Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотизм детям
Автор: Смирнова Наталья Павловна   
04.12.2016 10:26

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район,

Социальный педагог, Воспитатель

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,

Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова стр. 496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», — подчеркнул Путин.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, — писал Ушинский — т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."

Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее — Программа), является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание решает ряд задач:

  • нравственного воспитания
  • умственного воспитания
  • трудового воспитания
  • эстетического воспитания

- физического воспитания.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
  5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

В своей работе использую средства патриотического воспитания:

  • само окружение, в котором живут дети
  • знакомство с символикой государства
  • праздники, которые отмечаются в стране и крае
  • важные события страны и края
  • знакомство с историей своей «Малой родиной»
  • произведения художественной литературы
  • произведения изобразительного искусства
  • музыкальные произведения
  • использование медиатеки (презентации).

Ожидаемый результат:

  • У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
  • Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
  • Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.
  • Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
  • Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
  • Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
  • Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
  • Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.

Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Предлагаю к рассмотрению один из проектов:

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
  • Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  • Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории, достопримечательностях, богатствах города.

Развивающие:

  • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
  • Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.

Воспитательные:

  • Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
  • Прививать навыки здорового образа жизни.
  • Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый город.
  • Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Формы реализации проекта:

1. Игровая деятельность

  • дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;
  • кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», « «ХЛИБЧИК»», «КУБАНКА»;
  • с/р «Семья».

2. Познавательное развитие.

  • экскурсии в музей;
  • Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;

3. Конструирование

  • изготовление построек «Мой дом», «Наш город».

4. Художественно – творческая деятельность

  • Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».
  • Аппликация «Флаг моей Родины».

5. Развитие речи

  • беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
  • чтение и заучивание потешек;
  • чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;

6. Формы и методы работы с родителями.

  • Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».
  • Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.
  • Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Дошкольники будут знать:

  • Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
  • Символику города и края.
  • Писателей и поэтов города и края, их творчество.
  • Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Оценка результатов:

  1. Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.
  2. Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
  3. Провести анкетирование родителей по оценке эффективности проекта

Методическое обеспечение:

  1. Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
  2. Разделы программы «Детство»
  3. «Дошкольнику — об истории и культуре России»: Данилина, Г. Н.
  4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе, Кубань родная, до сырой земли поклон».
  5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Микрюкова Ю. «Какая она – моя Кубань?»
  6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Прасолова З. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани».
  7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Коненко Т., Шелуха О. «Чтим традиции и обычаи»

Проанализировав результаты работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и интересуются городом и краем. Наблюдается положительная динамика в воспитании бережного отношения к красоте окружающего мира, заложены ростки любви к родному городу и краю. У дошкольника формируется исследовательская база.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.

Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, — М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Бушнева И.М., Якунина И.М., Мартынова Е.А., Шапошникова С.В. и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2003.
  7. Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  8. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год