Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие мотивации старших дошкольников в патриотическом воспитании через реализацию проекта «Орлята-дошколята»
Патриотизм детям
Автор: Ершова Елена Викторовна   
17.09.2025 23:48

Развитие мотивации старших дошкольников в патриотическом воспитании через реализацию проекта «Орлята-дошколята»Развитие мотивации старших дошкольников в патриотическом воспитании через реализацию проекта «Орлята-дошколята»

Не каждый родитель рассказывает своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в нравственно-патриотическом воспитании детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, они не заменяют традиционные формы, а успешно их дополняют и восполняют.

В ДОО педагоги имеют возможность использовать различные методы и формы работы для достижения этой цели.

Создание в детском саду дошкольного движения «Орлята-дошколята», основанном на движении «Орлята России», в тесном сотрудничестве с семьей, способствует:

  • формированию личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности
  • повышению познавательного интереса и стремления к здоровому образу жизни.

Реализация проекта «Орлята-дошколята» позволяет решать и задачи федеральной образовательной программы дошкольного образования, и программы воспитания.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, и здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Для чего вообще нужна эта мотивация? Цель мотивации:

  • вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или какой-либо деятельности
  • создать условия увлеченности, умственного напряжения
  • направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мы считаем, что проект "Орлята-дошколята" – это уникальная возможность для дошкольников в увлекательной форме познакомиться с ценностями дружбы, патриотизма, здорового образа жизни, уважения к старшим и любви к своей Родине.

 

В предварительной работе над проектом «Орлята-дошколята» мы поставили цель: вызвать интерес у детей к данной деятельности. В группе провели вводное занятие: ребята посмотрели мультфильм про Орленка, познакомились с красивой легендой об Орлятах, из которой вынесли главный урок жизни: «Все преграды по плечу, если у тебя есть мечта и верные друзья!»; узнали, кто такие орлята. Мы с детьми разучили гимн орлят-дошколят, девиз, речёвку. Дети приняли участие в создании эмблемы, познакомились с флагом "Орлят-Дошколят". Во время беседы дошколята отметили, что быть «Орлёнком» — это не только честь, но и ответственность, это значит во всём и всегда быть впереди, воспитывать в себе любовь к Родине, трудолюбие и стремление к знаниям, честность и благородство, скромность, дисциплинированность и товарищество.

В ходе проекта мы все вместе работали над обогащением РППС группы: и ребята, и педагоги, и родители. В группе оформили:

  • «Орлятский» уголок.
  • уголок «Утренних приветствий»
  • уголок «Познание»
  • «Наши достижения»
  • выставку творческих работ «Орлёнок-мастер»
  • подготовили информацию для родителей.

После каждого мероприятия стенды обновлялись.

Этапы реализации проекта:

1 этап – посвящение — торжественное мероприятие с приглашением ветерана боевых действий, родителей. Форма: белый верх, темный низ – ненавязчиво обязует к дисциплине, к выправке и без особого усилия даже неугомонным детям. Ребята познакомились с законами "Орлят", дали клятву, в которой пообещали горячо любить Родину, творить добрые дела, держать слово, ценить дружбу, проявлять заботу и поступать по совести!

Конечно же, у каждого движения есть свои атрибуты, есть они и у орлят-дошколят. Значение атрибутов: что как не атрибут заинтересует в первую очередь дошкольника, это яркий, красочный привлекающий внимания к действиям предмет, с которым захочется с радостью принимать активное участие в мероприятиях, которое повышает самооценку и стремление к чему-либо.

Детям выдали значки, повязали галстуки Орлят.

Орлятский галстук и значок символизируют единство всех Орлят и означают, что ребята, которые их носят, своими делами и поступками служат примером для других, помогают создавать в группе интересную жизнь, являются верными и преданными, Следовательно, для детей значок и галстук орлят — это определенный мотиватор к действию.

О ходе реализации проекта мы рассказывали в официальной группе нашего детского сада в Контакте и в группе для родителей. Наши Орлята все это показали своим друзьям, родственникам, бабушкам, дедушкам – огромный плюс их самооценке и желанию продолжать проект.

2 этап — организация совместной деятельности планировалась на основе ФГОС ДО и ФОП ДО по пяти направлениям:

  1. Семья «Если семья вместе, то и душа на месте».
  2. Природа «Дерево дорого плодами, а человек – делами!»
  3. Здоровый образ жизни «Здоровым будешь – все добудешь».
  4. Родина «Если дружба велика, будет Родина крепка!».
  5. Орлята России «Учимся, растём, мечтаем ВМЕСТЕ!»

Предлагаемые направления совместной деятельности сочетаются с образовательными областями ФОП ДО. Весь процесс деятельности мы старались строить так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор, причём в этом случае у детей должно складываться впечатление, что инициаторами деятельности являются они сами.

Наши орлята-дошколята в течение всего учебного года были активными участниками проектов и месячников как на уровне ДОО, так и на муниципальном уровне. Активнее всего дети с родителями приняли участие в проектах: «Разговор о правильном питании» и «История семьи, история страны», в рамках которых мы транслировали свои мероприятия в официальной группе ВК ДОО.

Наши орлята-дошколята принимали активное участие в оформлении творческих выставок совместных работ детей и родителей. А чтобы повысить мотивацию у родителей и детей, мы объявляли, что лучшие работы будут участвовать в оформлении детского сада и в городских конкурсах.

Мы вместе с ребятами активно работали над трудовыми поручениями через «Орлятский десант». Чередование традиционных поручений (ЧТП) в детском саду – это методика организации жизнедеятельности группы старших дошкольников, которая позволяет разнообразить ежедневные дела.

Ежедневно, во время утреннего круга, ребята по желанию (совместно с педагогами) распределяли традиционные поручения: (происходило деление на микрогруппы по 2-3 человека), В течение дня дети выполняли эти поручения: дежурство, помощь воспитателям в подготовке занятия (разложить или собрать наглядные пособия, расставить стульчики и т.п.), уход за комнатными растениями, работа с календарём погоды, уборка территории или игрушек в группе и другие. На следующий день микрогруппы менялись.

Использование приёма смены поручений позволяет всем детям пройти через роль организатора, исполнителя и др. (в группе, отвечающей за зарядку ребёнок может выступить инициатором проведения тех или иных упражнений, а в группе «Чистюль» — он уже исполнитель и помогает наводить порядок в игрушках).

Смена позиций и ролей учит самоорганизации, помогает организовывать других ребят, взаимодействиям и взаимоответственности, развивает регулятивные, коммуникативные и личностные умения. В малочисленной группе ребёнок постоянно находится под воздействием мнения других детей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения, у него постепенно формируется умение подчиняться и прислушиваться к мнению сверстников. Кроме того, самостоятельное руководство количеством сверстников детям дошкольного возраста легче осуществлять в микрогруппе из 2-3 человек.

В группе мы оформили уголок поручений: подобрали картинки-символы, обозначающие поручение. Дети, выбирая поручение, ставили рядом с картинкой-символом в кармашки свои карточки.

Важна система поощрения, действующая в группе на постоянной основе. В конце месяца мы вместе обсуждали результаты деятельности микрогрупп:

- что получилось?

- что понравилось делать?

- какие поручения хотелось бы ещё попробовать?

Для того, чтобы повысить мотивацию у детей, мы:

  • отмечали достойных небольшими призами «Самый ответственный дежурный» или «Заботливый цветовод» и др.
  • совместное фотографирование за выполнением поручений и слова благодарности родителям
  • аплодисменты от всей группы за хорошее дежурство
  • слова поддержки и поощрения от воспитателя и т.д.

«Орлятский десант» — еще одна форма организации благотворительной деятельности. Наши орлята-дошколята собирали корм и … для бездомных животных, находящихся в приюте; готовили открытки, письма солдатам, находящимся в зоне СВО, открытки для ветеранов ВОВ.

Орлята – маленькие наставники над малышами. Они уже сами активно участвуют в тематических мастер-классах, посвященных различным значимым датам. Наставничество ребят реализуется не только в творчестве, но и трудовых поручения: орлята сами и совместно с родителями помогали младшим товарищам расчищать осенью и зимой постройки, площадки, проводили с младшими игровые мероприятия, оформляли для малышей книжки-малышки. Отличный пример младшим.

Большую часть в развитии детей занимает физическая подготовка и приобщение к ЗОЖ.

В работе над проектом «Орлята-дошколята» мы широко использовали игровую деятельность как метод мотивации детей. В играх дети могут вживаться в разные роли, испытывать эмоциональные переживания и узнавать о своей родине. Например, организация тематических игр, посвященных историческим событиям (игра-инсценировка по сказке «Весточка», посвященная событиям ВОВ) или национальным праздникам ( «Масленица», «Берёзкины именины» …), позволяет детям осознать и усвоить историческое наследие своей страны.

Важным элементом патриотического воспитания является также работа с семьями детей. Наши родители принимали активное участие в мероприятиях различного уровня: праздничные утренники в детском саду, посещение музея и выставок, субботники по благоустройству прогулочного участка, военно-спортивная игра «Зарничка», городские фестивали «Семейные игры ГТО» и «Содружество семей орлят-дошколят», проект «Встречи с интересными людьми», городская «Выставка семейных традиций», месячник «Семья – сокровище души» и другие. Такие совместные мероприятия позволяют создать атмосферу поддержки и взаимодействия между семьей и ДОО, а также усилить патриотические ценности в сознании детей.

3 этап – подведение итогов. Наши орлята-дошколята в течение всего учебного года были активными участниками проектов и месячников как на уровне ДОО (выставки творческих работ ( «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза»), театральный фестиваль, шашечный турнир, фестиваль настольных игр «Стратегия Победы» …), так и на муниципальном ( «Лыжня дошколят», фестиваль — игра технического творчества "Технология — 25", фестиваль "Готов к труду и обороне", «Окна Победы», музыкальный конкурс-фестиваль "Тутти – 2025» и другие).

В мае месяце состоялось важное событие — встреча наших орлят-дошколят и ребят старших возрастных групп. Воспитанники приняли участие в увлекательной игре по станциям и в церемонии передачи эстафеты орлят-дошколят: ребята передали будущим орлятам флаг и эмблему. Директор детского сада поздравила ребят и педагогов, поблагодарила их за старания, инициативу и достижения, а затем вручила памятные сертификаты.

Мы считаем, что через проект «Орлята-дошколята», реализуется большая совместная работа и с детьми, и с воспитателями, и с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Этот проект помог детям проявить свои таланты, научиться работать в команде. Мы гордимся нашими маленькими «орлятами» и желаем им новых успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год