Лэпбук по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» |
Патриотизм детям | |
Автор: Карасева Анастасия Александровна | |
03.03.2025 02:06 | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Работа выполнена воспитателем Карасевой Анастасией Александровной г. Вичуга. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев Любовь маленького ребёнка — дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному городу.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране, в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Чтобы воспитать у детей любовь к Родине, сначала нужно воспитать в них любовь к самому близкому – родной семье и детскому саду, окружающей природе ведь это – основа из основ духовно- нравственно воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Поэтому было решено разработать лэпбук по патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Моя Россия». (Приложение 1) Цель: создание условий для формирования патриотический чувств у детей 4-5 лет; формирование духовно – нравственного отношения к родному городу, окружающей среде, семье, детскому саду. Задачи:
родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи. Новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками является «Лэпбук». Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Лэпбук — одна из интересных форм организации материала. Потому что, рассматривая и выполняя различные задания, дети получают много интересной и познавательной информации, это отличный способ для повторения пройденного материала. Для того чтобы доступно и интересно объяснить детям данного возраста о нашей родине, я изготовила дидактическое пособие Лэпбук — «Моя Родина». Цель данного пособия — воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к своей родине России. Лэпбук или как еще его называют интерактивная папка — это самодельная бумажная книжка. Его можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по патриотическому воспитанию. Размер готового лэпбука — папка А3. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по темам: Портрет президента России. Цель: закрепление знания о президенте нашей страны В. В. Путина. Государственный флаг России. Цель: закрепляем знания о цвете и последовательности цветов флага, о значении каждого из них. Гимн России. Цель: развивать слуховое внимание и воспитание чувства патриотизма. Герб России. Цель: закрепляем знания о гербе России, и о том, что на нем изображено. Задание: рассказать, что изображено и что означают главные элементы российского герба, флага. Дидактические игры: «Собери различные герба (России; Вичуги; Иваново)». «Найди флаг России» Пословицы и поговорки о Родине. Цель: знакомить с устным народным творчеством России. Задание: рассказать, что у каждого народа есть фольклор и традиции, выучить с детьми пословицы и поговорку о родине. (Приложение 2) Неофициальные символы России Цель: формировать знания детей о том, что кроме официальных государственных символов, существуют неофициальные символы России. Они близки. По характеру и душевному состоянию народа. (Матрёшка; Медведь; Балалайка; Самовар; Береза) Задание: рассказать о неофициальных символах России, познакомить детей со стихами о Родине и отгадать загадки. Дидактические игры: «Собери Матрёшку по полоскам»; «Наряди Матрёшку»; «Составь ряд Матрёшек»; «Составь пазл Медведь». (Приложение 3) Малая Родина – Вичуга: Цель: познакомить детей с историей родного края, показать на карте город Вичуга Задание: рассказать о достопримечательностях города:
Природа малой Родины: Цель: формировать знания детей о разнообразии животного и растительного мира родного края. Задание: дидактические игры: «Четвертый лишний по карточкам»; «Сосчитаем птиц»; «Палитра»; «Собери картинки. Кормушки птиц»; «Кто что кушает». (Приложение 5) Детский сад и семья: Цель: воспитать в дошкольниках любовь к самому близкому – родной семье и детскому саду. Задание: познакомить со стихами, пословицами, загадками о семье. Дидактические игры: «Кому, что принадлежит»; «Семья: мои родственники». (Приложение 6) Таким образом, созданное пособие охватывает большинство образовательных областей дошкольного образования по ФГОС:
Лэпбук можно рассматривать как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ и отвечает требованиям ФГОС ДО:
В нашей книжке — раскладушке, которую создали совместно с детьми, поместилось много информации в очень привлекательной, интересной и красочной форме. Но каждый может сделать его по-своему усмотрению и поместить туда ту информацию, которая нужна в данный момент. И по мере изучения добавлять и усложнять информацию. Дети группы очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его. Благодаря этой форме работы дошкольники узнали много нового и интересного о России, о своей малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают достопримечательности своего родного города. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать — поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Работа с лэпбука позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес к своей стране у детей и их родителей. Практическая значимость: Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов, родителям. Литература:
|