Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лэпбук по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина»
Патриотизм детям
Автор: Карасева Анастасия Александровна   
03.03.2025 02:06

Лэпбук по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина»Лэпбук по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Работа выполнена воспитателем Карасевой Анастасией Александровной г. Вичуга.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

Любовь маленького ребёнка — дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному городу.

 

Скачать конспект

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране, в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Чтобы воспитать у детей любовь к Родине, сначала нужно воспитать в них любовь к самому близкому – родной семье и детскому саду, окружающей природе ведь это – основа из основ духовно- нравственно воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.

Поэтому было решено разработать лэпбук по патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Моя Россия». (Приложение 1)

Цель: создание условий для формирования патриотический чувств у детей 4-5 лет; формирование духовно – нравственного отношения к родному городу, окружающей среде, семье, детскому саду.

Задачи:

  1. Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширятьзнания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
  3. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
  4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада по изучению

родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание

детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками является «Лэпбук». Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Лэпбук — одна из интересных форм организации материала. Потому что, рассматривая и выполняя различные задания, дети получают много интересной и познавательной информации, это отличный способ для повторения пройденного материала.

Для того чтобы доступно и интересно объяснить детям данного возраста о нашей родине, я изготовила дидактическое пособие Лэпбук — «Моя Родина».

Цель данного пособия — воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к своей родине России. Лэпбук или как еще его называют интерактивная папка — это самодельная бумажная книжка. Его можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Размер готового лэпбука — папка А3. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по темам:

Портрет президента России.

Цель: закрепление знания о президенте нашей страны В. В. Путина.

Государственный флаг России.

Цель: закрепляем знания о цвете и последовательности цветов флага, о значении каждого из них.

Гимн России.

Цель: развивать слуховое внимание и воспитание чувства патриотизма.

Герб России.

Цель: закрепляем знания о гербе России, и о том, что на нем изображено.

Задание: рассказать, что изображено и что означают главные элементы российского герба, флага.

Дидактические игры: «Собери различные герба (России; Вичуги; Иваново)». «Найди флаг России»

Пословицы и поговорки о Родине.

Цель: знакомить с устным народным творчеством России.

Задание: рассказать, что у каждого народа есть фольклор и традиции, выучить с детьми пословицы и поговорку о родине. (Приложение 2)

Неофициальные символы России

Цель: формировать знания детей о том, что кроме официальных государственных символов, существуют неофициальные символы России. Они близки. По характеру и душевному состоянию народа. (Матрёшка; Медведь; Балалайка; Самовар; Береза)

Задание: рассказать о неофициальных символах России, познакомить детей со стихами о Родине и отгадать загадки.

Дидактические игры: «Собери Матрёшку по полоскам»; «Наряди Матрёшку»; «Составь ряд Матрёшек»; «Составь пазл Медведь». (Приложение 3)

Малая Родина – Вичуга:

Цель: познакомить детей с историей родного края, показать на карте город Вичуга

Задание: рассказать о достопримечательностях города:

  • парки, улицы, фонтаны
  • культурные центры
  • памятники, посвященные защитникам Отечества
  • знаменитые люди города
  • народные промыслы
  • церковная культура. (Приложение 4)

Природа малой Родины:

Цель: формировать знания детей о разнообразии животного и растительного мира родного края.

Задание: дидактические игры: «Четвертый лишний по карточкам»; «Сосчитаем птиц»; «Палитра»; «Собери картинки. Кормушки птиц»; «Кто что кушает». (Приложение 5)

Детский сад и семья:

Цель: воспитать в дошкольниках любовь к самому близкому – родной семье и детскому саду.

Задание: познакомить со стихами, пословицами, загадками о семье. Дидактические игры: «Кому, что принадлежит»; «Семья: мои родственники». (Приложение 6)

Таким образом, созданное пособие охватывает большинство образовательных областей дошкольного образования по ФГОС:

  1. Познавательное развитие – знакомство с государственными символами страны (официальными и неофициальными), с достопримечательностями родного города.
  2. Речевое развитие – мир родной речи через художественное чтение (стихи, пословицы, загадки).
  3. Социально-коммуникативное развитие – развитие игровой деятельности.
  4. Художественно- эстетическое развитие – изучение архитектуры, народных промыслов Вичугского края.

Лэпбук можно рассматривать как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ и отвечает требованиям ФГОС ДО:

  1. Информативен (информация, которая содержится в лэпбуке, должна быть в первую очередь доступна ребёнку)
  2. Прочен (учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким, прочным)
  3. Эстетичность (лэпбук должен быть оформлена так, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки и изучить)
  4. Вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части)
  5. Доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста). Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
  6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

В нашей книжке — раскладушке, которую создали совместно с детьми, поместилось много информации в очень привлекательной, интересной и красочной форме. Но каждый может сделать его по-своему усмотрению и поместить туда ту информацию, которая нужна в данный момент. И по мере изучения добавлять и усложнять информацию. Дети группы очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Благодаря этой форме работы дошкольники узнали много нового и интересного о России, о своей малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают достопримечательности своего родного города. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать — поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Работа с лэпбука позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес к своей стране у детей и их родителей.

Практическая значимость: Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов, родителям.

Литература:

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  2. Микяева Н.А. Нравственно-патриотическое воспитание
  3. Носова Е.Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е.Ю. Носова, Т.В. Федорова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы IX Международной научной конференции.
  4. Новикова Е.В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС [Электронный ресурс]
  5. Шаповалова С.Е. Лепбук своими руками для детского сада [Электронный ресурс].
  6. Интернет ресурсы
  7. Приложения.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год