Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»
Патриотизм детям
Автор: Анастасия Владимировна Афанасьева   
17.12.2014 13:26

Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»
у старших дошкольников (из серии тематических занятий «Русский быт»)

Программное содержание:
•    знакомить детей с особенностями труда и быта людей в деревнях Белгородской области (исторический аспект);
•    формировать представления об этнических особенностях русской народной вышивки и ткачества;
•    воспитывать уважение к труду.
Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей (рассматривали экспозицию «Русская изба XVIII века»), образцы ткачества и вышивки Белгородской области.
Материал и оборудование: Настоящие прялка и веретено (в «Уголке русского быта»), клубки различных по фактуре ниток (шерстяные, шелковые и т.п.), изделия с элементами русской народной вышивки различных регионов Белгородской области.


Ход занятия:
Организационный момент: Занятие проводится двумя воспитателями. Один из них сопровождает детей в «Уголок русского быта», помогает детям в диалогах, начинает и завершает занятие. Второй воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль Хозяйки «Уголка русского быта».
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какие красивые вышитые изделия мы видели в краеведческом музее. Наша Хозяйка из «Уголка русского быта» тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.
Дети входят в «Уголок русского быта». В центре стоит прялка. Хозяйка прядет нить.
Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. Может, кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Нитку прядете.
Xозяйка: Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание ни прялку) Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. Я, например, родом из села Владимировки. Все женщины нашего села прядут нитки, чтобы потом соткать из них коврики, попоны, холсты. А в каких сёлах живут ваши бабушки и дедушки?
Дети перечисляют названия сёл.
Хозяйка: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)
Дети: Крутится, вертится.
Xозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь?
Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.
Xозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка. Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки?
Дети: Чтобы вязать.
Хозяйка Что можно связать из этих ниток?
Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.
Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?
Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда.
Хозяйка: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине).
Дети: Чтобы вышивать.
Хозяйка: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками?
Дети: Полотенце, наволочка, скатерть, салфетки.
Хозяйка: Да. И это не просто вышивка. Это старинная старооскольская вышивка. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших пра- прабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек, а из шерстяных нитей - яркие клетчатые ковры. Были эти ковры такими красивыми и прочными, что их возили на продажу в Харьков и даже в Москву.
Воспитатель: Вы видите, сколько труда и умения прикладывает наша Хозяйка, чтобы прясть нитки, вышивать, шить. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать?
Дети: Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая, она рукодельница.
Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят!
Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде:
Рабочие руки не знают скуки;
Дело мастера боится;
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Дети хором повторяют пословицы.
Воспитатель: Очень хорошо! А может быть, и вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? Поднимите руку и скажите их нам.
Дети:  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
            Делу время - потехе час;
            Кто не работает, тот не ест   и т.п.
Хозяйка: Молодцы! Я уверена, что среди вас ленивых нет, и вы всегда помогаете вашим папам и мамам. Заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть!
Дети прощаются и уходят.

«Умельцы Казацкой слободы»
Конспект занятия о Старооскольской глиняной игрушке
(из серии тематических занятий «Белгородчина: прошлое и будущее»)

 

Программное содержание:
•    развивать интерес старших дошкольников к Старооскольским народным промыслам и ремёслам как части материальной и духовной культуры Белгородчины;
•    способствовать патриотическому воспитанию и эстетическому развитию детей средствами музейной педагогики.
Предварительная работа: Провели экскурсию в краеведческий музей, где есть специальная экспозиция по старооскольской игрушке; в «Уголке русского быта» и в группе рассматривали непосредственно образцы старооскольской игрушки.
Материал и оборудование: Несколько различных глиняных старооскольских игрушек.
Ход занятия:
Воспитатель: Как вы уже знаете, Белгородская область включает несколько городов, один из которых - Старый Оскол. Этот город возник в конце 16 века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары. И слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В одной из таких слобод на Казацких буграх и жили гончары-ремесленники. Скажите, как называется эта слобода?
Дети: Казацкая слобода.
Воспитатель: Верно. А земля в Казацкой слободе особая, глинистая. Из этой глины мужчины делали всевозможные горшки, тарелки, плошки, без которых не обходилась ни одна хозяйка. А женщины нашли оскольской глине другое применение: решили они лепить игрушки для детей. Ведь тогда не было таких игрушек, как у вас. Глиняные фигурки людей и животных складывали в горшки, и всё вместе - в печь для обжига. А печи назывались горны и устраивали их поначалу прямо в меловых горах. А когда фигурки от сильного жара становились прочными и твёрдыми, их вынимали и раскрашивали. Двести лет назад появились первые старооскольские глиняные игрушки. Яркие, весёлые, задорные - сразу полюбились они и малышам и взрослым. Посмотрите внимательно на эти фигурки. Вы уже знаете, что бывают тёплые и холодные цвета. Какие называются тёплыми?
Дети: Те, которые греют, похожи на солнечный свет.
Воспитатель: Какие тёплые краски использовали художники для росписи старооскольской игрушки?
Дети: Красная, оранжевая, желтая, коричневая, розовая.
Воспитатель: А какие цвета называются холодными?
Дети: Похожие на снег, воду, лёд.
Воспитатель: Скажите, какие холодные цвета можно увидеть на наших игрушках?
Дети: Синий, зеленый, голубой.
Воспитатель: Вот видите, тёплых цветов больше. Старооскольская игрушка вообще тёплая, радостная. Посмотрите внимательно: рисунок нанесён прямо на светло-коричневую глину. По этому признаку вы легко отличите оскольскую игрушку от, например, дымковской. Да и сам рисунок очень своеобразный: на первый взгляд он совсем простой, а как красиво получается! Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
Дети: Волнистые линии, круги, «ёлочки», «звёздочки», точки, прямые линии и т.п.
Воспитатель: И ещё обратите внимание, что для каждого вида игрушки - свой узор положен. А видов этих немало. Расскажите, какие игрушки перед вами.
Дети: Барашки, мишки, уточки и т.д.
Воспитатель: Вы правильно сказали, но не совсем. Для каждой игрушки оскольские мастера придумали особые названия: Вот женские фигурки - «барышни», а вот мужские - «кавалеры». А медведи какие чудесные! Кафтаны расписные, держат корзинку, медвежонка. Вот гармонист, сидящий на табурете, мастерицы называли его «Иваном», вот «баранчики» и «утушки», вот «всадники» с лампасами и погонами, любимые детворой мишки и лиса с курочкой, «баранчики» с завитыми рожками. Вот коровушка-бурёнушка, так и хочется её погладить! Вот петух с курочкой, да такие яркие, пёстрые, что кажется, вот-вот оживут. И услышим мы громкое «ку-ка-ре-ку!». Давайте ещё раз повторим, какие бывают старооскольские игрушки?
Дети повторяют оригинальные названия игрушек.
Воспитатель: Каждая старооскольская игрушка действительно «поёт», имеет свой голос. При лепке внутри оставляют пустую камеру и отверстие для свистка. Свистулька получается на загляденье. Попробуйте подуть-посвистеть немного.
Дети свистят в свистульки.
Воспитатель: Старооскольские игрушки раньше продавали на торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье. Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню! На празднике свистели и гудели на все лады и взрослые, и дети. Но и сегодня живы ещё мастерицы, которые помнят секреты изготовления глиняных свистулек и передают эти секреты своим ученикам. Это Н.М. Гончарова, Е.М. Тарарыева, супруги Лобынцевы - Татьяна Дмитриевна и Владимир Иванович, преподаватели школы искусств. Теперь они учат мальчиков и девочек лепке игрушек. Так не прерывается связь времён. Старооскольская игрушка и сегодня живёт на радость людям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год