Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Патриотизм детям
Автор: Богданова Нина Ивановна Радченко Елена Николаевна   
31.10.2023 21:45

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

  • Богданова Нина Ивановна
  • Радченко Елена Николаевна

Аннотация: В статье представлен опыт работы старшей группы МБДОУ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 394 ГОРОДА ДОНЕЦКА» по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Авторы делают вывод, что важнейшим условием повышения эффективности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является создание современной развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: патриотизм, традиционные ценности, центр патриотического воспитания, дети дошкольного возраста.

 

Скачать конпсект

Дошкольное образование в Донецкой Народной Республике является первой ступенью в системе непрерывного общего образования. На основе Конституции Донецкой Народной Республики и законодательства ДНР, с учетом Международной Конвенции ООН о правах ребенка, Государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо наряду с сохранением и укреплением здоровья детей, уделять большое внимание формированию патриотических качеств личности ребенка.

Исходя из выше сказанного, одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей.

Согласно ГОС ДО ДНР развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна быть вариативной, состоять из различных центров, которые дети могут выбирать по собственному желанию. Создание в группах центров патриотического и духовно-нравственного воспитания расширяет опыт ориентировки в окружающем, дает детям представления об истории своего народа; способствует формированию патриотических чувств, традиционных нравственных и духовных ценностей; воспитанию любви к Родине, гордости за ее достижения, желание самоотверженного служения на благо своей Родины.

Цель статьи – показать эффективную форму работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Содержание. В соответствии с ГОС ДО ДНР, мы организуем воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы дети, играя, развивались и познавали новое одновременно. Опыт нашей работы показал, что результативность образовательной деятельности по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с детьми в дошкольном учреждении зависит от качества и разнообразия развивающей предметно-пространственной среды. Именно развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

В старшей групе, нашего дошкольного учреждения наряду с другими развивающими зонами, организованы развивающие центры по патриотическому воспитанию, которые включают в себя: дидактический и учебно-методический материал, игры, альбомы, макеты, книги изготовленные руками детей совместно с родителями, открытки и др.

Это помогает педагогам качественно осуществлять воспитательный процесс, в ходе которого у воспитанников формируются сознание, построенное на приоритете национально-государственных ценностей.

К сожалению, в своей практике педагоги часто сталкиваются с отсутствием материального обеспечения для создания развивающей предметно-пространственной среды. Для решения этой проблемы мы создаем такие условия, при которых родители чувствуют себя полноценными партнерами образовательного процесса. Семьи наших воспитанников проявляют инициативу в изготовлении, совместно с детьми и педагогами, дидактических пособий, игр развивающего и проблемного характера, красочного демонстрационного и раздаточного материала для организации работы с воспитанниками по духовно-нравственному воспитанию, обновлении материально-технической базы ДОУ.

В нашем дошкольном учреждении во всех возрастных группах в системе ведется работа по обогащению центров патриотического и духовно-нравственного воспитания, в которых дидактический и игровой материал подбирается в соответствии с возрастом детей и их уровнем развития, с использованием инновационных технологий в необходимом количестве и свободном доступе для воспитанников. Наполняемость центров осуществляем с участием детей, в связи с этим у малышей повышается интерес, желание играть, формируются традиционные общечеловеческие ценности.

Содержание центров патриотического воспитания отражает требования воспитательно-образовательной программы для детей дошкольного возраста «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Дидактический материал структурирован по темам:

  • «Донбасс – мой родной край» — подобраны репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.
  • «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» — подборка рисунков на тему: «Рисуют мальчики войну», «Спасибо деду за победу» организованы фотовыставки: «Такие разные и такие родные наши мамы», «Летний отдых с семьёй», рассказы в рисунках о своей семье, о своих семейных традициях — дети вместе с родителями составляли генеалогические древа.
  • «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» — государственные символы Донецкой Народной Республики.
  • «Донбасс и Русский мир» — особое место отводим произведениям детской художественной литературы, выполнены подборки по устному народному творчеству, созданы картотеки русских народных игр, альбомы по народно-прикладному искусству России.

Важное место в центре патриотического воспитания занимают лэпбуки- интерактивные папки.

Использование лэпбуков привлекает внимание детей, они неоднократно возвращаются к этим папкам, чтобы полистать — поиграть в них, а заодно, незаметно для себя, повторить пройденный материал.

Хочется остановиться на интерактивной папке «Защитники земли русской». Эта развивающая папка, в которой подобраны дидактические игры и упражнения о великих русских полководцах. На конкретном примере исторических событий дети знакомятся с героическими подвигами русских людей.

Огромное место отведено информации о жизненном подвиге Александра Невского, который служит примером патриотизма для воспитания подрастающего поколения.

Имя Александра Невского известно каждому в нашем Отечестве. Князь, талантливый полководец, славный воин, который после своей смерти был канонизирован церковью; его имя продолжает вдохновлять потомков на новые подвиги. Жизнь князя Александра всегда была посвящена высокой цели – служить своей Родине и охранять её от чужеземных захватчиков.

Наши дети знают, что князя называют благоверным в память о его верности русскому народу, Православию, своей Отчизне, в тяжёлые годы междоусобных войн среди князей и внешнеполитических конфликтов.

В ходе ознакомления с содержанием лэпбука наши дошкольники познакомились с биографией великого русского полководца Александра Невского, историей и бытом русского народа XII столетия, основными историческими событиями. Ребята рассматривали одежду русских воинов, ее назначение, функциональные возможности и материалы, из которых она изготавливалась. Закрепляли названия предметов защиты и оружия русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.). Беседовали по сюжетным иллюстрациям «Александр. Невская битва.»

Проведенная работа, не только познакомила наших дошкольников с биографией Александра Невского, вся жизнь которого была посвящена одной цели — служить Родине и охранять ее от захватчиков. Она вызвала у детей желание быть благородными, сильными, смелыми.

Вывод: Мы считаем, что создание лэпбуков духовно-нравственной направленности и размещение их в центрах патриотического воспитания, способствует более эффективному воспитательному процессу. Мы уверены, что наши воспитанники вырастут настоящими хозяевами своей Родины, ответственными, инициативными, умеющими логически анализировать различные жизненные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, помнить подвиг русского народа, рационально, результативно организовать свою деятельность и обеспечить процветание нашей Республики.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год