Консультация для педагогов «Роль педагога в патриотическом воспитании детей» |
Патриотизм детям | |
Автор: Буржумова Елена Мухаметфаизовна | |
18.10.2025 20:06 | |
Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать. На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша. Детский сад, наряду с семьёй, является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательно-образовательной работы, как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя: ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами. Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с детьми используются разные виды детской деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах. В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа. Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом — моя семья». В решении этих задач родители — главные помощники педагога. Вместе оформляются стенгазеты и альбомы ( «Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши папы и дедушки служили в армии», «Мой папа самый-самый», «Домашние любимцы»), проводятся совместные праздники и развлечения ( «Папа, мама, я – спортивная семья», «Посиделки с бабушками»). Дети вместе с родителями участвуют в добрых делах, изготавливают сюрпризы и подарки для близких. Задачи решаются на уровне знаний, умений и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания – знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я — твой брат; мама стирает для всех). Умения – узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова), задавать вопросы о действиях и поступках других. Опыт ценностных ориентаций – говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким, охотно выполнять их просьбы. Параллельно с задачами воспитания любви к своей семье решаются задачи воспитания любви к природе. Дети получают элементарные представления о живой и неживой природе родного края, выполняют посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными. Получают опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к природе в естественной среде (беречь траву, цветы, деревья), переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с живыми объектами, сочувствие и переживание при неосторожном обращении с ними. Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж сложно, они любят родственников только за то, что они есть и любят их, детей. Педагог работает на осознание этой любви и на формировании умений выразить эту любовь. Воспитывать любовь к природе сложнее. Здесь важен яркий эмоциональный фактор. Когда мы говорим о заботливом, бережном отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем нас и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, рвёт книги, портит вещи, едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к людям и природе. Поэтому уже в младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам. В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада — это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад». Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться? Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с любимой воспитательницей и друзьями, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на порядки и правила, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними. Что надо сделать для того, чтобы ребёнок любил детский сад? Прежде всего, необходимо, чтобы ребёнку в саду было хорошо, Для этогообеспечивается эмоциональное насыщение жизни в детском саду, психологический комфорт пребывания в детском саду каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей и познавательный компонент. Объём знаний и представлений о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Дети должны уметь: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать, уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога, осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых. Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, к природе, к предметному миру. В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Туймазы», «Я живу в республике Башкортостан». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. Кроме знаний и представлений формируются умения: стремление познавать, экспериментировать, творить; устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками; понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми; понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней. Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, саамы). Детей подводят к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка. Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей. Работа с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду. Активные формы взаимодействия с родителями:
Работа с педагогами: Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др. Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
|