Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Народы Сибири»
Патриотизм детям
Автор: Ташкинова Виктория Иннокентьевна   
19.07.2016 00:15

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Народы Сибири»Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Народы Сибири»

Цель: Закрепить знания детей о народах, населяющих Сибирь.

Задачи:

  • обобщить знания детей о Байкале.
  • закрепить знания о быте, культуре и традициях русских, бурят и эвенков.
  • воспитывать уважение к людям других национальностей, бережное заботливое отношение к природе родного края.

Материал к занятию:

  • проектор со слайдами по теме: «Байкал»
  • мольберт или доска
  • макет озера Байкала
  • музыкальная запись: русская народная мелодия, эвенкийская народная музыка, мелодия к игре «Животные Прибайкалья»; бурятская народная музыка и музыка танца «Ёхор»
  • модели избы, чума, юрты; фигурки коровы, оленя, коня; фигурки мужчин и женщин в национальных костюмах народов Сибири
  • берестяной туесок, бурятский сундучок
  • карточки для игры «Четвёртый лишний»
  • глиняный кувшин, меховая шапка, тканый половик

Предварительная работа:

  • Занятия-беседы, рассматривание иллюстраций по теме: «Жизнь на Байкале».
  • Использование интернет-ресурсов, просмотр фильмов: «Эвенки – коренные жители Прибайкалья», «Как живут русские в Прибайкалье», «Жизнь бурят».
  • Составление описательных рассказов о народных костюмах
  • Чтение художественной литературы: «Белая нерпа», «Лисица и россомаха», «Омулёвая бочка», «Ангарские бусы», фольклор эвенков, русских и бурят.
  • Выставка рисунков к эвенкийской сказке «Белая нерпа».
  • Лепка «Эвенкийский чум».
  • Конструирование из бумаги «Русский сервиз».
  • Рисование с отражением национальных костюмов эвенков, русских и бурят.
  • Коллективные работы «Стойбище эвенков», «Русская деревня», «Бурятский улус»
  • Разучивание физминутки «Животные Прибайкалья»
  • создание мини-музея Байкал

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети заходят в группу, их встречает Сибирячок.

Сибирячок: Здравствуйте, ребята, я Сибирячок – лесовичок. Живу в лесах Прибайкалья и занимаюсь краеведением – про край ведаю. А вы много знаете о своём крае? Как он называется?

Дети: Сибирь, Прибайкалье, Иркутская область.

Сибирячок: Правильно. А возле какого славного озера мы живём?

Дети: Возле озера Байкал.

Сибирячок: Всё верно, ребята. А хотите посмотреть видеофильм о нашем Сибирском крае?

Дети: Да.

Сибирячок: Только есть одна проблема — мой фильм без звука.

Ребята, вы сможете мне помочь и озвучить фильм.

Дети: Мы постараемся.

1. Вводная часть.

Сибирячок приглашает детей на стульчики и включает проектор.

1 слайд: изображение Байкала.

Сибирячок: Кто может рассказать об этом слайде?

Ребёнок: Это Байкал – самое глубокое и пресное озеро мира.

2 слайд: водный мир Байкала.

Ребёнок: В чистой воде Байкала живут разные рыбы – омуль, хариус, сиг.

3 слайд: нерпа лежит на камне.

Ребёнок: Это байкальская нерпа – эндемик и символ озера Байкал.

4 слайд: картинка таёжного леса.

Ребёнок: В лесах Байкала обитает много зверей: медведь, соболь, белка, бурундук, кабарга.

5 слайд: изображение русских, бурят, эвенков.

Сибирячок: ребята, а почему эта картинка попала в наш фильм?

Ребёнок: Потому что берега Байкала населяют разные народы: русские, буряты, эвенки.

Сибирячок: Ребята, какие вы молодцы! Так много знаете о своём родном крае. Спасибо вам за озвучивание фильма. А теперь я вас приглашаю посмотреть на озеро Байкал.

2. Основная часть.

Дети подходят к столу. Сибирячок накрывает стол тканью с изображением Байкала.

Сибирячок: Ребята, отгадайте загадку:

Есть у меня окна, двери и труба.

Ну, а сделана я вся без гвоздя.

Потому что, я русская… (изба)

Сибирячок берёт в руки модель русской избы: Правильно. Вот она изба, сделанная из брёвен. Ребята, изба- это жилище какого народа?

Дети: Русского.

Сибирячок: Всё верно русские издавна жили в избах. Раньше русского народа не было возле Байкала, они пришли 400 лет назад с запада (Сибирячок показывает путь на макете) и принесли свою культуру, обычаи и традиции.

Сибирячок просит ребёнка поставить избу с западной стороны Байкала. А в это время дети садятся на стулья.

Звучит русская народная музыка и входит девочка в русском национальном костюме с туесок в руках.

Девочка: Здравствуйте, меня зовут Елена, я пришла к вам с берегов Байкала.

Сибирячок: Елена, какой у тебя красивый наряд!

Елена: Да красивый – это мой национальный костюм

Сибирячок: Елена, а ребята знают, как называется твоя одежд.

Ответы детей: Рубаха, сарафан, кокошник, украшенный бисером и кожаные сапожки.

Елена: А как вы думаете, что у меня в руках? (ответы детей)

У меня в руках берестяной туесок. У нашего народа есть традиционные промыслы. В моём туеске изделия разных промыслов. Давайте поиграем: я буду выставлять предметы на стол, а вы называть промысел.

Елена достаёт кувшин, меховую шапку, половик и показывает сам туесок. Дети отвечают: гончарный промысел, пушной, ткачество и берестяной промысел.

Елена: Всё верно, молодцы, вы справились с игрой.

Сибирячок: Елена, мы приглашаем тебя погостить у нас в саду (предлагает сесть на стульчик).

Сибирячок: А я хочу вам загадать ещё загадку:

Шкуры, жерди, строим дом, помогают все кругом.

Применив смекалку, ум, в тундре возвели мы… (чум).

Сибирячок: Чум – это жилище какого народа? (ответы детей).

Сибирячок: Ребята, посмотрите (показывает на макет озера) с севера тысячу лет назад пришли эвенки.

Сибирячокберёт в руки модель чума и просит ребёнка поставить чум с северной стороны Байкала.

Под эвенкийскую музыку входит девочка в одежде северного народа.

Девочка: Здравстуйте, ребята, меня зовут Гарпанча, что означает солнечный луч. Я пришла к вам в гости с северных берегов Байкала и хочу вам немного рассказать о жизни нашего народа. Мы живём там, где почти круглый год стоит зима. Поэтому наша одежда очень тёплая (показывает на себе одежду): парка, капор и унты. Олень у нас самый верный помощник. В оленьих упряжках мы можем передвигаться по глубокому снегу. Эвенки очень радуются приходу весны, устраивают праздники с танцами. Наши народные танцы отражают движения животных. Ребята, а вы хотели бы научиться такому танцу? Тогда вставайте в круг.

Звучит музыка, под её мелодию проходит физминутка: «Животные Прибайкалья»

Дети идут по кругу, имитируя движения животных.

Здесь по речной долине медведица идёт,
За нею медвежата торопятся вперёд.
Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки.
Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги руки,

Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья.
Трещит мороз жестокий (руками обнимают себя),
Повсюду снег и лёд (повороты из стороны в сторону),
По полынье Байкальской нерпёнок здесь плывёт.

Плавательные движения руками.
Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки.
Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги руки,
Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья.

Бегут, спешат олени. Им виден путь едва.
Бег на месте, с подниманием колен.
Над ними тихо кружит ушастая сова.
Поворот вокруг себя с поднятыми руками.

Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки.
Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги руки,
Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья.
Мы с вами поиграем и песенку споём,

Ну а потом на стулья тихонечко пойдём.
Дети садятся на стулья.

Сибирячок: Гарпанча, ты нам показала такой замечательный танец, мы – русские, гостеприимный народ, приглашаем тебя погостить у нас в саду (предлагает сесть на стульчик).

Сибирячок: Ребята, у меня осталась последняя загадка:

Посреди степи, как большая юбка,

Домиком стоит красочная… (юрта)

Сибирячок: Юрта – а это жилище какого народа? (ответы детей).

Сибирячок: Ребята, посмотрите (снова показывает на макет озера) Восточную часть Байкала населяют буряты.

Сибирячокберёт в руки модель юрты и просит ребёнка поставить юрту с восточной стороны Байкала.

Под бурятскую музыку входит девочка в бурятском национальном костюме с сундучком в руках.

Девочка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Янжина. Я живу со своей семьёй на берегу Байкала. Наш народ имеет свои обычаи и традиции. Посмотрите на мой традиционный национальный костюм (кружится). Что на мне надето? Дети: Длинный халат, украшенный узорами, остроконечная шапка – малахай, сапоги из тонкой кожи.

Сибирячок: Ребята, бурятский народ не только украшает орнаментом свою одежду, но и своё жилище, войлочные ковры, изделия из дерева и кожи. Орнамент народных узоров напоминает о природе Прибайкалья.

Янжина, а что у тебя в руках?

Янжина: Я принесла с собой сундучок, украшенный узором «Ласточка». А в сундучке у меня для вас игра: «Четвёртый лишний». Поиграем? Правила знаете?

Дети отвечают: Да.

Янжина размещает карточки – картинки на доске по четыре штуке.

1. Стрельба из лука, борьба, конный спорт, плаванье.

Дети: Лишнее плаванье. Так как любимые виды спорта бурят: стрельба из лука, борьба, конный спорт.

2. 3 скатерти с бурятскими узорами, 1 скатерть вышитая крестиком.

Дети: Лишняя скатерть, вышитая крестиком, она украшена русским узором, а на остальных скатертях бурятский орнамент.

3. Роллы, позы, бузы, мясо.

Дети: Роллы лишни, потому что это не национальная бурятская пища.

Янжина: Ребята, вы отлично знаете культуру бурятского народа, а теперь я приглашаю вас на наш национальный танец – Ёхор.

Янжина объясняет несложные движения танца.

Дети и гости: Сибирячок, Елена, Гарпанча, Янжина танцуют Ёхор. После танца садятся на стульчики.

3. Заключительная часть.

Сибирячок: Друзья, посмотрите (обращает внимание на макет), осталось заселить наши домики.

Сибирячок детям предлагает фигурки мужчин и женщин, коня, коровы, оленя расставить на макете.

1ребёнок берёт фигурки мужчины и женщины в русском национальном костюме и фигурку коровы, ставит возле избы: русские живут в избах, у них любимое животное корова.

2ребёнок берёт фигурки мужчины и женщины в эвенкийском национальном костюме и фигурку оленя, ставит возле чума: эвенки живут в чумах, у них любимое животное олень.

3 ребёнок берёт фигурки мужчины и женщины в бурятском национальном костюме и фигурку коня, ставит возле юрты: буряты живут в юртах, у них любимое животное конь.

Сибирячок: ребята, посмотрите, какой у нас получился интересный макет. Что можно о нём сказать?

Ответы детей: Берега Байкала населяют разные народы — буряты, эвенки, русские. У них у всех разная культура и традиции.

Сибирячк: Да, ребята, народы Сибири разные, но все они приветливые, дружные и гостеприимные люди.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год