| 
  Проект: «От малой Родины к большой» (народ — нивхи) 
Пояснительная записка: 
Дошкольное детство — это пора постоянных открытий. Взрослым необходимо создавать условия радости этих открытий, которые помогут формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Ведь начало патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте. 
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: к тому месту, где человек родился и вырос. Воспитание любви и уважение к малой родине является составляющей нравственного патриотического воспитания. 
А Знакомство с родным краем служит фундаментом патриотизма. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию КМНС необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им знакомо, близко и дорого. 
Отсюда вытекает важная проблема: помочь подрастающему поколению узнать о своей малой родине – Сахалин. Для того чтобы работа с детьми была успешной, лучше всего и доступнее применить проектный метод. 
На острове Сахалин веками живут коренные малочисленные народы: Айны, Нанайцы, Нивхи, Эвенки, Уйльта (ороки). Они прошли сложный путь исторического развития, сумев сохранить, укрепить свою этническую традиционную культуру. 
Проблеме данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. 
Наша задача научить детей видеть, понимать и ценить красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими рядом, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. 
 Скачать конспект 
Поэтому мы решили, что в нашей группе необходимо глубже изучить историю и традиции коренных жителей нашей малой родины, а чтобы наши знания были интересны, увлекательны и запоминающиеся мы использовали сказки малых народов, подвижные игры, фотографии и иллюстрации, дошедшие до наших дней. 
В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой. 
Народные игры – важный и доступный способ передачи традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах и правилах поведения. Участвуя в играх, изучая сказки, рассматривая фотографии, дети познают не только материальную, но и духовную культуру народа, проникаются его духом. 
Проживая в экстремальных условиях, КМНС научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как естественные факторы закаливания. Знакомя детей с народными играми северян, не только сохраняются знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогащаются физические навыки детей. Ведь интерес побуждает не только детей, но и взрослых получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать что-то новое о своей малой Родине. 
Паспорт проекта 
| 
 Тема проекта 
 | 
 «От малой Родины к большой» (нивхи)   
 | 
 
| 
 Цель проекта 
 | 
 - Сохранение и развитие национальной культуры коренных малочисленных народов севера Сахалина. 
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к культуре традициям коренных народов Севера, их укладу жизни. 
- Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния. 
- Проанализировать роль нивхских сказок, игр в воспитании детей. 
 | 
 
| 
 Задачи 
 | 
 Образовательные: 
- Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные занятия; 
- Дополнить программудошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс. 
Развивающие: 
- Развивать интерес к национальным играм детей КМНС. 
- Способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе образовательной деятельности. 
- Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья. 
- Формировать волевые качества в играх, состязаниях; 
- Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции. 
- Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. 
Воспитательные: 
- Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину. 
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру. 
- Воспитывать толерантное отношение к другим народам. 
- Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Сахалина. 
 | 
 
| 
 Тип проекта 
 | 
 Учебно-творческий. 
 | 
 
| 
 Вид проекта 
 | 
 Среднесрочный, групповой, игровой, информационный, учебно -творческий 
 | 
 
| 
 Срок реализации 
 | 
 3 месяца (август, сентябрь, октябрь, 2021) 
 | 
 
| 
 Участники проекта  
 | 
 дети подготовительной логопедической группы,  воспитатели, родители воспитанников….. 
 | 
 
| 
 Принципы 
 | 
 - Целенаправленность. 
- Систематичность. 
- Доступность. 
- Наглядность. 
- Интегрированный подход. 
- Воспитывающего и развивающего обучения. 
-Сотрудничества. 
-Воздействия на семью через ребенка. 
 | 
 
| 
 Формы реализации проекта 
 | 
 - Непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях. 
- Подвижные игры, сказки. 
- Познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире. 
- Рассматривание иллюстраций, открыток. 
- Просматривание мини- фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера, устройстве быта, традиции, игрушки и игры коренных жителей. 
- Экскурсия в мини-музей группы «История и традиции коренных малочисленных народов севера Сахалина»». 
- Экскурсия в музей. 
- Работа с родителями. 
 | 
 
| 
 Этапы реализации проекта 
 | 
 
| 
 Подготовительный (1-2 неделя августа) 
 | 
 - Обзор проблемы, подбор материала,изучение  литературы. 
- Обновление содержания предметно-развивающей  среды; 
- Составление  конспектов, картотек  игрКМНС, опытов, пособий; 
-Определение тем  консультаций  и  мероприятий  для  родителей. 
- Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации.  
 | 
 
| 
 Основной 
(16.08.2021 г.- 20.10.2021.г.) 
 | 
 Познавательное развитие 
- Утренние беседы о Сахалине (животный, растительный мир, чем богат ).  - Беседа о героях Сахалина (памятники, поселки названые их именами).  - Рассматривание герба Сахалина, герба города Оха.  - Рассматривание флага острова, города Охи.  НОД тема: « Животный мир острова Сахалин».  НОД тема: « Растительный мир острова Сахалин».  НОД тема: « Герои земли сахалинской».  Выставка фотографий «Красив природой Сахалин».  Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания.  Д/игра « Собери картинку из частей».  Игра на внимание «Что изменилось».  «Что здесь лишнее».  Рассматривание фотографий, книг о Сахалине, карты острова.  Показ детям мультфильмов о Сахалине, о коренном народе Нивхи.  Социально-коммуникативное развитие 
НОД тема: Рассматривание и составление рассказа по картине «Дети Севера».  НОД тема: Составление описательных рассказов «Я живу на острове Сахалин».  НОД тема: «Я живу в городе Оха».  Д/игра « Продолжи предложение» Я люблю свой Сахалин, потому что…  - Игры - пазлы «Достопримечательности города Охи». 
- Игра «Национальная одежда коренных жителей». 
- Настольная игра «Построй жилище по всем традициям». 
- Игра на развитие ловкости «Рыбаки». 
- Дидактическая игра «Четвертый лишний». 
- Сюжетно-ролевая игра «Я родом с Сахалина». 
- Игровая викторина «экологическая почемучка». 
- Экскурсия по территории группы посещение мини-музея. 
- Экскурсия в музей. 
- «Познавательная прогулка по красивым местам города Охи» 
- Речевое развитие 
- Чтение художественной литературы  Сказки: «Медведь и лиса», «Тюлень и камбала», «Кыкык», 
В. Санги « Как появилась земля».  Стихи о Сахалине.  Физическое развитие 
- Разучивание подвижных игр: «Хейро», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Отбивка оленей», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод». 
- Нод: «Путешествие», «Мой Сахалин!», «Состязания и игры коренных народов Севера». 
- Утренняя гимнастика 
| 
 Кто на севере живет? 
Кто там ест и кто там пьет? 
Звери необычные к холоду привычные. 
Вот песец из норки смотрит. 
Белый мишка важно ходит, 
Ну, а морж, как капитан 
Покоряет океан. 
Гордый северный олень 
Грузы возит целый день. 
 | 
 Хлопки ладошки – кулачки, попеременно. 
«Замок» - меняя положение пальцев 
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки». 
Пальчики – «шагают» 
Ладони «лодочкой» двигаются вперед. 
Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты. 
Растирание ладоней движениями вверх, вниз 
 | 
 
 
- Дыхательная гимнастика: «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга». 
- Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище». 
Художественно-эстетическое развитие 
Прослушивание песен « Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Человек, влюбленный в Сахалин» И. Николаев; Шиленко Сергей «Остров Сахалин».  Разучивание песни «Родина», песни «Остров Сахалин». 
- Прослушивание музыки народов Севера; 
- Разучивание музыкальной хороводной игры «Северная ягода» 
- Музыкальная игра «Важенка и оленята» 
- Разучивание танца к сказке «Спор северных ягод» 
- Свободная деятельность по художественному творчеству «Рыбак»,     «Северные дары», «Лукошко с грибами», «Ягоды севера», «Осень в лесу», «Птицы на юг улетают», «Народы крайнего севера» (рисование), «Учимся рукоделию» (вышивка нитками). 
 | 
 
| 
 Работа с родителями 
 | 
 - Консультация «Игры и игрушки КМНС Сахалина»; 
- Папка-передвижка «Животные и растения Сахалина» 
- Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем», 
- Мастер – класс по изготовлению игровой куклы. 
- Совместная подготовка атрибутов в мини-музей. 
- Помощь в изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм по теме проекта. 
- Пополнение «Сундучка северных мастериц» (бусинки, тесьма, лоскуты ткани…) для сюжетных игр «Хозяйка чума». 
 | 
 
| 
 Заключительный 
(21.10.2021 г.- 29.10.2021 г.) 
 | 
 - Оформление музея 
- Выставка работ в разной технике исполнения «Северные мотивы» 
- Путешествие в мини-музей. 
 | 
 
| 
 Ожидаемые результаты: 
 | 
 - Пополнятся у детей знания о красоте природы Сахалина. 
- Расширить представления об истории, традициях жизнедеятельности и быте народов севера. 
- Пополнится запас знаний в области познавательного развития. 
- Расширить и пополнить уголки группы информационными материалами (картины, иллюстрации, картотеки, дидактические игры). 
- Пополнить атрибутами физкультурный уголок для подвижных игр. 
 | 
 
| 
 Результат 
 | 
 - У детей расширились знания о коренных народах Сахалина, об их образе жизни, о быте, традициях, фольклоре малыхнародностей. 
- Дети с интересом играют в игры «Перетяни палку», «Хейро» и др… 
- Знают название национальной одежды. 
- Проявляют интерес в творческой деятельности (вышивание, украшение одежды, раскраска орнамента на одежде). 
- Проявляют желание стать сильными и выносливыми, вести ЗОЖ, быть, как жители КМНС не смотря на суровые погодные условия всегда крепки и сильны духом. 
- Вырос интерес родителей к совместной деятельности детей и взрослых. 
- Пополнилась развивающая среда играми и игрушками. 
- Создали мини-музей. 
- Изготовили Лэпбук «Сказочный остров», вертушку «Коренные малочисленные народы Сахалина, альбомы: « Коренные народы севера», «Что мы знаем о Сахалине». 
В рамках сотрудничества МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» с краеведческим музеем городского округа Охинский для нашего детского сада была проведена презентация «Музей в чемодане». 
 | 
 
| 
 Перспективы 
 | 
 - Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе. 
- Пополнить картотеку игр народов Севера. 
- Пополнить оборудование для игр народов Севера. 
- Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ. 
 | 
 
 
Список литературы: 
- Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
 
- Сайт «Дети Севера» http: //www. school3poronaisk. ru/index. html
 
- Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» ( «Лебедь»)».
 
- Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru. wikipedia. org › wiki/Народы_Севера.
 
- Журнал «Инструктор по физической культуре» 2012, №6, стр. 102-108.
 
- http: //pkds4. ru/wp-content/uploads/2017/12/Kartoteka-podvizhnyih-igr-narodov-Severa. pdf
 
- http: //kras-dou. ru/303/images/17-18/str-ped/grigorjeva/metod_kop/kartateka_igry_severa. pdf
 
- https: //www. maam. ru/detskijsad/sportivnyi-dosug-podvizhnye-igry-narodov-severa. html
 
- https: //solovushka-61nv. edusite. ru/p154aa1. html
 
 
			 |