Краеведение в детском саду |
Патриотизм детям | |||
Автор: Кукольщикова Валерия Дмитриевна | |||
12.03.2025 16:44 | |||
Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д.С. Лихачев Воспитание любви и уважения к родному городу, Коми краю является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Перед нами стоит задача прививать детям с детства интерес и любовь к своей малой родине, Республике, России, земле на которой мы живем. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, своей малой родине, а ведь она основана из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, Республики, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. На наш взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества педагога, ребенка и семьи, особенно при изучении культуры коми края. Вопросами краеведения, патриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители самостоятельно практически не занимаются. Поэтому эти функции должен взять на себя детский сад, чтобы не только воспитать у детей интерес к истории родного края, но и убедить родителей в важности и необходимости этой работы. Для более полного изучения Коми края мы тесно сотрудничаем с Коми Национальным музеем – это и есть основная идея. Совместно с музеем мы составляем программу на год, обсуждаем темы каждого месяца и тему каждого занятия. На данных занятиях дети могут не только посмотреть, например, старинные предметы на картинках, но и потрогать их руками, что очень важно в дошкольном возрасте.
Учебные занятия в музее, подчёркивает Е.В. Листвина, раздвигают рамки привычного образовательного пространства. В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей традиционно и представляется как собрание ценностей и памятников других эпох. Таким образом, достигается вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной информацией о разных временных отрезках. Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его воспитания, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире. В музейной педагогике обозначена главная проблема – осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсии, в настоящее время приобретает более живой, импровизированный характер. Личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирования индивидуальных представлений. Однако этого явно недостаточно для построения по настоящему диалогичного взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде. Поэтому в нашей группе создан мини-музей, который также меняется в зависимости от месяца. В оформлении мини-музея нам очень помогают родители. А тем самым также активно изучают краеведение и помогают в этом своему ребенку. Эффективность усвоения материала детьми зависит от их активности в ходе экскурсии, поэтому целесообразно максимально использовать взаимодействие с игровыми персонажами в музее, действия с музейными предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы. Поэтому мы ввели в практику домашние задания, где дети и родители в совместной практической деятельности закрепляют пройденный материал. Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности взаимодействия детского дошкольного учреждения, семьи и краеведческого музея в ознакомлении старших дошкольников с историческим прошлым нашего города, края. МАДОУ «Детский сад №13» г. Сыктывкара Воспитатели: Владимирская Ирина Борисовна, Кукольщикова Валерия Дмитриевна
|