Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.
Патриотизм детям
Автор: Милешина Ирина Ивановна Квитченко Наталья Александровна Черемных Наталья Николаевна   
17.10.2019 23:30

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Белгородчина… Край и близкий, и дорогой для каждого жителя области. Это — земля бескрайних золотых полей, богатейших рудников, меловых гор, синего неба, яркого солнца, культурных ценностей, памятных мест, а самое главное это – земля тружеников, героев, патриотов.

Воспитание любви к родному краю начинается в раннем детстве. Это одна из задач нравственного воспитания, но включает в себя множество понятий. Это и любовь к городу, в котором человек родился и живет, это – уважение к труду земляков, это – гордость за своих предков, которые в годы Великой Отечественной войны отстояли свой край. Ребенок, который только научился говорить, уже понимает свою принадлежность к своей семье, к своему роду. С самых первых книжек, прочитанных мамой, ребенок открывает окно в мир, приобщается к культуре и традициям своего края, своего народа. В окружающий мир ребенка входит природа: лес, река, птицы и животные. И уже можно говорить о начале формирования патриотизма. Эта работа по нравственному воспитанию человека будет длиться постепенно, всю жизнь.

Начинает она закладываться в раннем детстве с любви к родителям и своей семье, со сказок, песенок, потешек, которые восхваляют добрых и трудолюбивых людей, с любви к братьям нашим меньшим, с заботы о них и сопереживании. Патриотизм – понятие очень многогранное, и, чтобы воспитать патриота педагог должен понимать, что это работа планомерная и длительная.

В концепции патриотического воспитания граждан РФ названы основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
  • формирование духовно-нравственных отношений;
  • формирование любви к культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
  • чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание по ФГОС – очень важная задача для педагогов. ФГОС изменил методологический подход к реализации этой задачи. Необходимо создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Понятие патриотизма как любви к нашей огромной Родине – России, мы в нашем саду начинаем с привития малышам любви к своим близким, детскому саду, поселку, людям, которые живут и трудятся в нем, к родителям и их труду. Постепенно, расширяя границы, дети узнают, что живут они на Белгородчине, и чем знаменит наш край.

Чтобы дети полюбили то, что их окружает, мы показываем это с привлекательной стороны, проводим мероприятия, которые вызывают положительные эмоции, интерес. Любовь к Белгородчины мы прививаем через образовательную деятельность: читаем книги, знакомим с белгородскими авторами, проводим конкурсы, выставки, оформляем мини-музей, слушаем музыку, проводим экскурсии. Обязательно к этой работе привлекаем родителей. Семьи с интересом участвуют в исследовательской деятельности, изучая родословную своей семьи, своего поселка, узнавая уважаемых людей – жителей поселка и тех, кто проявил доблесть в годы войны, в Чечне, Афганистане. Дети среднего дошкольного возраста уже вполне понимают значимость и трагизм событий на Курской дуге. Порой события давних лет трудно представить малышам. В помощь нам приходит музыка, живопись, фото, слайды, кино, экскурсии, встречи с ветеранами, участие в Бессмертном полку. В результате этой работы, у детей формируется:

  • уважение к своим близким,
  • интерес детей к истории своего края,
  • причастность к совместной деятельности,
  • взаимопонимание и взаимопомощь.

В нашем детском учреждении празднуются и православные праздники: Рождество, Масленица, Святки, Пасха, Троица. Подготовка к празднику начинается задолго до события и включает в себя большую работу по художественно — эстетическому развитию. Нельзя представить народный праздник, гуляния без народных песен, забав, игр. Знакомясь с произведениями музыкально народного творчества, дети способны понять мудрость русского народа, его певучесть и восхититься его талантами. Говорят, что музыка – язык Бога. Это часть мира ребенка. Пусть малыши еще не понимают ритм, но музыка проникает в подсознание и воздействует на эмоции и настроение. Дети воспринимают музыку всей душой и сердцем, с удовольствием разучивают слова песенок и легко запоминают. Например, к Масленице:

Верба рясна. Распрекрасна.
Едет Масленица красна.
На саночках расписных,
На кониках вороных!

В бочках донца выбиваючи.
Сыром горы устилаючи.
Маслом поливаючи.
Деток с горки катаючи

Живет Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица
Семь годков!

На примере этой незатейливой песенки детки увидят и услышат мелодику народной песни, получат эстетическое наслаждение, найдут непривычную форму слов (выбиваючи, поливаючи), что будет непременно способствовать развитию речи и, конечно, почувствуют свою причастность к народному творчеству.

Рассуждая о музыке в контексте патриотического воспитания, нельзя не упомянуть композиторов Белгородчины, которые создали музыкальные произведения для детей.

Александр Николаевич Балбеков – композитор широко известный в Белгороде. Он написал много детских произведений, в том числе музыку к детскому спектаклю «Жила – была Сыроежка». Многим детям это произведение знакомо и поэтому, беседуя о героях сказки, мы прослушиваем музыку, говорим о чувствах, которые она вызывает и, конечно, подчеркиваем, что над спектаклем и музыкой трудились наши талантливые земляки. Также Александром Николаевичем издано несколько книг детских песен: «На балу у Маргариты», «Неужели непонятно?...», «Мама, солнце и друзья». На примере только этого композитора можно показать насколько одаренные люди живут среди нас, но на своих занятиях мы используем произведения многих других музыкантов. Рыбкин Е.А. близок к нам территориально, т.к. несколько лет работал в музыкальной школе п. Веселая Лопань. Чтобы познакомить детей с творчеством этого композитора, мы сотрудничаем с ДМШ нашего поселка.

Все патриотические мероприятия, проводимые педагогами нашего ДОУ, направлены на формирование у детишек любви к тому, что их окружает, любви к малой Родине, России. Беседы о природе родного края обязательно предваряются прогулками, экскурсиями. Для самых маленьких прогулки – это первые соприкосновения с прекрасным. Всё загадочно и интересно. Формируется нравственное, физическое и умственное развитие малышей. Увиденные растения, бабочки, птички, цветочки, жучки обязательно вызовут в детской душе восторг и желание это сберечь. Так закладывается бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе, к родине. После прогулок и экскурсий мы обязательно вернемся в этот удивительный мир в своих беседах. Можем устроить тематическое чаепитие совместно с родителями, посмотрим на нашу родную природу глазами поэтов и художников – наших земляков. Природа является источником вдохновения писателей, художников и музыкантов. Веселые и поучительные стихи Ровеньского поэта Юрия Макарова, проникновенные стихи Софьи Фрост, Надежды Жарковой, Станислава Гущина, Владимира Молчанова – понятны детям и откликаются в их душе. Произведения наших авторов не только прославляют Белгородчину, но и помогают увидеть красоту самых неприметных или самых обыденных уголков.

Я поклонюсь берёзе белой
Спрошу родную, как дела?
Ты так зимой заиндевела,
Что даже в май не отошла!

Бывало, зоренькою росной
Я пастушком за рощей дрог.
Дышал на изморозь берёзы
И отогреть ничуть не мог…

Это стихотворение поэта Владимира Михалева о березе, как символе России созвучно с поэзией С.Есенина. Оно позволит малышам по-иному взглянуть на привычную березку и понять, что это деревце родное, близкое и связано с родиной.

Творчество художников Белгородчины тоже не может остаться без внимания. Дети любят рисовать и с удовольствием создают свои шедевры на тему родной природы. С учетом их возраста мы ведем беседы о творчестве белгородских художников, показываем их работы по видео, иллюстрациям, рассказываем о выставках. Дошкольникам трудно оценить работы взрослых авторов, поэтому мы деликатно и доступно знакомим малышей с картинами Виктора Иванчихина на тему «Моя любовь – пейзаж родной», где автор представляет пейзажи малой родины с её неброской, но глубокой красотой. Также работы Белгородских художников мы используем в занятиях по темам: «Святое Белогорье», где рассказываем о Свято — Троицком Холковском монастыре и других Храмах Белгорода, о Прохоровском поле –месте знаменитого танкового сражения, государственном природном заповеднике «Белогорье». Рассказывая о художниках нашей малой родины Березине В.В., Мамонтове А.П., Кудрявцеве Г.А., мы не ставим задачу запомнить эти имена. Главная задача – воспитать любовь к родной земле, уважение к людям искусства, развитей логического мышления и творческого воображения.

Я стараюсь использовать принцип интеграции, когда используются различные приемы и формы донесения материала по определенной теме. Так при подготовке к празднику Победы, мы читаем о подвигах людей во время войны, рассматриваем иллюстрации, знакомимся с произведениями художников по данной теме, слушаем музыку, говорим о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны, принимаем участие в шествии Бессмертного полка. К этой работе обязательно подключаются родители, работники поселковой библиотеки, музыкальной школы, ветераны. Дети чувствуют свою причастность к общему делу, с большим интересом участвуют в этой работе, понимают свою значимость. Как результат этой работы можно назвать не только воспитание патриотизма, но и воспитание самоуважения.

В воспитании наших детей очень важен пример взрослых. Для них очень важно насколько заинтересованно проявляют себя взрослые, от этого зависит эмоциональное восприятие детьми действительности. Если малыш в детстве испытал чувство гордости за родителей, сострадания и жалости к животным, трепет от красоты березки под окном, эстетическое наслаждение от услышанной музыки, то, можно говорить о том, что основа для дальнейшего развития более глубоких чувств, заложена. Психологи говорят о том, что нравственные и духовные качества путем естественного вызревания не формируются, нужна соответствующая среда, условия, методы и приемы воспитания для полноценного нравственного воспитания.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. http: //www. maam. ru/ Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
  3. Г.А. Ковалёва «Воспитание маленького гражданина» Издательство АРКТИ г Москва 2005г.
  4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год