|  Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №267 общеразвивающего вида Калининского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан
 КОНСПЕКТ – СЦЕНАРИЙ ПРИРОДНО- ОБРЯДНОГО ПРАЗДНИКАБАШКИРСКОГО НАРОДА «ЗА ТАЛОЮ ВОДОЙ»
 (для воспитанников 6-7 лет)
 Подготовила воспитатель: Кушалиева Л.М.
 Цель: формирование духовной культуры, нравственно-этических качеств личности. Задачи: приобщение к природным обрядовым праздникам башкирского народа. Знакомство с народными играми, традициями и обычаями своего народа. Верованиями и обрядами, национальной культуры, народными промыслами и ремёслами, искусству и истории. Расширять общий кругозор. Развивать познавательно-речевые, художественно -эстетические способности; формировать позитивное отношение.
 Оформление зала соответствует теме ранней весны. Звучит музыка с весенней тематикой.
 Воспитанники входят в зал, садятся.Зима (Взрослый в костюме Зимы):
 Встрече с вами , ребята рада!
 Меня, конечно вы узнали.
 Чудо зимнего наряда,
 Ёлку, горки не забыли?
 Как же с вами мне расстаться?
 Я хочу совсем остаться!
 Снег , мороз-вы веселитесь,
 Я прошу вас, согласитесь!
 Ребёнок: Зиму – зимушку мы любим, но теперь черёд весны.
 Лыжи, санки мы оставим, подождут другой зимы.
 Зима: Ах, зачем же вам весна-Грязь кругом, вода, ручьи,
 А зима так белоснежна…
 А праздники лучше чьи?
 Ведущая: Чудо-праздник Новый год,Но сейчас весны пора,
 Спешит на праздник детвора,
 На праздник талых вод.
 Мы за талою водой
 1
 
 Ребёнок: Солнышко с небес сияет,
 А сосулька всё растёт,
 Кап-кап-кап-поёт капель
 В нашей песенке теперь.
 Песня «Капель», музыка Ш. Кульбарисова, слова Г. Юнусовой (сборник «музыка в детском саду», А. Кубагушев)
 Ведущая: Наших мальчиков-батыровНе страшит стена сугробов,
 Ручейкам откроют путь,
 Воды дружно побегут.
 «Танец батыров» («Салават батыр», диск «Сулпан») Девочка: Мы талой воды наберём,
 Прозрачной водой угостим,
 Исчезнут болезни и грусть,
 Ручейки их унесут.
 «Танец девочек с ведёрками». Девочки с ведёрками приближаются к Ручейку (взрослый в одежде ручейка), который замёрз. Девочка: Ой, подружки, вот беда,Исчезла талая вода!
 Появляется Зима: Зря спешили вы сюда!
 К чему вам талая вода?
 Чем же снег мой не хорош?
 Ребёнок: Мы любим снега белизну,Лесов заснувших тишину,
 Шаги скрипучие мороза,
 На окнах чудеса узора.
 Ребёнок: Твой чудесный Новый годМы, конечно будем ждать,
 Но слышишь, шумят, журчат,
 Весны гонцы уже стоя
 3
 Мы за талою водой
 Отправимся сегодня в путь.
 В снега за дальнею горой
 Ручейки журчат, нас ждут.
 Зима ( в сторону): Ручейки, талая вода…Поспешу –ка я туда. Обращается к воспитанникам: Ой , меня вы убедили,
 Знать, пришла моя пора,
 Я прощаюсь, детвора! (Уходит)
 Ведущая: Хотя зима и злится,Предлагаю веселиться,
 Не страшны зимы угрозы,
 Попрощаемся с морозом.
 Песня «Весна пришла» , музыка З. Исмагилова, слова А. Ихсана(сборник «Музыка в детском саду», А. Кубагушев). Входит Капель (взрослый в одежде Весны):Я – первая вестница
 Прихода ранней весны,
 Моя песенка слышится
 Под солнцем в ясные дни.
 Люди издавна следили,
 За капелью наблюдали.
 Назовите мне приметы,
 А за верные ответы
 Вы получите призы.
 Приметы:
 1. Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки- к продолжительной весне.    2. Тёплый мартовский ветер-к тёплому дождливому лету.
 3. Если грачи прямо на гнёзда летят-дружная весна.
 4. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
 5. Если апрель слишком тёплый, то май прохладный, с дождём и ветром бывает.
 6. Если в начале марта найдётся вода воробью напиться, год будет хорошим.
 7. Если в мае будет много дождя, рожь уродиться.
 8.    Ворон прилетит-снег сойдёт.
 (Ответы воспитанников. Приз оформлен в форме сосульки). 2 Зима: Грустно с вами расставаться,На меня – не обижаться!
 Весне – сестрице уступлю,
 Я на север улечу! (Уходит)
 Капель: От весёлой громкой песниДаже ручеёк проснётся.
 Хоровод «Капель», музыка и слова Ф. Гершовой (сборник «Музыка в детском саду», А. Кубагушев).
 Ручеёк: Как хорошо проснуться,Солнышку улыбнуться,
 Послушать звонкую капель,
 В высоком небе птичью трель!
 Игра – эстафета «Кто быстрее наполнит сосуд водой». В соревнованииучаствуют две команды. Каждая из сторон берёт по одной кружке. На расстоянии ставятся два пустых сосуда. У черты, где выстраиваются команды, ставятся сосуды с водой. Участники наполняют кружки и бегут к пустым сосудам. Вылив воду, бегут обратно, передают кружку следующему игроку. Команда, наполнившая сосуд первой, считается победителем.
 Игра « Перетягивание каната». Для игры надо разложить на полу толстую верёвку или канат, середину её обозначить яркой ленточкой. Линиями отмечают условные границы для перетягивания. И грающие делятся на две команды, берутся за разные концы верёвки. По сигналу они начинают тянуть верёвку в противоположные стороны. Выигрывает та команда, которая сумеет перетянуть ленточку, обозначающую середину верёвки, через условную границу.
 Ребёнок: Ждёт талой воды воробей,Чтоб песню начать поскорей.
 Ребёнок: Ждёт талой воды берёза,
 Мамы любимая роза.
 4 Ребёнок: Ждёт талой воды зайчишка,Вырасти хочет, как мишка.
 Ребёнок: Ждёт талой воды бабушка,Чтоб угостить всех чаем.
 Повтор некоторых элементов танца с ведёрками.
 Бабушка: Праздник талых вод
 Сохраните в памяти!
 Не бегите от забот,
 О природе думайте!
 Чтоб чистым был родник,
 И цвела сирень.
 Чтоб ясным был твой день,
 Не забывай о них !
 Угощение воспитанников сладостями, чаепитие.
 |