| Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей 6-7 лет «Герои всех времён – защитники Отечества» |
| Патриотизм детям | |
| Автор: Федорова Наталья Юрьевна Рожкова Елена Геннадьевна | |
| 26.11.2025 22:11 | |
|
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Байкаловский детский сад № 2 «Родничок» Байкалово, 2025 Конкурс «Педагогическая копилка» номинация «Методическая разработка мероприятия» Разработчики:
Аннотация: Своевременное и грамотное патриотическое воспитание способствует не только развитию активной гражданской позиции и укреплению гражданской идентичности, но и профилактике равнодушия. Настоящая методическая разработка отражает работу в рамках «Года Защитников Отечества». В ее основе лежит идея ознакомления детей с почетной миссией – защищать Родину, не смотря на всю тяжесть службы в армии. Конспект будет полезным для воспитателей и педагогов дополнительного образования, позволит раскрыть перед детьми важную для общества тему в доступной форме. Введение Воспитание патриотизма. Занятие поможет детям понять значение патриотизма и гордости за свою страну. Знакомство с историями известных героев, их подвигами и значимостью в разные исторические эпохи способствует формированию у детей уважения к своим землякам и любви к Родине. Развитие исторического мышления. Обсуждение историй героев учит детей осмыслять прошлое, связывать его с настоящим и будущим. Это создает фоновое понимание истории России и её развития. Формирование моральных ценностей. Истории о героях (как военных, так и гражданских) несут в себе важные моральные уроки: смелость, мужество, преданность, забота о ближнем. Восторженные примеры помогут детям подражать этим качествам в повседневной жизни. Поддержка культурных традиций. Занятия на тему защитников Отечества способствуют сохранению и передаче национальных традиций, обычаев и культуры, что важно для формирования идентичности у подрастающего поколения. Интеграция занятий. Можно интегрировать тему с другими видами деятельности: искусством, музыкой, физической культурой, что позволяет сочетать обучение с игрой, делая занятия более увлекательными и интересными для детей. Создание позитивного имиджа мужчины. Важен аспект воспитания уважения к традиционным ценностям, связанным с защитой семьи, общества и страны, что особенно актуально в контексте формирования представлений о роли мужчины в обществе. Таким образом, занятие о героях и защитниках Отечества включает множество актуальных аспектов, имеющих значение для всестороннего развития дошкольников. Представленная методическая разработка демонстрирует одно из цикла занятий, посвященный Году Защитников Отечества и в интеграции разных видов деятельности раскрывает перед детьми важную идею –защищать Родину почетно. Целью занятия является создание благоприятных условий для воспитания в детях патриотических чувств. Для ее достижения поставлен ряд частных задач: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Основная часть Тема занятия: «Герои всех времён – защитники Отечества». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, синквейн. Необходимые материалы: жёлтые, зелёные и красные круги для приветствия, клубок ниток, картинкаМатроскин, изображение буквы Л, карандаши простые, карандаши синего и красного цвета, буквы (Г, О, Л, У, Б, Ь), белый голубь (картинка), картонные тарелки, клей, ножницы, карандаши, другой материал, не подходящий для творчества. Ход занятия (Воспитатель вовлекает детей в беседу, оформляя патриотический центр группы). Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что 2025 год объявлен годом «Защитника Отечества» в нашей стране? Дети: Да, мы знаем об этом. Воспитатель: Конечно, нам непременно нужно побольше узнать о патриотах и героях нашей страны за этот год. Для этого я приглашаю вас вместе поиграть. Но сначала поприветствуем друг друга. Упражнение «Приветствие» Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня на ковре разложены разноцветные кружки. Возьмите понравившийся кружок, переверните его, и вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга. (На желтом круге – нарисована улыбка, на красном – сердечко, на синем – ладошка). Воспитатель: У кого нарисована улыбка — улыбнитесь другу, у кого ладошка — пожмите руку другу, у кого сердечко – обнимите друга. Другу руку протяну, слово доброе скажу, С ним сердечно обнимусь и конечно, улыбнусь! (Дети выполняют упражнение). Воспитатель: Ребята, наш клубок распустился. Его ниточка хочет, чтобы мы встретились с необычным гостем. Предлагаю по ней пройти. (Дети проходят по нитке, которая петляет среди мебели группы и приводит к игрушке – коту Матроскину). Матроскин (звук): Привет, ребята! Я давно мечтаю стать защитником Отечества. Но ничего не знаю о том, какими качествами должен обладать солдат, что уметь делать. Может, кто-нибудь из вас сможет мне помочь в этом разобраться? Дети: Да, мы поможем! Воспитатель: Ребята, как приятно, что вы решили откликнуться на просьбу нашего гостя. Воспитатель: О чем расскажем Матроскину в первую очередь? (Дети предлагают варианты) Воспитатель: Мне нравятся ваши идею! Итак, по мнению большинства, начать стоит с того, каким должен быть настоящий солдат, защищающий своё Отечество. Посмотрите на доску. Какую букву вы видите? Дети: Это буква «Л». Воспитатель: Какой звук обозначает эта буква? Дети: Она обозначает звук «л». Воспитатель: Сейчас я буду перечислять качества солдат. Если в слове, которое я назову, есть звук «л» — хлопайте в ладоши и прыгайте на месте. Если такого звука нет, спрячьте ручки за спинку и топните. (Дети принимают участие в игре). Слова:
Воспитатель: Отлично, вы правильно отреагировали на все слова, нашли в них звук «л». А Матроскин благодаря этой игре знаком с качествами настоящих защитников! Воспитатель: Я думаю, что каждый из вас знает о таком сложном для нашей страны периоде, как Великая Отечественная война. Как вы думаете, война – это грустно или весело? Дети: Грустно. Воспитатель: Верно. А что вы представляете себе, когда слышите слово «Великая Отечественная война»? Дети высказываются, воспитатель внимательно слушает, призывает других детей к обсуждению. Воспитатель: Я вижу, вам многое уже известно. Это грустные, но важные страницы в нашей истории. Мы должны о них знать и помнить… Во время этой сложной войны множество людей становились героями не только на фронте, но и в тылу. Людям было очень сложно, голодно, страшно, но они смогли преодолеть все недуги и победить. Я хочу показать одно видео, которое увидела вчера. Обратите внимание на экран (проектора или телевизора). (Дети смотрят. Затем проводится небольшое обсуждение) Воспитатель: Безусловно, солдатам требовалась поддержка родных в непростые времена. Сейчас люди могут отправлять друг другу письма по интернету, а вот раньше весточки из дома защитникам шли обычной почтой. Предлагаю помочь героям получить свои письма от родных. Для этого проведём линии от военных к письмам по пунктиру. Но сначала подготовим к кропотливой работе ручки. Бойцы-молодцы Пальцы эти — все бойцы, Показать раскрытые ладони. Удалые молодцы. Два — больших и крепких малых И солдат в боях удалых. Два — гвардейца-храбреца, (Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших). Два — сметливых молодца. Два — героя безымянных. Но в работе очень рьяных! Два — мизинца-коротышки — Очень славные мальчишки! (Е. Карельская) (После пальчиковой игры дети проводят линии). Воспитатель: Современным воинам тоже приходится нелегко. Солдаты должны разбираться в различной технике, уметь с ней обращаться, быть специалистами в своём деле. Посмотрите, какое сейчас разнообразие военной техники. Кто может назвать, что изображено на картинке? (Дети рассматривают изображения на своих рабочих листах, называют военную технику) Воспитатель: Ребята, давайте обведем всю технику, которая едет вправо, красным карандашом, а которая едет влево — синим. (Дети выполняют упражнение). Физкультминутка. Воспитатель: Ребята, мы усердно трудимся. Предлагаю вам немного отдохнуть! Давайте разомнёмся! Мы не будем торопиться Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.) Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.) Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.) От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.) Воспитатель: Ребята, несмотря на то, что времена бывают разными, цель у всех защитников одна. Как вы считаете, какая? Дети высказывают предположения. Воспитатель: Многие из вас оказались правы. Их цель -добиться мира для всех людей. А что является символом мира, вы узнаете, сложив эти буквы в слово! Предлагаю быстро рассчитаться на 1-2, и собрать слово. (Дети разбиваются на группы и складывают слово «Голубь», воспитатель достает голубя на ниточке и проводит гимнастику для глаз) Дети: Это голубь! Глазодвигательная гимнастика «Голубь мира». Воспитатель: Верно! Белый голубь олицетворяет надежду, окончание войны и стремление людей к гармонии. Давайте проследим за его движениями только глазками. Как прекрасен его полёт! (Дети выполняют упражнение). Воспитатель: Отлично, а теперь предлагаю сделать таких голубей своими руками. Оглянитесь, что подойдет для этой цели из материалов, которые у нас есть? (Дети смотрят на предложенные педагогом материал (тарелочки бумажные, клей, ножницы, и др). Воспитатель: Отлично! Я это делаю так, посмотрите, пожалуйста. Показ.
Правда, просто? Предлагаю вам сделать своего голубя! (Дети выполняют аппликацию). Ими мы сможем украсить группу. Вот так бросовый материал превратиться во что-то красивое. Воспитатель: Отлично получилось! Давайте выберем место и разместим их в нашей группе! Дети выбирают место и размещают голубей. Воспитатель: Чтобы и вы, и Матроскин запомнили всё, о чём мы сегодня говорили, предлагаю составить синквейн о героях – защитниках.
(Дети составляют синквейн). Матроскин (запись): Ребята, спасибо вам большое! Теперь я буду знать, каким должен быть настоящий герой! Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. А какое вызвало сложности? Кому мы сегодня помогли? Что сделали? А для чего мы это делали? Как считаете, важно ли защищать Родину? Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? (Дети отвечают). Воспитатель: Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если что-то было интересным, а что-то нет, то два пальца. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем. Заключение «Актуальность темы». Понимание роли героев в истории нашего Отечества способствует формированию у детей патриотических чувств, уважения к истории, культуре и традициям России. Занятия на эту тему помогают развить чувство гордости за свою страну и ее защитников. «Методические подходы». Использование различных методов обучения – от интерактивных игр до творческих заданий (например, рисование, рассказы) – способствует лучшему усвоению материала. Это позволяет детям не только узнать о героях, но и осознать, как их подвиги связаны с их личной жизнью и будущим страны. «Развитие критического мышления». Занятия помогают детям формировать собственное мнение о героях, принимая во внимание различные исторические контексты и обсуждая этические аспекты действий защитников Отечества. «Воспитание гражданственности». Тематика героев способствует формированию активной гражданской позиции у детей, обучает их уважению к различным формам служения Родине, включая военную, трудовую и культурную деятельность. В заключение, реализация данной методической разработки позволяет не только донести важные ценности патриотизма и гражданственности к детям, но и создать основу для дальнейшего углубленного изучения истории и формирования у них социально активной позиции. Такие занятия оставляют глубокий след в сознании, формируя ответственных и неравнодушных граждан своей страны. Список использованных ресурсов:
|



Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей 6-7 лет «Герои всех времён – защитники Отечества»









