Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе этнокультурного развития»
Патриотизм детям
Автор: Разина Ирина Анатольевна Михайлова Ольга Геннадьевна Хасанова Флюра Зарифовна   
21.09.2021 07:53

«Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе этнокультурного развития»«Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе этнокультурного развития»

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вымирание.

Много лет работая с дошкольниками, мы отметили, что развитие ребенка уже с малых лет невозможно без патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, посёлку, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного наследия, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Рабочий поселок Чердаклы – многонациональный край, здесь живут представители разных народностей: русские, татары, чуваши, мордва и другие малочисленные народы, дети которых посещают детский сад №5 «Рябинка». Многие малыши знают свой национальный язык, родители в своих семьях чтят культуру своего народа, соблюдают национальные традиции.

 

Поэтому целью патриотического воспитания старших дошкольников нашего учреждения является этнокультурное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, через этнокультурную направленность образования. В работе нашего МДОУ духовно-нравственные ценности национальной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Мы провели анкетирование педагогов и родителей на данную тему. Большая часть анкетируемых считает, что этнокультурным развитием дошкольников необходимо заниматься в детском саду.

Мы изучили литературу, передовой педагогический опыт исследования великих учёных по вопросу этнокультурного образования и формирования этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Составили план – график работы по изучению жизни и быта народов, проживающих на территории поселка Чердаклы.

Объединив усилия детского сада и семьи, с помощью игровых технологий и технологий проектирования мы занялись патриотическим воспитанием детей на основе этнокультурного развития.

Провели мониторинг знаний детей на тему «Какие вы знаете национальности?», с детьми рассматривали русские, татарские, чувашские, мордовские народные костюмы, читали и драматизировали сказки народов Поволжья, знакомились с произведениями местных писателей и поэтов.

Для знакомства с национальным бытом педагоги совместно с родителями посещали музей национальной избы в Чердаклинском центре дополнительного образования, организовывали в детском саду мини — музеи и экспозиции национального быта.

С детьми разучивали национальные народные игры, изготовляли атрибуты к играм, шили куклам красивые костюмы с соблюдением национального орнамента и национальных узоров.

В день рождения Ульяновской области в МДОУ был проведен конкурс для родителей на лучшую презентацию «Жизнь и быт народов Поволжья», в котором приняли активное участие семьи воспитанников, рассказав о своих национальных традициях, праздниках. Закончилось конкурсное мероприятие подведением итогов и угощением национальными блюдами.

В МДОУ налажены партнерские взаимодействия с носителями национальной культуры. Педагоги с детьми активно участвовали в совместной деятельности с детской и районной библиотеками, с центром активного долголетия «Чайка». Мы провели совместный конкурс «Читаем детям фольклор», мероприятие «Народы поселка Чердаклы», «Наше счастливое детство», организовывали выставки «Национальная одежда», «Национальная изба», «Национальная литература».

Мы обменивались опытом работы по этнокультурному развитию детей с Чердаклинской средней школы №1, участвовали в Дне татарской культуры, который проходил на базе этой школы, танцевали татарские танцы в национальных костюмах, пели песни, читали стихи, ставили небольшие сценки. За активное участие МДОУ было награждено почетной грамотой.

Проведенные виртуальные экскурсии по Чердаклинскому району и г. Ульяновску в рамках Дня рождения Ульяновской области обогатили внутренний мир детей, показали красоту, многонациональность родного края.

День чувашского языка и культуры отмечали в Озерском сельском поселении, была представлена выставка чувашского костюма и быта, исполнялись стихи и песни на чувашском языке совместно с центром активного долголетия «Чайка». За активное участие МДОУ было награждено благодарностью от председателя Чувашской национально — культурной автономии Чердаклинского района.

В детском саду были проведены праздники «Русская ярмарка», «Татарский Сабантуй». «Чувашский Улах», «Цвети моя, Мордовия». Каждую национальность представляла группа детей вместе с воспитателями и родителями. Родителями были подготовлены красивые костюмы, украшенные национальными вышивками и орнаментом. Родители, бабушки и дедушки исполняли семейные номера художественной самодеятельности, играли с детьми в национальные игры своего детства, рассказывали о своих детских игрушках и забавах. На каждый праздник приглашались представители национальных культурных автономий.

В заключении работы над этнокультурным проектом мы провели большой фестиваль «Народов Поволжья». Все представители этнокультурных автономий были объединены нашей матушкой – рекой Волгой. Разнообразие красивых костюмов, национальные напевы, красота разных языков, выставки предметов быта, национальной литературы и периодических изданий, камеры корреспондентов местной газеты «Приволжская правда» и чувашской газеты «Канаш» — все это создало атмосферу праздника, объединило семьи всех национальностей, проживающих в нашем поселке Чердаклы, внесло яркие краски национального колорита.

Свой опыт о результатах реализации проекта «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе этнокультурного развития» мы представляли на XIV Международной выставке – ярмарке инновационных образовательных проектов 2021, где в номинации «Инновационные находки в становлении региональной идентичности в этнокультурном образовании» заняли 2 место и презентовали свою работу на областном онлайн — семинаре «Территория генерации новых идей».

Мы довольны результатами своей работы по данному направлению.

Для выполнения поставленной цели, мы знакомили детей с историей, культурой, традициями, бытом народов, проживающих на территории Чердаклинского района (русские, татары, чуваши, мордва), приобщали к основным этнокультурным ценностям, формировали нравственно – патриотические качества, интерес и любви к родному краю.

Приобщали к эстетической культуре, воспитывали чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности).

Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МДОУ, опирающегося на взаимодействия основных субъектов образования: педагоги — воспитанники – родители — социум.

  1. Наладить партнерские взаимодействия с носителями национальной культуры, повысить педагогические знания родителей.
  2. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МДОУ.

Новизна идеи создания проекта «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе этнокультурного развития» состоит в том, что данный педагогический опыт является одним из вариантов организации этнокультурного образования дошкольников в условиях образовательного учреждения МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка». Появление на территории дошкольной организации новой единицы предметно-развивающей среды, мини — музейных экспозиций, встреч дошкольников с представителями Чердаклинских чувашской и татарской автономий, совместной деятельности с родителями, с детской и районной библиотеками, обмен опытом с ЧСШ №1, Озерским сельским поселением, дошкольной группой МБОО Дмитриево Помряскинской СШ МО «Старомайнский район» Ульяновской области способствовало обновлению этнокультурного содержания образования дошкольников.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие ребенка с малых лет невозможно без патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, посёлку, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Рабочий поселок Чердаклы – многонациональный край, здесь живут представители разных народностей: русские, татары, чуваши, мордва и другие малочисленные народы, дети которых посещают детский сад №5 «Рябинка». Многие малыши знают свой национальный язык, родители в своих семьях чтят культуру своего народа, соблюдают национальные традиции.

Идея воспитания патриотизма на основе этнокультурного развития приобрела для нас большее значение.

Мы изучили ряд нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня, определили ориентиры и направления этнокультурного и патриотического воспитания старших дошкольников, в частности:

- Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

- Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

Проект был построен в соответствии с ФГОС ДО и отражал основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включен в контекст патриотического, нравственного, этнокультурного и правового воспитания.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный.

Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного развития и образования в процессе патриотического воспитания старших дошкольников МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка».

Задачи:

3. Познакомить детей с историей, культурой, традициями, бытом народов, проживающих на территории Чердаклинского района (русские, татары, чуваши, мордва).

4. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию нравственно — патриотических качеств, интереса и любви к родному краю.

5. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности)

6. Воспитывать положительное, толерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.

7. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МДОУ, опирающегося на взаимодействия основных субъектов образования: педагоги — воспитанники – родители — социум.

8. Наладить партнерские взаимодействия с носителями национальной культуры, повысить педагогические знания родителей.

9. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МДОУ.

Сроки: 8 месяцев.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагогический коллектив МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка», детская библиотека.

При организации работы над проектом «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе этнокультурного развития», мы разработали целый комплекс процессов:

  • приобщение детей к языку, литературе, истории и культуре своего этносоциума
  • направленность на сохранение национальных культур

- гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей.

Был составлен план реализации проекта, который включал в себя три этапа: организационный, продуктивный и заключительный.

Организационный этап включал в себя организацию творческой группы, анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению, изучение теоретических вопросов по темам самообразования, подготовку нормативной методической документации (проекты и программы), разработку планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями), определение ресурсного обеспечения, организацию взаимодействия с социальными партнерами.

Продуктивный этап предусматривал разработку конспектов занятий по образовательным темам рабочих программ, реализацию плана-графика работы по изучению жизни и быта народов, проживающих на территории Чердаклинского района, реализацию работы с родителями по проекту, организацию образовательного этнокультурного пространства в ДОУ (этнокультурные уголки в группах), наработку практического материала для педагогов, реализацию плановых взаимодействий с социальными партнерами.

В ходе заключительного этапа было организовано и проведено итоговое мероприятие, составлен отчёт по результатам проекта и организованы выступления с обобщённым опытом работы.

Ознакомление детей с этнообразовательной средой, с народной культурой, фольклором, традициями, с национальными играми, бытом, костюмами, национальными блюдами, произведениями устного народного творчества и родной речью, встречи с общественностью оказали содействие патриотическому воспитанию старших дошкольников на основе этнокультурного развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год