Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотизм детям
Автор: Козлова Елена Анатольевна Сова Татьяна Николаевна   
21.05.2020 10:22

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

  • Козлова Елена Анатольевна
  • Сова Татьяна Николаевна

Воспитатель ГБДОУ д/с № 75 г.Санкт-Петербург

«Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны.

Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.

 

Любая работа, которая осуществляется с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях, должна строго соответствовать принятым стандартам. Для реализации нравственно-патриотического компонента воспитания в детских садах при составлении плана работы педагоги должны основываться на таких документах, как Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»; ФГОС ДО; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Основное требование ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников — это регулярная и целенаправленная работа с детьми.

Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.

Малыши с 3 до 6 лет, то есть с периода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу. Этому способствуют также следующие факторы: повышенная эмоциональность детей (готовность к сочувствию, сопереживанию позволяет использовать такие формы взаимодействия, как, например, подготовка проектов ко Дню победы, которые ставят малыша в позицию участника, сопричастного к тому или иному событию в истории страны); пытливость (в этом возрасте дети интересуются абсолютно всем, так что взрослому нужно только найти подходящую форму для реализации конкретных задач воспитания патриотизма); подверженность авторитетному влиянию старших (дошкольники априори воспринимают взрослого человека как объект для подражания, то есть доверяют и выполняют его требования).

Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш; чувство особой гордости за историю своей страны; уважение к культурному багажу предыдущих поколений; толерантность к разным чертам национального характера; самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина; уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям.

Цели, которые по требованиям ФГОС нужно достичь в рамках осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми, сводятся к следующим воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине; бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну; поддерживание связей поколений; сохранение и пестование традиций своих сограждан.

Для реализации этих требований работа с детьми должна быть целенаправленной (любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны); систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник «Голоса Победы», посвящённый песням военных лет, который проводится накануне Дня победы); всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).

Система внедрения в практику программы патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи.

Знакомство с понятиями и предметами близкого окружения:

воспитание уважения к труду (результатам народного творчества, местным художественным промыслам); знакомство с людьми, прославившими страну: воспитание дружественного отношения к другим народам.

Знакомство с жизнью общества страны: воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через знакомство с памятными датами и национальными праздниками; бережное отношение к труду сограждан; расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также государственной символики; изучение достопримечательностей города, памятников архитектуры, истории названий улиц.

Знакомство с местной природой воспитание любви к окружающей природе: изучение подходов к сохранению окружающего растительного и животного мира; воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны природы родного края.

Эти этапы и цели идентичны на всех ступенях дошкольного образования, то есть в младшей, средней и старшей группах. Отличия будут только в объёме содержания, а также в выборе тех или иных форм, которые определяются методическим советом.

В целом же это могут быть тематические занятия; беседы о родном крае, природе, знаменитых людях; чтение книг на подходящие темы; подборка стихотворений и песен; просмотр научно-популярных фильмов и передач; игры; посещение выставок; составление альбомов; проекты и т.д.

Патриотическое воспитание также включает работу с родителями (например, совместная подготовка тематических утренников или проектов, выставок, поделок) и работниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).

Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и дошкольного обучения в частности. В работе с детьми нужно руководствоваться требованиями и рекомендациями ФГОС, а также подключать методические пособия педагогов, основанные на опыте работы в детских садах.

Но главное — заниматься этим вопросом систематически (то есть стараться включать нравственно-патриотический компонент в ежедневные игры, занятия) чётко формулировать цели того или иного вида деятельности и подключать родителей к выполнению некоторых заданий, связанных с изучением истории родного края.

Список литературы:

  • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  • Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… – М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
  • Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2005. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год