоящем и будущем города.: Бук. Издание. 1969, 156с.
  4. Мой край. Книга для чтения по истории и природе Белгородской области. Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.
  5. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. С. Н. Нифонтова, О. А. Гаштова, Л. Н. Жук. Детство пресс: 2010.
  6. Наша Родина. Составители: Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова.: Просвещение, 1984.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год