Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.
Патриотизм детям
Автор: Сапрыкина Татьяна Васильевна   
31.12.2019 21:51

Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.

Сапрыкина Татьяна Васильевна — воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье» Орловская область, Верховский район

«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…»

Владимир Путин

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития.

 

Скачать конспект

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.

В своей работе по патриотическому воспитанию опираюсь на программу по ФГОС «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, также я изучила соответствующую литературу по данной теме. Анализ психолого- педагогической литературы показал, что воспитание патриотических чувств, приобщение детей к народной культуре, уделяют внимание многие психологи и педагоги. Такие авторы, как А. Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Г.Н. Данилина предлагают интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности. При составлении перспективного плана я использовала литературу «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного воспитания составила проект «Россия-родина моя».

Цель данного проекта:

□ формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, семейной, гендерной и гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание проекта систематизировано по тематическим блокам:

Все блоки между собою тесно взаимосвязаны, пересекаются и плавно соединяются друг с другом.

Первоочередными в ходе реализации нравственно- патриотического воспитания решала следующие задачи:

Образовательные:

  • Углублять представления детей о семье.
  • Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории малой родины и страны.
  • Знакомить детей с родным поселком, его историей и достопримечательностями.
  • Углублять и уточнять представления о Родине-России.

Развивающие:

  • Развивать у детей умения самостоятельного применения полученных знаний в детских видах деятельности.
  • Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира.

Воспитательные:

  • Формировать чувства сопричастности к семье, детскому саду, поселку, родному краю, России.
  • Воспитывать чувство любви и уважения культурному наследию и природе своей малой родины и России.

Эти задачи, стоящие перед современным обществом, стали ориентиром в формировании нравственности у детей.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно — патриотическом воспитании, в своей работе использовала новейшие методики и технологии для решения этих важных задач. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего: это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно-компьютерными технологиями.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так

как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

На базе дошкольного образовательного учреждения создан мини-музей

«Народных промыслов», который пользуются огромной популярностью, как у воспитанников, так и у их родителей.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают старинные предметы, вещи, репродукции, открытки и карты, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства

«Воспитание любви» – это и наша традиция, и актуальная задача. Конечно, далеко не каждого ребенка мы можем научить быть любящим человеком, но из года в год пытаемся это сделать, потому, что именно в этом видим гуманистический характер нашей воспитательной системы. Если мы не научим ребёнка любить, мы не привьём ему любви к Родине.

Я положила в основу своего воспитательного процесса те же начала, которые кладет в основу своего быта всякая нормальная семья, т.е. начала простоты и искренности отношений, общности интересов её членов, взаимного доверия, любви, терпения, правды и взаимопомощи.

На мой взгляд, именно с этих начал воспитывается любовь к своей земле, к своей стране. Я прививала детям понятие действенной любви к Родине, осознание важности и необходимости участия каждого человека в улучшении социальных условий жизни общества

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, которые начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Большое влияние на становление ребёнка оказывает его семейное окружение. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность: развитие детского доверия к миру; чувство радости существования;

формирование начал личности.

Воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, с его природой, культурой, бытом людей живущих рядом, тем самым, формируется глубокая привязанность к нему, чувство гордости за свой край.

Этому способствуют экскурсии по родному посёлку, знакомство с ведущими предприятиями посёлка, памятниками защитникам нашей Родины в годы ВОВ, павшим в Чечне и Афганистане, погибшим пограничникам

Решение поставленных задач во многом зависит от того, как организована предметно-развивающая среда, ее доступность. В группе организован уголок патриотического воспитания. Имеются карта нашей Родины, а также своей области и района, изображение флага, герба России, области, района, портрет нашего президента В.В. Путина, оформлены альбомы на темы: «Родная армия», «Москва – столица Родины моей», серия альбомов «Наш родной край», книжки о родном крае местных авторов, картинки, фотографии, различные схемы, рисунки, дидактические игры. Материал находится в доступном для детей месте. Ребенок может взять и посмотреть все, что ему интересно. Совместно с детьми рассматривали карту нашей Родины. Обращала внимание детей, какая большая наша страна, показывала место на карте, где живем мы. Нравится детям рассматривать на карте горы, реки, леса. Часто задают вопросы: где самые высокие горы, какая из них самая высокая гора, какая река самая большая, какое озеро самое глубокое и т.д.

В работе с родителями использовала разнообразные формы и методы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Традиционные формы работы: тематические консультации, педагогические беседы, родительские собрания, конференции, анкетирование, тестирование, дни открытых дверей, совместные мероприятия, информационно-просветительская работа (оформление стендов, папок-передвижек, памяток, буклетов). Нетрадиционные формы работы с родителями: защита семейных проектов (герб семьи), Составила с детьми и родителями родословное древо семьи. Предварительно рассказала родителям и детям об истории генеологии, о правилах отображения сведений о родстве. После составления генеологического древа в группе прошла выставка, где родители вместе с детьми делились секретами оформления родословной, рассказывали об интересных историях из жизни семьи, о своих предках.

При составлении родословной родители и дети сразу работали над составлением герба своей семьи. Семейные гербы получились интересными, разными, потому что не только дети увлеклись этим заданием, но и родители. И взрослые, и дети проявили большую активность и заинтересованность, творчество, фантазию в изготовлении семейной символике.

Также участие родителей в творческих конкурсах, вернисажи (выставки совместных работ, выполненных детьми и родителями), педсоветы с участием родителей, походы, выпуск тематических стенгазет, совместное участие детей и родителей в занятиях, собраниях, концертах, досугах, педагогический час вопросов и отчѐтов, семейные гостиные, «круглый стол» с родителями.

Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями изготовили поздравительные открытки. Родители с ребятами ходили в Парк Победы и поздравляли ветеранов.

Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно-компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год