Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности
Патриотизм детям
Автор: Тебякина И.П. Ротманова О.В.   
17.01.2023 14:49

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленностиФормирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности

Тебякина И.П., старший воспитатель; Ротманова О.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка», г.Тамбов, Тамбовская область

В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников.

Авторы акцентируют внимание педагогов на том, что грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность воспитанников предоставляет педагогу широкие возможности для решения развивающих задач. Проектная среда — это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться.

Авторы подводят к тому, что при помощи проектной деятельности можно грамотно и интересно познакомить дошкольников с историей родного края.

В заключении авторы предлагают паспорт естественно-исследовательского проекта «Край мой Тамбовский…», который участвовал в Региональном фестивале-конкурсе «Это все мое – родное…» и занял призовое место.

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности

Тебякина И.П., старший воспитатель; Ротманова О.В., воспитатель

 

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка», г.Тамбов, Тамбовская область

inna. ivanovainna@yandex. ru

Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой Родины — эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Тамбовом, Тамбовской областью.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях — профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Тамбовская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников.

Метод проектов — это совместная деятельность педагога, как консультанта, и воспитанников, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Сегодня детское проектирование становится популярной формой организации творческой активности воспитанников. Проектная среда — это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность воспитанников Целью работы педагогов дошкольного учреждения является формирование у дошкольников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».

Для успешной работы над проектом воспитанник должен владеть навыками планирования собственной деятельности, определения ее целей и задач, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.

Выделяют следующие этапы проектно-исследовательской деятельности (по Л.П. Виноградовой):

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Определение целей и задач деятельности;
  • Поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, альбом, стенгазета, буклет, презентация);
  • Защита проекта. Коррекция.
  • Оценка деятельности. Рефлексия.

Для продуктивной проектной деятельности дошкольникам необходима особая готовность. Рассчитывать на полную самостоятельность детей дошкольного возраста преждевременно, поэтому роль воспитателя здесь особенно велика. Я стараюсь выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Очень важно привлечь в союзники родителей. При этом не допускать, чтобы родители не выполнили всю работу за них. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада. Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовать воспитанников, усилить их природную любознательность и стремление исследовать неизвестное. В старшем дошкольном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Обучение проектной деятельности будет эффективным, если использовать местные ресурсы, т. е различные формы и средства краеведческой работы. Ведь ребенку важно сначала изучить свою малую родину, потом уже получать более обширные знания о мире.

Естественно-научный проект «Край мой Тамбовский — твой я навеки…»

Инновационная идея проекта: создание путеводителя путешественника по Тамбовской области.

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский

Тип проекта: краткосрочный (сентябрь-май)

Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, педагоги, родители.

Разработчки проекта: творческая группа педагогов

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбов, Тамбовская область.

Цель: Развитие элементарных естественно-научных представлений о Тамбовском крае посредством ознакомления с основами географии, на краеведческом материале.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с моделью: карта.
  • Учить ориентироваться по карте, находить города Тамбовской области на карте Тамбовкой области;
  • Знакомить с географическим положением Тамбовской области и городов региона на карте;
  • Знакомить с символикой, животным и растительным миром Тамбовщины;
  • Знакомить с промыслами родного края, промышленностью;
  • Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности;

Развивающие задачи:

  • Побуждать детей употреблять слова: карта, названия городов: Тамбов, Мичуринск, Котовск, Рассказово; ввести в активный словарь слово «первооткрыватели», «экспедиция»
  • Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, открытиях
  • Развивать абстрактное мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость, патриотизм

Аннотация проекта:

Родной край – это маленький мир, с которого начинается знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у детей понимание того, что их родной край является частичкой великой державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям всей страны. География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство окружающего мира. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?

Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный этап (информационно — накопительный)

(сентябрь)

2 этап – Основной этап (организационно — практический)

(октябрь – апрель)

3 этап – Заключительный этап (завершающий)

(май)

Этапы реализации проекта:

  • этап: Подготовительный (информационно-накопительный)
  • Изучение интересов детей
  • Изучение научно-методической литературы
  • Изучение передового опыта работы коллег других образовательных учреждений.
  • Составление перспективного плана
  • Приобретение наглядно-иллюстративного материала: фотографий, атласа, физической и политической карты мира, карта России, карта природных зон России, Тамбовской области, плакаты природно- климатических зон России.
  • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с географическими объектами
  • подготовка видеоматериала для показа презентаций, подбор видео «Модная география»
  • изготовление дидактических игр, создание игровых упражнений.
  • привлечение родителей к участию в реализации проекта.

2 этап: Основной этап (организационно — практический)

Формы работы с детьми:

  • НОД
  • Беседы
  • наблюдения
  • опыты, экспериментирование
  • решение проблемных ситуаций
  • моделирование
  • словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры, подвижные игры.
  • развлечения, КВН, досуги.
  • участие в викторинах, олимпиадах по географии на Всероссийском образовательном портале.
  • Итоговый этап (завершающий)
  • обработка и оформление материалов проекта
  • презентация проекта «Я на Тамбовщине рожден…» на педсовете и родительском собрании.
  • участие проекта в городском конкурсе конкурсе «Первые шаги в науку»
  • Создание мини-музея «Русский быт»
  • Создание путеводителя «Я на Тамбовщине рожден…»

Ожидаемые результаты:

  • овладение элементарными представлениями о науке география, как науке об окружающем мире.
  • формирование у детей элементарных естественно-научных представлений о России, о ее природных объектах, о многообразии городов и народов населяющих Россию и Тамбовский край.
  • умение ориентироваться на карте, находить географические объекты
  • динамика в развитии любознательности, познавательной активности, познавательного интереса.
  • повысился интерес к природе и бережное отношение к планете Земля.
  • пополнение словарного запаса географическими понятиями и терминами.
  • умение детей делать выводы, выдвигать гипотезы
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательной и творческой активности детей.
  • заинтересованность родителей в изучении детьми географии, накопление практических материалов.

Перспектива на будущее

Продолжать работу по познавательному развитию. В ходе реализации регионального компонента познакомить детей с географией других городов родного края.

Используемая литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М.: ЦГЛ., 2005
  2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С.19-22
  5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9
  6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. -М.: АРКТИ, 2003
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год