Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Патриотизм детям
Автор: Баранова Татьяна Ивановна   
12.10.2018 17:54

Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возрастаМузыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Баранова Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад №116

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности будущего гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять свои гражданские обязанности. Реализация данного направления особенно актуально в период нестабильности в обществе, когда возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, народ, народная культура.

По мнению психологов Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.А. Люблинской, и других, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для накопления детьми социально-нравственного опыта, формирования патриотических чувств. На это в свое время указывал и В. А. Сухомлинский, считая период дошкольного и младшего школьного возраста фундаментом, на котором строится здание нравственной личности, а ее идеалом, лежащим в основе патриотического чувства, является образ Родины.

 

Скачать конспепкт

Неслучайно, во всех комплексных программах по дошкольному образованию задача по воспитанию патриотических чувств и качеств личности является приоритетной. Применительно к дошкольному образованию, существуют специальные парциальные программы, раскрывающие систему патриотического воспитания дошкольников. В качестве примера программ для дошкольных образовательных учреждений, ориентированных на решение задач патриотического воспитания могут быть использованы программы «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Моя страна» В. И. Натаровой и др. Авторы программ выделяют значимость патриотического воспитания в детском саду, определяя его как процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Разделяя мнение ученых, о том, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, краю, к истории и культуре страны, созданной трудами многих поколений, мы в качестве основного средства выбрали музыкальное искусство. Выбор данного вида обосновывается следующими факторами:

во-первых, значимостью и привлекательностью музыкального искусства для детей дошкольного возраста, «душа ребенка – это душа чуткого музыканта, в ней туго натянуты струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» (В. А. Сухомлинский);

во-вторых, музыкальный образ, его красочность, мелодичность, выраженность эмоционального настроя – эти качества музыкального искусства легко воспринимаются детьми;

в-третьих, диагностическое обследование детей показало, что включая детей в музыкальную деятельность, мы чаще всего формируем у них музыкальные умения и навыки, не всегда акцентируем внимание на воспитании гражданственности и патриотизма, что соответственно сказывается на уровне развития их патриотических чувств и качеств.

Многолетние исследования Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Т.Э. Тютюнниковой и других, доказали, что музыкальное искусство является уникальным средством приобщения детей к миру прекрасного, к истокам народной культуре, способствующим воспитанию патриотизма. К.Д. Ушинский, размышляя о проблемах духовно-нравственного и патриотического воспитания, в своих исследованиях подчеркивал, что «воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

Следовательно, наблюдается противоречие, с одной стороны, необходимость и возможность воспитания основ патриотизма как значимого социального качества на этапе дошкольного детства, с другой стороны недостаточное использование потенциальных возможностей музыки для этого.

С целью разрешения сложившегося противоречия мы определили цель нашей работы, которая состояла в разработке методики воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения детей к миру музыкального искусства. Поставленная цель предполагала решение частных задач:

  1. изучить психолого-педагогические подходы к проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. подобрать и систематизировать музыкальные произведения, отражающие образы народной культуры, родного дома, малой и большой Родины;
  3. выявить особенности и уровни проявления основ патриотизма детьми старшего дошкольного возраста;
  4. экспериментально проверить эффективность разработанной методики, направленной на формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе к музыкальному искусству.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Организуя педагогический процесс, мы предположили, что эффективное развитие основ патриотизма у дошкольников возможно при следующих условиях:

  • «погружения» детей в атмосферу прошлой и настоящей Руси, родного края через организацию развивающей среды в музыкальном зале и групповых комнатах: «Музыка моего народа», «Музыкальное искусство Приангарья» и т.д;
  • создании у детей интереса и эмоционально-положительного отношения к музыкальному искусству;
  • обогащении и систематизации у детей знаний об особенностях народного музыкального искусства, ознакомление с репертуаром, отображающим образ родной природы, жизнь родных людей, Родины;
  • последовательного обучения слушательским, певческим и ритмическим умениям и навыкам, характерным для народного музыкального творчества;
  • использования детьми полученных знаний, умений и навыков в различных видах детской деятельности.

Реализация цели и задач экспериментальной работы проходила поэтапно:

  1. этап – повышение собственного образовательного уровня по проблемам патриотического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.
  2. этап – разработка и оформление наглядно-методического и музыкального сопровождения для организации педагогического процесса, в том числе, создание развивающей среды, отбор репертуара и оформление наглядного материала, отражающего быт, культуру и уклад нашей Родины, составление перспективного плана, разработка конспектов занятий и развлечений;
  3. этап – воспитание у детей основ патриотизма в процессе ознакомление их с музыкальным искусством нашей Родины и Иркутской области, освоение ими различных музыкальных умений и навыков передачи музыкальных образов, развитие художественно — творческих способностей.
  4. этап – перенос детьми полученных знаний, умений и навыков в культурно – досуговую деятельность.

В процессе поэтапной реализации намеченной цели, основной проблемой стало систематизация содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста на материале музыкальной деятельности. Обеспечивая последовательность и логичность развития содержания, мы разработали блочную модель программы. Каждый блок имеет определенное законченное содержание. Постепенная реализация содержания каждого блока позволяет сформировать основы патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Открывает содержание программы блок «Я и моя семья». Воспитание любви и привязанности к родному дому – начальная ступень патриотического воспитания детей (М. Ю. Новицкая, В.И. Натарова, С.А. Козлова, Г.Я. Кудрина и др.). В контексте данного блока программы закладываются психологические основания нравственности, которые включают эмоционально насыщенный образ родного дома. Родной дом – сложное, многогранное понятие, включающее семью, где ребенок родился, и, прежде всего мать и отца, родственников, атмосферу домашнего очага и семейные традиции.

Второй блок программы «Я продолжение моего народа». В контексте данного блока акцентируется внимание на воспитании любви к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В контексте данного блока программы решается задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Данная задача реализуется посредством познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, что находит свое отражение в колыбельных песнях, частушках, потешках, играх, забавах, загадках, пословицах, поговорках, сказках и произведениях народного декоративного искусства.

Третий блок программы «Я часть родной природы» ориентирован на воспитание гуманных чувств к миру природы, ее познание, любви, заботы и сохранению. В контексте данного блока программы дети знакомились с музыкальными произведениями, воспевающими красоту, богатство и трепетное отношения к природе родного края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОД

В ходе освоение программы дети стали ориентироваться в произведениях музыкального искусства, овладели умениями и навыками народного пения, исполнения танцев, хороводов, отражающих образы родной природы, явлений общественной жизни. А самое главное, они стали проявлять патриотические чувства, о чем свидетельствуют интерес к прошлому и настоящему нашей страны, эмоционально-положительное отношение к музыкальным к произведениям, в проявлении чувства гордости за свой народ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год