Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Формирование патриотического воспитания через музыкально-хореографическую деятельность в детском саду «Машенька»
Патриотизм детям
Автор: Баль Елена Николаевна и Паздникова Ирина Юрьевна   
21.10.2025 20:32

Формирование патриотического воспитания через музыкально-хореографическую деятельность в детском саду «Машенька»Формирование патриотического воспитания через музыкально-хореографическую деятельность в детском саду «Машенька»

Введение: Важность патриотического воспитания в современном ДОУ

В условиях стремительных перемен в обществе и мире, формирование у подрастающего поколения основ патриотизма, гражданственности и национального самосознания приобретает особую актуальность. Дошкольный возраст – это благодатная почва для закладки этих важнейших ценностей. Детский сад "Машенька" ставит перед собой задачу не только всестороннего развития ребенка, но и воспитания его как гражданина своей страны, любящего и знающего свою Родину. Особую роль в этом процессе играет музыкально-хореографическая деятельность, которая позволяет органично сочетать эстетическое развитие с патриотическим воспитанием.

 Скачать конспект

Решаемые задачи из Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО):

Музыкально-хореографическая деятельность в ДОУ "Машенька" напрямую способствует решению ряда задач, обозначенных в ФОП ДО, в частности, в образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитание уважения к истории и культуре своего народа, к Родине.
  • Развитие навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, слушать и слышать партнера (особенно в танцевальных номерах).
  • Формирование основ безопасного поведения через освоение различных движений.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Приобщение к музыкальному и хореографическому искусству, развитие музыкального слуха, чувства ритма.
  • Формирование представлений о народных обычаях, традициях, праздниках.
  • Развитие творческого потенциала, воображения, эмоциональной отзывчивости.

Речевое развитие:

  • Обогащение словарного запаса детей народными и праздничными названиями, терминами, связанными с музыкой и танцем.
  • Развитие способности связно и выразительно рассказывать о народных праздниках и их значении.

Физическое развитие:

  • Укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности, координации движений, силы, ловкости.
  • Формирование правильной осанки.

Синергия музыкального руководителя и хореографа:

Ключевым фактором успешной реализации патриотического воспитания через музыкально-хореографическую деятельность является тесное сотрудничество музыкального руководителя и хореографа. Их совместная работа позволяет создать комплексный подход:

  • Подбор музыкального материала: Музыкальный руководитель подбирает произведения, соответствующие тематике праздников, с ярко выраженным национальным колоритом, народными мотивами, маршевыми ритмами. Это могут быть русские народные песни, мелодии хакасских композиторов, марши, песни о Родине.
  • Разработка хореографии: Хореограф, опираясь на музыкальный материал, создает танцевальные постановки, которые не только отражают характер музыки, но и включают элементы народных танцев, движения, символизирующие те или иные понятия (например, плавные движения, имитирующие полет голубя мира, или энергичные хороводные шаги).
  • Создание образов: Совместная работа позволяет продумать костюмы, которые соответствуют народному колориту или тематике праздника, подчеркивая его значимость и эстетику.

Для формирование патриотического воспитания у детей посещающих наш детский сад, мы организуем и проводим такие праздники как:

1. Фестиваль "Хоровод Дружбы":

  • Организация: Этот фестиваль проводится ежегодно, объединяя детей разных групп и привлекая родителей. Каждая группа представляет свою национальную культуру через песню и танец.
  • Вовлечение родителей: Родители активно участвуют в подготовке: помогают в изготовлении элементов костюмов, разучивают с детьми народные песни, участвуют в мастер-классах по народным ремеслам.
  • Музыка и костюмы: Подбираются народные песни и танцы разных народов России. Костюмы шьются или арендуются, отражая национальные особенности.
  • Флэшмобы: Фестиваль может завершаться общим флэшмобом – исполнением всем детским садом и родителями хоровода под известную песню о дружбе.

2. Масленица:

  • Организация: Традиционное весеннее гуляние с народными играми, хороводами, частушками. Дети в ярких народных костюмах, угощаются блинами.
  • Музыка и хореография: Приступая к постановочной работе, нужно рассказывать детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, образах и характерах. Организовать просмотр специальных фильмов, прослушивание музыкального материала. Появляется общая тема для разговора, через которого можно направить детей в русло правильных рассуждений, вызвать интерес к предлагаемой теме.
  • Исполняются русские народные песни, частушки, разучиваются простые народные танцы и игры.
  • Вовлечение родителей: Родители помогают в организации чаепития, участвуют в народных играх вместе с детьми.

3. День Матери:

  • Организация: Праздничный концерт, где дети исполняют песни и танцы, посвященные мамам.
  • Музыка и хореография: Лирические песни о маме, нежные и трогательные танцевальные номера.
  • Вовлечение родителей: Мамы приглашаются на концерт, участвуют в совместных играх и мастер-классах.

4. День пожилого человека:

  • Организация: Праздничное мероприятие для бабушек и дедушек, где дети исполняют песни и танцы, демонстрируя уважение к старшему поколению.
  • Музыка и хореография: Танцы под мелодичные песни, где дети показывают свою заботу и любовь к старшим.
  • Вовлечение родителей: Бабушки и дедушки также активно участвуют, делятся воспоминаниями, помогают в подготовке.

5. День России, День Российского Флага:

  • Организация: Торжественное мероприятие с исполнением гимна России, тематическими песнями и танцами.
  • Музыка и хореография: Патриотические песни, марши, танцы с использованием символики России (флажки, ленты).
  • Флэшмобы: Массовое исполнение танца с флажками под популярную песню о России.

6. День Победы:

  • Организация: Торжественное мероприятие, посвященное памяти героев Великой Отечественной войны.
  • Музыка и хореография: Песни военных лет, танцы, символизирующие солдатский подвиг, вальс, марши.
  • Вовлечение родителей: Родители участвуют в подготовке, приносят фотографии своих родственников-ветеранов для "Стены Памяти".
  • Флэшмобы: Исполнение танца "День Победы" всеми детьми и педагогами.

7. Хакасские национальные праздники:

  • Чыл Пазы (Новый год по хакасскому календарю):
  • Организация: Обряды встречи нового года, игры, хороводы, угощение национальными блюдами.
  • Музыка и хореография: Традиционные хакасские мелодии, горловое пение, народные танцы.
  • Костюмы: Национальные хакасские костюмы.
  • Вовлечение родителей: Родители участвуют в обрядах, помогают в организации.
  • Уртун Той (Праздник первого молока):
  • Организация: Праздник, посвященный началу лета, природе, животным. Игры, обряды, угощения.
  • Музыка и хореография: Мелодии, воспевающие природу, народные танцы.
  • Костюмы: Элементы, символизирующие природу, животных.

8. Участие в конкурсе "Чылтызахтар" (Хакасский детский фольклорный конкурс):

  • Организация: Целенаправленная подготовка к региональному конкурсу, где дети демонстрируют свои знания хакасской культуры, народные песни, танцы, обряды.
  • Работа педагогов: Музыкальный руководитель и хореограф совместно разрабатывают программу, подбирают аутентичный материал, отрабатывают движения и вокал.
  • Вовлечение родителей: Родители поддерживают детей, помогают в подготовке костюмов, создают благоприятную атмосферу.

Как педагоги организуют и проводят мероприятия:

  • Планирование: Составляется годовой план мероприятий, где четко прописаны задачи, используемые формы и методы работы, ответственные.
  • Подбор репертуара: Музыкальный руководитель и хореограф совместно выбирают песни, музыку, танцевальные композиции, соответствующие возрасту детей и тематике праздника.
  • Создание костюмов: Педагоги, совместно с родителями, разрабатывают и изготавливают костюмы, используя доступные материалы, стараясь передать колорит и дух праздника.
  • Репетиции: Регулярно проводятся репетиции, где дети осваивают движения, разучивают тексты песен, учатся выступать перед аудиторией.
  • Интеграция: Патриотическое воспитание интегрируется не только в праздники, но и в повседневную деятельность: слушание музыки, беседы о Родине, чтение литературы.

Флэшмобы к праздникам:

Флэшмобы – это отличный способ вовлечь всех детей и даже родителей в единое действо, которое вызывает яркие эмоции и укрепляет чувство общности. Например:

  • Ко Дню Победы: Массовое исполнение детьми танца "День Победы" с Георгиевскими ленточками.
  • Ко Дню России: Яркий танец с российскимитриколорами под патриотическую музыку.
  • К хакасским праздникам: Исполнение народных хакасских хороводов всеми участниками.

Заключение:

Музыкально-хореографическая деятельность в ДОУ "Машенька" является мощным инструментом формирования патриотического воспитания. Она позволяет детям не только познакомиться с культурой и традициями своей Родины, но и почувствовать себя частью единого целого, развивает их творческий потенциал, физические и эмоциональные способности. Совместная работа педагогов, поддержка родителей и активное участие детей в праздниках и конкурсах создают атмосферу любви к Родине, которая останется с ними на всю жизнь. Как отметил педагог и писатель Жан Жак Руссо: "Образование — это искусство учить, а не насаждать знания"

Искусство является мощным инструментом воспитания патриотизма у детей и молодежи. Подходящая методика и креативный подход позволяют не только вдохновить учащихся, но и помочь им обрести глубокое понимание и любовь к своей стране. Вместе мы можем создать новое поколение гордых и преданных патриотов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год