Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей 6-7 лет «Герои всех времён – защитники Отечества»
Патриотизм детям
Автор: Федорова Наталья Юрьевна Рожкова Елена Геннадьевна   
26.11.2025 22:11

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей 6-7 лет «Герои всех времён – защитники Отечества»Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей 6-7 лет «Герои всех времён – защитники Отечества»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Байкаловский детский сад № 2 «Родничок» Байкалово, 2025

Конкурс «Педагогическая копилка» номинация «Методическая разработка мероприятия»

Разработчики:

  • Федорова Наталья Юрьевна, воспитатель, 1 квалификационная категория,
  • Рожкова Елена Геннадьевна, воспитатель, 1 квалификационная категория,

Аннотация:

Своевременное и грамотное патриотическое воспитание способствует не только развитию активной гражданской позиции и укреплению гражданской идентичности, но и профилактике равнодушия. Настоящая методическая разработка отражает работу в рамках «Года Защитников Отечества». В ее основе лежит идея ознакомления детей с почетной миссией – защищать Родину, не смотря на всю тяжесть службы в армии.

 Скачать конспект

Конспект будет полезным для воспитателей и педагогов дополнительного образования, позволит раскрыть перед детьми важную для общества тему в доступной форме.

Введение

Воспитание патриотизма. Занятие поможет детям понять значение патриотизма и гордости за свою страну. Знакомство с историями известных героев, их подвигами и значимостью в разные исторические эпохи способствует формированию у детей уважения к своим землякам и любви к Родине.

Развитие исторического мышления. Обсуждение историй героев учит детей осмыслять прошлое, связывать его с настоящим и будущим. Это создает фоновое понимание истории России и её развития.

Формирование моральных ценностей. Истории о героях (как военных, так и гражданских) несут в себе важные моральные уроки: смелость, мужество, преданность, забота о ближнем. Восторженные примеры помогут детям подражать этим качествам в повседневной жизни.

Поддержка культурных традиций. Занятия на тему защитников Отечества способствуют сохранению и передаче национальных традиций, обычаев и культуры, что важно для формирования идентичности у подрастающего поколения.

Интеграция занятий. Можно интегрировать тему с другими видами деятельности: искусством, музыкой, физической культурой, что позволяет сочетать обучение с игрой, делая занятия более увлекательными и интересными для детей.

Создание позитивного имиджа мужчины. Важен аспект воспитания уважения к традиционным ценностям, связанным с защитой семьи, общества и страны, что особенно актуально в контексте формирования представлений о роли мужчины в обществе.

Таким образом, занятие о героях и защитниках Отечества включает множество актуальных аспектов, имеющих значение для всестороннего развития дошкольников.

Представленная методическая разработка демонстрирует одно из цикла занятий, посвященный Году Защитников Отечества и в интеграции разных видов деятельности раскрывает перед детьми важную идею –защищать Родину почетно.

Целью занятия является создание благоприятных условий для воспитания в детях патриотических чувств.

Для ее достижения поставлен ряд частных задач:

Обучающие:

  • расширить знания дошкольников о качествах настоящих героев
  • создать у дошкольников представление о героизме людей во время ВОВ
  • тренировать навыки правильной постановки руки при письме
  • повторить букву «Л»
  • учить дошкольников определять слова с определённым звуком
  • закрепить у дошкольников навыки пространственной ориентации
  • учить дошкольников составлять синквейн.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, воображение
  • развивать познавательный интерес
  • развивать функциональную грамотность
  • развивать творческие навыки
  • развивать самостоятельность и инициативу
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи
  • воспитывать патриотические чувства.

Основная часть

Тема занятия: «Герои всех времён – защитники Отечества».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, синквейн.

Необходимые материалы: жёлтые, зелёные и красные круги для приветствия, клубок ниток, картинкаМатроскин, изображение буквы Л, карандаши простые, карандаши синего и красного цвета, буквы (Г, О, Л, У, Б, Ь), белый голубь (картинка), картонные тарелки, клей, ножницы, карандаши, другой материал, не подходящий для творчества.

Ход занятия

(Воспитатель вовлекает детей в беседу, оформляя патриотический центр группы).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что 2025 год объявлен годом «Защитника Отечества» в нашей стране?

Дети: Да, мы знаем об этом.

Воспитатель: Конечно, нам непременно нужно побольше узнать о патриотах и героях нашей страны за этот год. Для этого я приглашаю вас вместе поиграть. Но сначала поприветствуем друг друга.

Упражнение «Приветствие»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня на ковре разложены разноцветные кружки.

Возьмите понравившийся кружок, переверните его, и вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга. (На желтом круге – нарисована улыбка, на красном – сердечко, на синем – ладошка).

Воспитатель: У кого нарисована улыбка — улыбнитесь другу, у кого ладошка — пожмите руку другу, у кого сердечко – обнимите друга.

Другу руку протяну, слово доброе скажу,

С ним сердечно обнимусь и конечно, улыбнусь!

(Дети выполняют упражнение).

Воспитатель: Ребята, наш клубок распустился. Его ниточка хочет, чтобы мы встретились с необычным гостем. Предлагаю по ней пройти.

(Дети проходят по нитке, которая петляет среди мебели группы и приводит к игрушке – коту Матроскину).

Матроскин (звук): Привет, ребята! Я давно мечтаю стать защитником Отечества. Но ничего не знаю о том, какими качествами должен обладать солдат, что уметь делать. Может, кто-нибудь из вас сможет мне помочь в этом разобраться?

Дети: Да, мы поможем!

Воспитатель: Ребята, как приятно, что вы решили откликнуться на просьбу нашего гостя.

Воспитатель: О чем расскажем Матроскину в первую очередь?

(Дети предлагают варианты)

Воспитатель: Мне нравятся ваши идею! Итак, по мнению большинства, начать стоит с того, каким должен быть настоящий солдат, защищающий своё Отечество. Посмотрите на доску. Какую букву вы видите?

Дети: Это буква «Л».

Воспитатель: Какой звук обозначает эта буква?

Дети: Она обозначает звук «л».

Воспитатель: Сейчас я буду перечислять качества солдат. Если в слове, которое я назову, есть звук «л» — хлопайте в ладоши и прыгайте на месте. Если такого звука нет, спрячьте ручки за спинку и топните.

(Дети принимают участие в игре).

Слова:

  1. смелые – хлопнуть;
  2. ловки — хлопнуть;
  3. быстрые — топнуть;
  4. доблестные – хлопнуть;
  5. отважные – топнуть;
  6. славные – хлопнуть;
  7. надёжные – топнуть;
  8. выносливые – хлопнуть;
  9. храбрые – топнуть;
  10. сильные – хлопнуть.

Воспитатель: Отлично, вы правильно отреагировали на все слова, нашли в них звук «л». А Матроскин благодаря этой игре знаком с качествами настоящих защитников!

Воспитатель: Я думаю, что каждый из вас знает о таком сложном для нашей страны периоде, как Великая Отечественная война. Как вы думаете, война – это грустно или весело?

Дети: Грустно.

Воспитатель: Верно. А что вы представляете себе, когда слышите слово «Великая Отечественная война»?

Дети высказываются, воспитатель внимательно слушает, призывает других детей к обсуждению.

Воспитатель: Я вижу, вам многое уже известно. Это грустные, но важные страницы в нашей истории. Мы должны о них знать и помнить… Во время этой сложной войны множество людей становились героями не только на фронте, но и в тылу. Людям было очень сложно, голодно, страшно, но они смогли преодолеть все недуги и победить. Я хочу показать одно видео, которое увидела вчера. Обратите внимание на экран (проектора или телевизора).

(Дети смотрят. Затем проводится небольшое обсуждение)

Воспитатель: Безусловно, солдатам требовалась поддержка родных в непростые времена. Сейчас люди могут отправлять друг другу письма по интернету, а вот раньше весточки из дома защитникам шли обычной почтой. Предлагаю помочь героям получить свои письма от родных. Для этого проведём линии от военных к письмам по пунктиру. Но сначала подготовим к кропотливой работе ручки.

Бойцы-молодцы

Пальцы эти — все бойцы,

Показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два — гвардейца-храбреца,

(Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!

(Е. Карельская)

(После пальчиковой игры дети проводят линии).

Воспитатель: Современным воинам тоже приходится нелегко. Солдаты должны разбираться в различной технике, уметь с ней обращаться, быть специалистами в своём деле. Посмотрите, какое сейчас разнообразие военной техники. Кто может назвать, что изображено на картинке?

(Дети рассматривают изображения на своих рабочих листах, называют военную технику)

Воспитатель: Ребята, давайте обведем всю технику, которая едет вправо, красным карандашом, а которая едет влево — синим.

(Дети выполняют упражнение).

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, мы усердно трудимся. Предлагаю вам немного отдохнуть! Давайте разомнёмся!

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, несмотря на то, что времена бывают разными, цель у всех защитников одна. Как вы считаете, какая?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Многие из вас оказались правы. Их цель -добиться мира для всех людей. А что является символом мира, вы узнаете, сложив эти буквы в слово! Предлагаю быстро рассчитаться на 1-2, и собрать слово.

(Дети разбиваются на группы и складывают слово «Голубь», воспитатель достает голубя на ниточке и проводит гимнастику для глаз)

Дети: Это голубь!

Глазодвигательная гимнастика «Голубь мира».

Воспитатель: Верно! Белый голубь олицетворяет надежду, окончание войны и стремление людей к гармонии. Давайте проследим за его движениями только глазками. Как прекрасен его полёт!

(Дети выполняют упражнение).

Воспитатель: Отлично, а теперь предлагаю сделать таких голубей своими руками. Оглянитесь, что подойдет для этой цели из материалов, которые у нас есть?

(Дети смотрят на предложенные педагогом материал (тарелочки бумажные, клей, ножницы, и др).

Воспитатель: Отлично! Я это делаю так, посмотрите, пожалуйста.

Показ.

  1. Вырезаю элементы аппликации по нарисованному на тарелочке контуру.
  2. Приклеиваю крылья к голубю.
  3. Рисую голубю глаз и клюв.

Правда, просто? Предлагаю вам сделать своего голубя!

(Дети выполняют аппликацию).

Ими мы сможем украсить группу. Вот так бросовый материал превратиться во что-то красивое.

Воспитатель: Отлично получилось! Давайте выберем место и разместим их в нашей группе!

Дети выбирают место и размещают голубей.

Воспитатель: Чтобы и вы, и Матроскин запомнили всё, о чём мы сегодня говорили, предлагаю составить синквейн о героях – защитниках.

  1. Герой.
  2. Герой какой? (Два слова).
  3. Герой что делает? (Три слова).
  4. Предложение про героя.
  5. Слово – итог.

(Дети составляют синквейн).

Матроскин (запись): Ребята, спасибо вам большое! Теперь я буду знать, каким должен быть настоящий герой!

Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. А какое вызвало сложности? Кому мы сегодня помогли? Что сделали? А для чего мы это делали? Как считаете, важно ли защищать Родину? Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если что-то было интересным, а что-то нет, то два пальца. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

Заключение

«Актуальность темы». Понимание роли героев в истории нашего Отечества способствует формированию у детей патриотических чувств, уважения к истории, культуре и традициям России. Занятия на эту тему помогают развить чувство гордости за свою страну и ее защитников.

«Методические подходы». Использование различных методов обучения – от интерактивных игр до творческих заданий (например, рисование, рассказы) – способствует лучшему усвоению материала. Это позволяет детям не только узнать о героях, но и осознать, как их подвиги связаны с их личной жизнью и будущим страны.

«Развитие критического мышления». Занятия помогают детям формировать собственное мнение о героях, принимая во внимание различные исторические контексты и обсуждая этические аспекты действий защитников Отечества.

«Воспитание гражданственности». Тематика героев способствует формированию активной гражданской позиции у детей, обучает их уважению к различным формам служения Родине, включая военную, трудовую и культурную деятельность.

В заключение, реализация данной методической разработки позволяет не только донести важные ценности патриотизма и гражданственности к детям, но и создать основу для дальнейшего углубленного изучения истории и формирования у них социально активной позиции. Такие занятия оставляют глубокий след в сознании, формируя ответственных и неравнодушных граждан своей страны.

Список использованных ресурсов:

  1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (4-5лет) / Л.В. Абрамова. — М.: Мозаика-Синтез, 2020.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год