Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Новосибирск – память о прошлом, для будущего»
Патриотизм детям
Автор: Красильникова Светлана Владимировна   
14.05.2020 21:11

«Новосибирск – память о прошлом, для будущего»«Новосибирск – память о прошлом, для будущего»

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к

Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.

Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

 

В нашем детском саду разработана программа по краеведению «Мой край родной» для всех категорий воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет с учетом потребностей самих воспитанников, их родителей, современных тенденций и требований к образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Она рассчитана на четыре учебных года.

Осуществляется в доступной для дошкольников форме «от простого к сложному». В младшем возрасте дети знакомятся с детским садом и Кировским районом. В среднем идет повторение изученного и добавляется изучение нового – знакомим воспитанников с городом Новосибирском. В старшем возрасте добавляем знакомство с Новосибирской областью; в подготовительной группе — Сибирский Федеральный округ. 

Как донести до ребенка дошкольного возраста информацию о родном крае, его истории, природе, ведь детям еще трудно себе представить, что такое район, город, область? На мой взгляд, приобщая ребенка к основам краеведения, в первую очередь необходимо создать условия для повышения познавательной активности, заинтересовать его.

С этой целью мы организуем проектную деятельность. Например, в младшей группе проекты «Мое имя», «Мама, папа, я – дружная семья». В средней группе — «Мой родной район», природоохранная акция «Покормим птиц зимой. В старшей – проект «Мой город Новосибирск», природоохранная акция «Не руби елочку!», а в подготовительной к школе группе – «Наш округ» и другие.

Также совершенствуем развивающую предметно-пространственную среду.

В нашем детском саду создан свой музей «Быт и культура наших предков», в котором функционируют сменные экспозиции. В нашем музее собраны многочисленные экспонаты, отражающие основные моменты организации быта в прошлом. Все экспонаты предоставили нам в дар родители воспитанников.

Не обошлись мы без помощи родителей и в создании центров краеведения и русского народного творчества. В отличие от музея детского сада, здесь дети могут не только рассматривать, но и играть выставленными в нем предметами, игрушками.

Кроме того, у нас налажено сотрудничество с Новосибирским областным колледжем культуры и искусств с отделением декоративно-прикладного искусства. Студенты данного отделения приходят к нам в гости со своими работами и не только организуют выставку, но еще и рассказывают детям о различных народных промыслах, народном творчестве.

В организации и проведении русских народных праздников также сотрудничаем с Новосибирским областным колледжем культуры и искусств, но уже с фольклорно-этнографическим отделением.

Мы организуем экскурсии для воспитанников в музеи города Новосибирска, зоопарк, другие организации, но не только с выездами за территорию детского сада, но и дистанционно, онлайн. Например, онлайн музей города Новосибирска – уникальный, совместный проект Музея города Новосибирска и Городского центра информатизации «Эгида».

Территория ДОУ является отдельным элементом развивающей предметно-пространственной среды, важнейшим условием реализации системы экологического образования дошкольников, соответствующая требованиям ФГОС ДО. Территория детского сада используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов. Экологическая тропа, парковая зона отдыха, огород, зоны леса и луга, земляничная полянка, родник, и другие объекты созданы для непосредственного общения детей с миром природы, накопления положительного опыта эмоциональночувственного восприятия природы.

Созданная экологическая тропа включает в себя:

  • «Пасеку»
  • «Лесные домики»
  • «Красная книга Новосибирской области».

Благодаря этому участку воспитанники знакомятся с представителями животного и растительного мира, находящимися на грани исчезновения. Здесь представлены речной бобр, черный аист, венерин башмачок и другие.

Заинтересованность детей повышается, когда они узнают информацию не только от воспитателей, но и различных героев, приходящих в гости:

медведь, Лето, хозяюшка, Незнайка и др. Поэтому, проводя недели экологии, педагоги объединяются в творческие группы и разрабатывают сценарии для разных возрастных категорий детей.

К работе по повышению познавательной активности дошкольников мы привлекаем и родителей, стремимся повысить их мотивацию, расширить знания родителей по краеведению, вызвать осознание значимости и чувство ответственности за будущее детей. Выстраивая взаимоотношения, мы используем широкий спектр форм сотрудничества с родителями: совместные акции, проекты, конкурсы и выставки, тематические праздники и развлечения, организуем выпуск газет и журналов. Большой интерес проявляют родители к внутрисадовскому журналу «Ласточкино гнездышко» и внутригрупповой газете «Золотой ключик».

Благодаря проводимой работе по краеведению, у воспитанников активизируется интерес к родному краю, его природе, истории. Дети с интересом и удовольствием участвуют в мероприятиях, организуемых в детском саду, развлечениях, акциях, конкурсах и демонстрируют свои знания и умения.

У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть высказывание: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории. 

Прошлому и настоящему, ко всему человечеству», — мы, педагоги, должны создать все необходимые условия для этого. 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год