Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль семьи в нравственно — патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Патриотизм детям
Автор: Чмель Татьяна Викторовна   
19.04.2021 19:10

«Роль семьи в нравственно — патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»«Роль семьи в нравственно — патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ №21 «Аленький цветочек» г. Саяногорск Воспитатель 1 кв. кат. Чмель Татьяна Викторовна

Чувство патриотизма… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

 

В младшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств и получения знаний о родном городе. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Работа с родителями и детьми в данном направлении позволяет обогатить знания и представления детей о родном городе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания. Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания мной была поставлена цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач: уточнить знания детей о названии родного города; развивать познавательный интерес; развивать речь; создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным; воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду; способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей. Патриотическое воспитание реализую в образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду, в работе с родителями.

В своей работе использую такие формы работы как: игры-беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др. В работе с детьми использую ИКТ, что включает в себя мультимедийные презентации.

Свою работу разбила на несколько этапов.

Первый этап: «Я, моя семья, мой дом». У детей формируется образ Я. Дети знакомятся друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Называют имя и отчество воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я (братья и сестренки, бабушки и дедушки). Мы, выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Моя дружная семья». Дети учатся называть имена членов своей семьи. Учимся играть в с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения». В группе совместно с родителями реализован проект «Мое семейное древо». Родители с удовольствием участвовали в конкурсе оформления символики и герба семьи. Была оформлена выставка. Итогом проекта было нетрадиционное родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже». С родителями провожу беседы о том, что в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, что будет способствовать укреплению чувства семьи.

Второй этап: «Детский сад». Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей). В детском саду есть добрые, заботливые люди — воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня — она наводит чистоту, кормит детей. В детском саду много друзей и игрушек. Мы, учимся играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг — другу, вместе радоваться успехам. Мы знакомимся с праздниками: «Новый год»; «23 Февраля»; «Мамин день», «День Победы». Учимся петь песни, рассказывать стихи с помощью взрослых, водить хоровод. Большое внимание уделяется работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки. Большое спасибо родителям, за развивающие книжки — малышки, которые они смастерили своими руками для детей к Новому году.

Также используем настольный театр по таким сказкам, как «Репка», «Теремок» и др., все это передаёт от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Мы, читаем, поем, рассматриваем иллюстрации, учимся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети учатся рисовать. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.

В работе с родителями, опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Так как, чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, открытых прогулках, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, рисунков и фотографий на тему «Новогодняя сказка», «Моя семья», «23 Февраля», «Герб семьи», «Праздник Победы».

Таким образом, формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном городе. В перспективе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) –М: УЦ «Перспектива», 2011г.
  2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М., 1992г.
  3. Гасанова Р. Х. Земля отцов: программа-руководство. -Уфа: БИРО, 2004г.
  4. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром- М. ТЦ Сфера, 2005г.
  5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  6. Нечаева В. Г., МарковаТ. А. «Нравственное воспитание в детском саду» — М.: Просвещение, 1984г.).
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (соответствует ФГОС) – М.: «мозаика-Синтез», 2014г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год