Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Досуг для детей старшего возраста "Жители родного края"
Патриотизм детям
Автор: Басова Алёна Николаевна   
18.12.2014 16:40

Досуг для детей старшего возраста Жители родного краяДосуг для детей старшего возраста "Жители родного края"

Программное содержание:
1.    Уточнять и закреплять знания детей о животных родного края (волке, лисе, медведе, еже, белке, олене), их внешнем виде, повадках, условии обитания.
2.    Упражнять детей в составлении рассказов о жизни диких животных.
3.    Познакомить детей с коренными жителями севера – хантами, их бытом (изготовлением вязаных вещей из шерсти собак, самодельных игрушек).
4.    Обогащать словарь детей с помощью новых слов (шерсть, чесалка, пряжа, веретено, спицы).
5.    Закреплять умение лепить фигуру человека (куклы).
6.    Воспитывать любовь и интерес к своей малой Родине, к краю.

Скачать конспект
Оборудование: слайды, экран, женский национальный костюм, атрибуты домашнего обихода хантов, пластилин, оборудование для лепки, аудиозапись с хантыйской музыкой.
Ход занятия
  В-ль: Ребята, вы хотели бы посмотреть, как необыкновенно красива наша планета Земля? Тогда внимание на экран (демонстрация слайдов).
  Это наша планета Земля. Она очень большая и красивая. На ней помещается множество разных стран. Есть жаркие страны, которые расположены на юге Земли. Люди таких стран никогда не видели снега и даже не знают, что такое зима. Есть также и северные страны, в которых зима бывает холодной. В одной из таких стран живем и мы.
  У нас на Севере, в Ханты-Мансийском округе, очень короткое лето и длинная зима. Посмотрите, как бывает красиво зимой: ветки деревьев покрыты инеем, снегом. Как сказочно преображает снег зимний пейзаж! Снег нужен и земле, и растениям. Как ни странно нужен он им для тепла. Под снежной шубой намного теплее, чем в воздухе.
  А теперь давайте полюбуемся дикими животными, которые живут в наших северных краях. (На экране появляются картинки с дикими животными.)
Кто это, ребята? (Медведь). Кто из вас хочет рассказать о медведе? Кто знает про него все-все-все?  (Медведь умеет бегать, лазать по деревьям, плавать, лакомиться медом, спать всю зиму и т.д.).
  А теперь поговорим о  красавице лисе. (Дети составляют рассказ о лисе).
Далее на экране появляются картинки с белкой, ежом, зайцем, волком. Дети рассказывают про них. Воспитатель помогает вопросами: что умеет делать это животное? Опишите его внешний вид, повадки. Как передвигается?
  В-ль: А еще животные умеют делать зарядку. Хотите я вас научу?
Раз – присядка,                                            присесть
Два – прыжок,                                             подпрыгнуть
Это заячья зарядка.                                     «ушки на макушке»
А лисята, как проснуться,                          потереть кулачком глаза
Любят долго потянуться,                           потянуться
Обязательно зевнуть,                                 повороты туловища
Рыжим хвостиком вильнуть.                     движение бедрами вправо-влево
А волчата спинку выгнуть                         наклон вперед
И легонечко подпрыгнуть.                         наклон вперед
Ну, а мишка косолапый,                             согнуть руки в локтях
Широко расставив лапы,                            ноги на ширине плеч
То двумя, то всеми вместе                         переступая с ноги на ногу
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -                               руки развести в стороны
Начинаем все сначала.                              Повторить зарядку еще раз.
  В-ль: А сейчас посмотрите следующую картинку. На ней, ребята изображен Северный олень. Это тоже дикое животное. У оленя большие ветвистые рога. Живет он только на севере. Посмотрите на его высокие стройные ноги – они одеты широкими копытами, которые во время ходьбы раздвигаются в стороны и хорошо держат оленя на снегу, поэтому он может ходить по глубокому снегу и по болотам, не проваливаясь в них.
  Посмотрите теперь на эту картинку. На ней тоже олени, только у них почему- то спилены рога. Оказывается, ребята, олень может быть не только диким, но еще и домашним животным. Приручив оленя, люди спиливают ему рога. Северный олень приносит много пользы людям, живущим на севере: из теплой и прочной шкуры оленя изготавливают одежду. А если запрячь оленей, как лошадей, в упряжку, получится один из видов транспорта жителей севера. Посмотрите на картину, рядом с оленями стоит человек. Это – хант. Ханты – коренные жители Севера.  
  А вы видели когда-нибудь хантов? Хотите, я вас познакомлю с хантыйкой, с женщиной ханты, которую зовут Тэли? Красивое имя, правда? Ну, тогда за мной.
  Воспитатель с детьми подходят к специально оборудованному уголку хантыйского дома.
  В-ль: Хозяюшка, здравствуй! Выходи, встречай гостей.
  Выходит женщина ханты, здоровается с гостями. На столе у нее клубки шерсти, вязаные вещи.
  В-ль: Тэли, а чем это ты таким интересным занимаешься? Как много у тебя разных клубочков. Откуда они взялись?
  Тэли: У этих клубочков очень интересная история.
  Давным-давно жил-был человек – хант.
  Пришла однажды к нему собака и говорит:
  - Возьми меня к себе жить.
  - А что ты умеешь делать?
  Ребята, а как вы думаете, что рассказала про себя собака? (Ответы детей).     Воспитатель помогает детям: хорошо ли собака слышит? Быстро бегает? Умеет охранять дом? (помогает на охоте, спасает людей на пожарах, на Севере их запрягают в упряжки, и они перевозят грузы).
  Тэли: Слушайте дальше. Подумал, подумал человек и поселил собаку жить … куда? (в конуру). Задумался хант, чем же еще может пригодиться ему собака? И придумал. У собак, которые живут на севере очень теплая и густая шерсть, из которой можно вязать шапки, варежки, носки. Как вы думаете, ребята, для чего собакам, живущим на севере, теплая и густая шерсть? (ответы детей).
  И с тех пор мы, ханты, в том числе и я, делаем так: счесываю с собак шерсть, когда они линяют весной, затем стираю ее, хорошо просушиваю. Чтобы шерсть стала мягкой и пушистой, я ее расчесываю специальной чесалкой. Запомнили, чесалкой. Когда шерсть станет мягкой и пушистой, вот такой (дает детям потрогать), я ее скручиваю в нитку с помощью веретена. Вот оно. Посмотрите, как веретено может крутиться. Веретено скручивает шерсть в нитку. Вот так, вот так…
Готовые нитки я скручиваю в клубки. Вот так и появились мои клубочки!
  В-ль: Тэли, а что же дальше?
  Тэли: Дальше из этих ниток при помощи спиц я вяжу (показывает), и потом получаются такие красивые носки, варежки, шали.
  В-ль: Тэли, а кроме вязания, чем ты еще любишь заниматься?
  Тэли: Еще я умею делать игрушки-куклы для своих детей (показывает игрушки). Посмотрите, их я тоже одеваю в теплую одежду, потому что мы живем на севере, где всегда холодно. Одежду украшаю орнаментом, чтобы она была еще красивее, делаю опушку на рукава, капюшон, низ шубки.
Но у меня очень много детей, и всем им я не успеваю сделать игрушки, потому что стоит холодная зима, и мне нужно навязать им всем рукавички. Может быть, вы поможете сделать игрушки?
  В-ль: Ребята, поможем? С удовольствием! Мы сейчас много таких хантыйских кукол слепим.  Посмотрите, как это можно сделать. Из большого шара лепим форму конуса, морковки. Это будет туловище. Цилиндр раскатаем в длинную колбаску. Чтобы получилось две руки, колбаску нужно согнуть посередине и прилепить сверху на туловище. Из кубика катаем шар – это будет голова. Прилепляем лицо. Получилась кукла.
Но чтобы она была похожа на хантыйскую, ее шубку нужно украсить опушкой. Из белого пластилина катаем жгутики и прилепляем на низ шубки, на ее рукава, на капюшон.
Чтобы у вас тоже получилась настоящая хантыйская кукла, вы будете лепить под хантыйскую музыку. Дети лепят кукол.
  После того, как дети слепили кукол, они относят их Тэли.
  В-ль: Посмотри, Тэли, какие красивые хантыйские куклы получились у ребят, не отличишь даже от твоих.
  Тэли: Спасибо, ребята, вам за помощь. Вы очень мне помогли. Теперь у меня есть куклы, которые я подарю своим детям, и навязать рукавиц я им всем успею. И все благодаря вам. Приходите ко мне еще в гости. До свидания!
  В-ль: Ребята, теперь вы убедились, как красива и богата наша планета Земля, как много интересного вокруг: и природа, и животные, и сами жители. А чтобы еще раз полюбоваться зимней красотой нашего края, мы с вами отправимся на прогулку.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год