Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Есть такая профессия – Родину защищать»
Патриотизм детям
Автор: Орлова Маргарита Петровна   
24.04.2025 14:04

Конспект занятия «Есть такая профессия – Родину защищать»Конспект занятия «Есть такая профессия – Родину защищать»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО — РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Введение

1. 1. Актуальность

Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Исторически сложилось, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях, ведь любовь к родной стране начинается с детства. Это занятие поможет рассказать детям о людях героических профессий, о том, что такое смелость и отвага. Поможет привить любовь к родной стране, чувство гордости за свою армию.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в этом возрасте у детей особенно развито желание постоянно открывать и узнавать что-то новое.

1. 2. Целевая аудитория

Дети 6-7 лет (подготовительный возраст)

Возрастные особенности:

У детей 6 – 7 лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.

 

Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

В целом, ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?)» пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.

1. 3. Роль и место занятия в системе работы педагога-организатора, старшего воспитателя:

Данное занятие, является одним из познавательных занятий в контексте программы по духовно-нравственному воспитанию. Конспект является авторской разработкой педагога-организатора Орловой Маргариты Петровны и старшего воспитателя Пужливой Юлии Владимировны детского сада № 31.

1. 4. Цель, задачи, форма организации, пространственно-временной ресурс и планируемые результаты занятия:

Цель: Формирование представлений у детей о Российской армии: военной технике, военных профессиях.

Задачи:

  • Образовательные: закреплять знания детей о разнообразии профессий военного и уточнить знания о том, чем занимаются военные; активизировать словарь дошкольников; обобщить понятия о труде военного; сформировать понимание того, что работа военного нужна и ответственна.
  • Развивающие: развивать познавательные процессы у детей среднего возраста во время беседы о престижности работы военного, в процессе игры;
  • Воспитывающие: воспитывать умение работать в паре или в команде и способствовать взаимопониманию со сверстниками; развивать нравственные качества детей.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Пространственно-временной ресурс: 30 минут.

Планируемые результаты:

Проявляет интерес к военным профессиям, принимает активное участие в продуктивной деятельности, проявляет активность при выполнении заданий, владеет основными движениями при выполнении упражнений физкультминутки, принимает участие в играх, может рассказать о профессиях, проявляет эмоциональную отзывчивость на загадки профессиях, проявляет интерес к окружающему миру, может по просьбе взрослого рассказать о военных профессиях, выполняет правила игры, выполняет задания воспитателя.

1. 5. Способы реализации, используемые технологии, методы и приёмы, оборудование и материал:

Способы реализации выбранного направления деятельности:

Непосредственно образовательной деятельности.

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технология сотрудничества, игровая.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, загадки.

Наглядные: рассматривание демонстрационного материала, презентация.

Практические: дидактические игры, физкультминутка.

Оборудование и материал:

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация PowerPoint, картинки – воин, моряк, пилот, танкист, море, земля, небо, танк, самолет, вертолет, корабль, подводная лодка, конструктор, фонарики, листы с заданиями.

2. Основная часть

2. 1. Ход проведения занятия:

(СЛАЙД № 1)

Организационный момент.

Педагог-организатор:

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

(СЛАЙД № 2)

Введение в тему.

Педагог-организатор:

- Ребята, в детский сад пришло письмо. Давайте откроем и прочтем. Узнаем, кто нам пишет и о чем оно? (открываем конверт и читаем)

«Здравствуйте дорогие ребята!

Пишут вам солдаты из войсковой части № 31. Мы узнали, что Ваш детский сад тоже под № 31 и решили подружиться с вами. Скоро 23 февраля, и вся наша страна отмечает День Защитников Отечества.

Мы отправили вам небольшую посылку с подарками, но открыть ее вы сможете после того, как выполните все задания. Желаем успеха!

С дружеским приветом, военнослужащие Ленинградского военного округа»

- Ребята, в этом письме солдаты подробно описали все задания…

Задания — нелегкие. Вы готовы их выполнять? (ответы детей)

Чтобы приступить к выполнению заданий, нам нужно пройти к стульчикам. (Дети усаживаются).

- Сегодня мы с вами поговорим о воинах нашей российской армии, о ее непобедимой силе, о ее могучей технике, о том, какая это особая честь – нести службу в ее рядах.

Профессия военного – трудна, сложна и опасна, и тем не менее все профессии военных почетны, важны и нужны.

(СЛАЙД № 3)

Основная часть.

Педагог-организатор:

Наша страна самая большая …

-Как называют нашу страну, где мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Педагог-организатор:

Ребята, Россия – это наша Родина.

А что значит для вас слово Родина?

(предполагаемые ответы детей)

Родина – от слова родная, как мама и папа.

Родина — это наш край, наш город.

Родина — место, где живут близкие, дорогие нам люди.

Место, где стоит наш детский сад,

Наша Родина — это наши леса, поля, моря и реки.

Посмотрите, ребята, что это?

Дети: Российский Флаг.

Педагог-организатор:

Все верно. Это флаг нашей страны, России. Значит, это российский флаг.

(СЛАЙД № 4)

- Посмотрите, ребята на эти картины. Кто на них изображен?

Дети: (предполагаемые ответы) военные, солдаты нашей Армии.

Педагог-организатор:

Обратите внимание, что у разных военных своя форма, в зависимости от рода войск.

В Российской Армии есть сухопутные войска, которые действуют на суше, военно-воздушные силы — они защищают Родину в воздухе, военно-морские – в морях и океанах. В каждом государстве есть и пограничные войска.

Из конверта достаём первое задание: "Продолжи предложение"

На кораблях служат- моряки.

В разведку ходят- разведчики.

Границу охраняют- пограничники

Из пушки стреляет- артиллерист.

На подводной лодке ведут службу- моряки подводники.

С парашюта прыгает- парашютист десантник.

Из пулемета строчит- пулеметчик.

Танком управляет- танкист

За штурвалом самолета сидит- пилот.

- Молодцы ребята, справились на «отлично».

(СЛАЙД № 5)

Педагог-организатор:

Пограничные войска

- Пограничник – это сложная и ответственная военная профессия. Только сильным, мужественным, умным людям можно доверить защиту границы нашей державы. Во всех родах войск военнослужащие должны получить приказ, чтобы начать действовать. А вот пограничникам нередко приходится самим принимать решение, поскольку на границе неожиданно могут возникнуть самые различные ситуации. И действовать нужно быстро и решительно.

- Например, через границу может попытаться пробраться нарушитель, преступник; либо у кого-то обнаружится запрещённый предмет, или поддельные документы. Подобные нарушения не должны пройти мимо внимания стражей границ нашей Родины.

- Пограничникам помогают служебные собаки. Они издалека учуют чужого человека, предупредят хозяина. В случае нападения, собаки помогают обезоружить и задержать преступника. Люди, которые тренируют и обучают служебных собак, называются кинологами.

- Ребята посмотрите на форму пограничников. Почему такая пятнистая форма? (Чтобы его не было заметно.)

- Обратите внимание на этот Пограничный столб. Такие столбы установлены по всей нашей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а наверху герб нашей страны. А еще на границе есть контрольно-следовая полоса. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Пограничники, выходя в дозор, очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителям.

- Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольной полосе? Предполагаемые ответы — (Нарушители, шпионы.)

Из конверта достаём второе задание: "Знатоки"

Сейчас я задам Вам несколько вопросов, на которые вы будете отвечать сразу, не задумываясь. Договорились?

  1. Назовите государственную награду за заслуги перед Родиной? (Медаль).
  2. Какое оружие называется женским именем? (Катюша)
  3. Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? (Каску.)
  4. Как называется головной убор танкиста? (Шлем.)
  5. Как называется праздничный проход всех групп и родов войск по Красной площади? (Парад)
  6. Зимняя верхняя одежда солдат? (Шинель).

- Молодцы ребята, вы делали всё быстро и чётко, так и должны принимать решения настоящие военные.

(СЛАЙД № 6)

Педагог-организатор:

Военно-морские войска

- Наша Родина — великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей.

- Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

- Андреевский флаг — главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.

- Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. На кораблях капитану подчиняются все. На кораблях есть много и других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.

- Штурман — это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль. Говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт — только штурман.

- У моряков черная форма, на голове бескозырка с ленточками, полосатые тельняшки, матросские воротники – гюйсы.

Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять

И служить не на земле, а на военном корабле.

Из конверта достаём третье задание: "Морские загадки"

1. Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном… (корабле)

2. Он на мостике стоит

И в бинокль морской глядит,

Не страшит девятый вал —

Крепко держит он штурвал.

Он на судне — царь и пан. Кто же это? … (Капитан)

3. Плаваю на корабле

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу

Судно в море сторожу.

Чтобы ветер не угнал

На волнах лишь покачал… (якорь)

4. Он, как рядовой в пехоте,

Служит рядовым на флоте.

Не привык он вешать нос!

Он в тельняшке! Он — … (Матрос)

5. У матроса не рубашка — Полосатая … (Тельняшка)

6. Чьи на море корабли?

Из какой страны они?

Чтобы это знать могли капитаны, боцманы

Эти разные квадраты прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают

Семь ветров их раздувают (флаги)

7. Как называется флаг Военно-морского флота? (Андреевский)

8. Он и повар, и моряк

Звать его, скажите, как?

Все по-флотски, кашу, сок

Приготовит вкусно… (кок)

- Молодцы ребята, задание выполнено, объявляю благодарность.

(СЛАЙД № 7)

Физкультминутка «Слава Армии родной»

Слава Армии родной, берегущей наш покой

(хлопки в ладоши).

Она Россию защищает, границы зорко охраняет

(шагают на месте, энергично взмахивая руками).

На границе тишина, сияет полная луна

(приседают, руки вниз, встают, руки через стороны поднимают вверх).

Здесь враг опасный не пройдет, границу он не перейдет

(идут друг за другом в полном приседе, руки на колени)!

А в небе мчаться самолеты, в кабинах летчики, пилоты

(бегут друг за другом, руки в стороны).

Видна им с неба вся граница, не проглядят они и птицу

(останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, смотрят в воображаемый бинокль, поворачиваются в правую, затем в левую сторону).

И с моря враг к нам не пройдет, на страже наш российский флот

(выполняют руками перекрестные движения над головой)

И моряки на кораблях нас защитят на всех морях

(шагают на месте, «отдают честь» правой рукой).

И скажет дружно детвора: «Российской армии –ура!»

(поднимают руки вверх, хлопают в ладоши).

(СЛАЙД № 8)

Педагог-организатор:

Военно-воздушные войска

- Традиционно 12 августа отмечают День Военно-воздушных сил Российской Федерации. Этот день – профессиональный праздник военных лётчиков.

- В начале века лётчиков называли воздухоплавателями — самолёты летали тихо, будто плавали в воздухе, как корабли в воде.

- Какая техника нужна летчикам?

Дети: Самолеты, вертолеты.

- Сейчас военные самолёты летают быстрее звука, на огромной высоте. Они вооружены ракетами. Сложные приборы помогают лётчику вести самолёт и находить цель ночью, в облаках, в непогоду. Всего минуту находится современный бомбардировщик над целью, но он успевает сбросить бомбы и обстрелять её ракетами. А самолёт-ракетоносец запускает ракету, находясь от цели за сотни километров. Потом ракета сама управляет своим полётом. Огромные транспортные самолёты могут доставить воздушный десант за тысячи километров от аэродрома. Вместе с десантниками на землю спустятся на парашютах орудия, автомобили, танки.

У самолёта есть боевой друг — вертолёт. Он может подниматься без разбега, прямо свечой вверх, и опуститься может на любую поляну. При этом вертолёт способен и перевозить десанты, и воевать с наземным противником, и искать на море вражеские подводные лодки.

- В особую группу выделены воздушно- десантные войска, десантников обычно доставляют к местам боевых действий на самолетах и вертолетах, на десантниках голубые береты.

- Как вы думаете, каждый человек может быть летчиком, десантником (ответы детей)

- Совершенно верно, чтобы быть летчиком, десантником, надо многому научиться, пройти сложную подготовку на земле, уметь прыгать с парашютом. Надо быть смелым, сильным, уметь владеть собой.

Из конверта достаём четвёртое задание: эстафета "Взлетная полоса"

Первый участник команды кладет на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен дойти до условленного места и положить лист на пол. Двигаться нужно осторожно, чтобы лист на упал. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым листом. И так далее. Из листов выкладывается «взлетная полоса».

- Ребята, давайте попробуем сделать взлётную полосу для наших лётчиков. Все готовы. Молодцы!

(СЛАЙД № 9)

Педагог-организатор:

Сухопутные войска

- На земле нас защищают сухопутные или наземные войска.

Как вы думаете, кто служит в сухопутных войсках?

Дети: (Солдаты, танкисты…)

-Давайте рассмотрим танкистов.

- Посмотрите, какая у них форма, на голове танкистов защитные шлемы.

- Скажите, от чего защищают шлемы (От шума двигателя, шума выстрелов, от ударов о металлические стенки танка).

- Танки защищены толстой броней, вооружены они не только пушкой, но и пулеметами, они могут проходить по любой местности, по оврагам, болотам потому что у них вместо колес гусеницы.

- К сухопутным войскам относятся артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные –ракетами. В артиллерии служат артиллеристы, а в ракетных войсках- ракетчики. Давайте произнесем эти слова вместе (артиллерийские, ракетные)

Из конверта достаём пятое задание: «Знатоки»

- Назовите то, что защищают солдаты. (Родину)

- Куда идут служить мальчики, когда вырастут? (В армию)

- Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? (Каску)

- Это и имя девочки, и название грозного оружия. (Катюша)

- Что бросают и кричат: «Ложись!» (Гранату)

- То, на чём служат моряки. (Военный корабль)

- Как называется руль корабля и самолёта? (Штурвал)

- Воздушная военная техника. (Самолёт, ракета)

- Средство передвижения на гусеницах. (Танк)

- Как называется головной убор танкиста? (Шлем)

(СЛАЙД № 10)

Педагог-организатор:

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы). Вы выполнили все задания, которые вам прислали наши войны на «отлично!!!»

Рефлексия:

- Ребята, сегодня вы познакомились с военными профессиями, родами войск российской армии и расширили свои представления о российской армии.

Есть такая профессия – Родину защищать. Военнослужащих так и называют – защитники Отечества. В России есть праздник – день защитника Отечества, который отмечается 23 февраля. В этот день мы отдаем дань уважения тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу, защищая Родину.

- Труд военного — это постоянный риск. Все профессии военных почетны и важны, а главное – очень нужны. Наша страна гордится своей армией, ее отважными воинами. Именно они в любой момент смогут встать на нашу защиту и обрушить всю мощь на врага!

- Может в будущем, кто -то из вас выберет эту замечательную профессию-военный. Вы, дети, еще очень малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наша Родина стала еще краше. Например, не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны. А самое главное — любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, хорошо учиться в школе.

- Ну а чтобы закрепить наши знания, я буду показывать карточку и называть слово, а вы — называть профессию, связанную с этим словом.

танк — танкист;

корабль – матрос, капитан, боцман, штурман;

самолет – летчик, пилот;

пехота – пехотинец;

разведка – разведчик;

парашют – десантник;

граница – пограничник;

пулемет — пулеметчик.

- Вы у меня большие МОЛОДЦЫ!

Список литературы:

  1. Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание дошкольников 6-7 лет» М.ТЦ «Сфера», 2007
  2. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» Волгоград, «Учитель», 2010
  3. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
  4. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по

патриотическому воспитанию в ДОУ. /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской.

М.: Творческий центр «Сфера», 2006

5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя

детского сада. – М.: Просвещение, 1980

6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет.

7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6лет. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007

8. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии

мероприятий. / Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград,

«Учитель», 2007

9. Материалы интернет.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 15 (377) выйдет
30 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год