Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ»
Патриотизм детям
Автор: Спирина Лилия Николаевна   
23.10.2017 20:59

«Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ»«Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ»

Спирина Лилия Николаевна Музыкальный руководитель МБДОУ дс Лукоморье Республика Хакасия город Черногорск

Краткое изложение концептуальных основ проектной технологии (актуальность, новизна авторского подхода, результативность)

Теория и практика

Новые ценности и цели дошкольного образования, признание значимости всех субъектов образования для развития и саморазвития личности ребенка вызывают потребность поиска новых образовательных технологий, в которых есть место инициативе ребенка, сочетанию свободы познания и деятельности, и культуры, принятой в обществе. Одна из таких технологий — проектная деятельность.

 Скачать конспект

Чем привлекает проектная деятельность? Тем что, она имеет специфику целей, позиций участников, организационных форм и результатов. Специфика целей заключается в том, что они направлены на развитие способности узнавать, общаться, действовать, а не приобретение ребенком определенного багажа знаний, развитие эффективно — волевой сферы, коммуникативности и социальности ребенка В условиях проектного подхода объединяем два аспекта это — свободную деятельность детей, и совместную деятельность воспитателя и ребенка, в проекте выстраивается логически обоснованная последовательность — под девизом «План-дело-анализ»

Наш взгляд на ребенка и воспитателя в позиции проектной деятельности заключается в следующем:

в традиционном воспитательно — образовательном процессе, мы выступаем в роли эксперта.

в проектном подходе мы занимем роль помощника: «не рядом, не над, а вместе».

Успешность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным потенциалом, обеспечивает соблюдение педагогами двух дополняющих друг друга ролей- роли фасилитатора и роли эксперта детского развития. (Фасилитатор — человек, способствующий развитию личности, человек, обеспечивающий фасилитацию, то есть повышение скорости или продуктивности деятельности индивида, вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления) другого человека.

Индивидуальный опыт ребенка, естественная жизнь в данном случае является важным источником познания и развития, и как фасилитатор должен помочь ребенку осознать его и использовать.

Действия в проектной деятельности как воспитателя:

  • создавать условия для стимулирования собственной активности ребенка в различных видах деятельности;
  • в планировании ориентироваться на интересы, потребности и способности детей; основывать свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка в самостоятельном познании окружающего мира во всем его многообразии;
  • предоставлять детям достаточную свободу для реализации собственных потребностей и формировать у детей понимание ответственности за свой выбор, действия и результат.
  • устанавливать партнерский стиль взаимоотношений детей и взрослых

Ребенок занимает позицию полноправного субъекта деятельности в процессе планирования и реализации тематического проекта, выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний воспитателя, т.е. предлагает свои идеи по поводу темы, реализует свои интересы в общении, игре и других видах деятельности, в основном на основе самостоятельного принятия решения об участии или неучастии в общем проекте.

Осуществление организационно педагогических условий проектной деятельности

а) создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную активность ребёнка

б) признание и закрепление права ребёнка на самостоятельный выбор вида и содержания деятельности. партнёрства и места для работы, оценки результата деятельности

в) использование таких форм организации образовательной работы, которые обеспечивают включенность ребенка в выбор целей, тем, содержания, форм деятельности

г) исполнение роли воспитателя, который ведет ребенка, но не подталкивает его, предложение способов поведения, познания.

д) использование педагогических наблюдений для отслеживания прогресса или проблем в развитии ребенка.

Проработав ряд методик Е.С. Евдокимовой, Л.С Киселевой, по проектному методу, выделили следующие подходы к оцениванию достижений детей в проектной деятельности:

  • баланс инициатив взрослого и детей
  • самоорганизация и саморегулирование на основе совместного планирования
  • самостоятельного выбора и ответственности за результат
  • индивидуализация результатов и достижений
  • наличие общего результата.

Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами флагом и гербом страны, мелодией гимна.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.

Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить. что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей страны, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий — верность и правду, красный — отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Таково основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России. Определение содержания позволяет охарактеризовать те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы.

На основании выше изложенного, поисках наиболее эффективных методов решения поставленной проблемы мы обратились к классике мировой педагогике, а именно к наследию американского педагога Д.Дьюи. Его идеи отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Проект — на наш взгляд, одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребёнка. В проектном методе хорошо просматривается позиция и роль воспитателя и ребёнка.

Свободная деятельность детей организуется в Центрах активности. Дети сами делают выбор, планируют свою деятельность, выбирают место и партнеров. Действует план – дело — рефлексия результатов. Свободная деятельность организуется в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми темы проекта.

Особое значение при организации работы с детьми в условиях конкретного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор — работать одному или в

подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Такой способ организации работы внутри проекта позволяет достигать значительных результатов — в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ — посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.

Как превратить обычную группу в лабораторию жизни и творчества. Как строить знакомое содержание работы через проектную деятельность? Как стимулировать инициативу и поддерживать активность детей? Как стать компетентными и ответственными и вместе с тем сохранить счастье беззаботного детство? Как включить родителей в работу детского сада?

Наш проект «Какого цвета Родина» начинается с трех вопросов.

Дети сами решают, какие темы им интересны. Пора перейти к делу.

Свободная деятельность детей организуется в Центрах активности. Дети сами делают выбор, планируют свою деятельность, выбирают место и партнеров. Действует план – дело — рефлексия результатов. Свободная деятельность организуется в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми темы проекта.

Особое значение при организации работы с детьми в условиях конкретного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор — работать одному или в подгруппе (команде), то есть в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Такой способ организации работы внутри проекта позволяет достигать значительных результатов — в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ — посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие вопросы. Ему помогают взрослые участника проекта: педагоги, родители, узкие специалисты.

И так наш проект- это время наполненное событиями пробуждающими добрые чувства, это время выбора и планирование новой темы, время узнавания нового, игры и развлечения. Что принёс нам этот проект? Встреча с новыми и старыми друзьями, общение с новыми людьми, новые темы, новые желания, а главное проект принёс уверенность в себе.

Паспорт педагогического проекта

  • Раздел программы Познавательное развитие
  • Тема Нравственно-патриотическое воспитание
  • Тематическое поле Ознакомление с символикой России.
  • Название проекта Какого цвета Родина
  • Тип проекта Краткосрочный, информационно- исследовательский.
  • Проблема Создание герба группы
  • Причины Недостаток знаний о символики российской федерации.

Цель

Помочь детям понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственной символов РФ.

Задачи

1. Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к её прошлому. 2. Познакомить детей с изображением Государственного флага; формировать представление о значении Государственного флага РФ, уважительного отношения к флагу. 3. Познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения; дать первоначальные представления о происхождении Государственного гимна, назначении, содержании. 4. Познакомить детей с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветов и образов в нём. Развивать речь детей, способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно -двигательной координации, развивать

Мероприятия Ф Формы работы с детьми. Игровая деятельность детей: Дидактические игры: «Я начну, а вы продолжите», «Хлопни, если услышишь», «О каких символах нашей Родины сказано в стихах», «Обведи по точкам», «Белый, синий, красный», «Светофорчики». Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия», «Всё ли верно? докажи». Познавательное развитие: Занятия: «Наша Родина — Россия», «Символика РФ 1. Государственный флаг России»,

2. Государственный гимн России», 3. Москва-столица нашей родины. ст 4. «Герб и флаг республики Хакасии». Развитие речи: Составление рассказов «Любимый город», «Моя улица», «О Государственном флаге», описательный рассказ о гербе России. Сравнительные рассказы о флагах разных государств. Пересказ: «Наше Отечество», «Москва», «Большой театр». Ознакомление с художественной литературой: Чтение и обсуждение: «Страна, где мы живём» (Баруздин С.), «Малая Родина» (Ю. Яковлев), « «Город-герой» (Е. Карасёва), «Родина» (В. Боров) Заучивание: «Наш дом», «Флаг России», «Красная площадь» Азбука народной мудрости (русские пословицы и поговорки). Изобразительная деятельность: «Раскрась флаг России», «Раскрась герб России», «Нарисуй военную технику». Продуктивная деятельность: Придумывание и изготовление герба группы. Музыка: Прослушивание: хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин», «С чего начинается Родина?» (сл. Баснера, муз. М.Матусовского), «Пусть всегда будет солнце»

Формы работы с родителями 1.Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания с детьми.

2. «Привлечение родителей к книжной выставке.

3. Участие в выставке совместных рисунков о России.

4. Участие в оформлении мини — центра в группе: «Моя Родина Россия». 5.Заочная школа «Символика Российской Федерации».

6. Родительской собрание «Патриотическое воспитание детей».

7. Экскурсия к зданию правительства с целью рассматривания Государственного флага.

8. Привлечение к составлению альбома стихов о Родине.

Герб группы «Моя группа»

Проект: «Какого цвета Родина» — наблюдение; — анализ продуктов детской деятельности; — блиц-опрос — -решение проблемных ситуаций.

Форма презентации. К КВН «Флаг, Герб, Гимн- символы России»

Мастер-класс для педагогов города «Проектный метод в патриотическом воспитании детей ДОУ»

Работа по проекту была ориентирована на выявление оптимальных условий нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами геральдики.

В связи с поставленной целью проекта, расширили представления детей о России как стране, в которой они живут; познакомили детей с изображением Государственного флага, гимна, герба; сформировали представление о значении Государственной символике и уважительного отношения к ней;

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил нам представить результаты проектной работы, по использованию геральдики в процессе патриотического воспитания детей.

Проследили динамику изменения уровня социализации в процессе реализации проекта. Анализ результатов на заключительном этапе свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов проектной технологии. Дети улучшили свои результаты. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

у детей повысился интерес к геральдике; они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно могут раскрыть значение цветов на флаге, символов на гербе;

Геральдику в воспитательно-образовательной работе с детьми использовали в интегрированной форме как в совместной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, викторины, КВН).

Работа построена на следующих принципах

  • во — первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала
  • во — вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры)
  • в — третьих, активного включения детей в проектную деятельность

- в — четвертых, использования развивающего потенциала геральдики в создании речевой среды максимально.

При организации систематической работы символика становится доступной и понятной старшим дошкольникам. Использование символики в патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование символики в социализации детей вполне оправдывает себя.

Оценка эффективности проекта.

Проводится в нескольких видах. Ежедневная рефлексия детьми достижений, самостоятельно поставленных текущих целей. Например, «Я сегодня хотел построить дом в Центре строительства. Мы с Сережей сделали дом из больших блоков. Дом получился двухэтажный...».

Рефлексия детьми приобретенных новых открытий и умозаключений Например, «Чему же ты сегодня научился?», «Что новое ты узнал?», «Что бы ты мог посоветовать тем детям, которые захотят завтра поработать с Центре строительства?».

Рефлексия отношений, установившихся в подгруппе. Например, «Как вам работалось вместе?». «Как вы распределили обязанности?». «Что бы завтра сделал по-другому?».

Оценка общего текущего результата. Например, «Сережа с Димой сегодня построили большой дом. Ира, Катя и Соня нарисовали коврики и занавески, Юра и я сделали шкаф из маленьких коробочек. Теперь мы можем украсить дом, который сделали Сережа и Дима и поселить там наши игрушки». Оценка общего итога. Например, «Наш проект «Дома» закончился. За несколько дней мы с вами узнали..., сделали,... Давайте решим, кому мы расскажем о наших достижениях?»

Презентация проекта: «От оберега до Барби»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.

Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла — самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

Наш проект начался с одной маленькой куклы-закрутки, изготовленной бабушкой для внучки Кристины. Дети заинтересовались, стали задавать вопросы: что это? Кто это сделал? Выслушав ответы Кристины и мои пояснения, Антон спросил: «А в какие ещё куклы играли наши бабушки?».

Так появилась проблема, которая легла в основу нашего проекта, который мы назвали «От оберега до Барби».

Работу по проекту мы начали по методу трех вопросов. Выяснили:

  • что мы знаем о куклах?
  • что хотим узнать?
  • как нам найти ответы на вопросы?

Совместно с детьми мы определили способы сбора информации:

  • обратиться к родителям,
  • посмотреть по телевизору,
  • сходить в библиотеку,
  • спросить у бабушки,
  • посмотреть в Интернете.

Поисковая деятельность завершилась беседой, в которой мы подвели детей к пониманию того, что лучше собирать материал о кукле определенного вида.

Мы, как педагоги, оценив масштабность проекта, пришли к выводу, что нам не хватает теоретических знаний о народных куклах. Поэтому мы обратились в детскую библиотеку, где сотрудники любезно предоставили нам детские книги, картинки и энциклопедии.

На этапе сбора информации мы посещали мини — музей кукол, знакомились с историей и способами изготовления куклы — пеленашки, куклы — закрутки, куклы — бессонницы, кувадки. Читали главу «Новая кукла» из книги JI. P. Воронковой «Солнечный денек». Рассматривали репродукции картин Д. Малевича, иллюстрации Е. Рачева к русским народным сказкам. С помощью дидактической игры «Одень русскую красавицу» познакомились с особенностями женской одежды. Научились изготавливать украшения (бусы) из бисера. Читали русские народные сказки, заучивали потешки, прибаутки и частушки. На занятиях научились изготавливать куклу — пеленашку и куклу — закрутку, узнали, почему куклы без мимики. Рисовали «Портрет любимой куклы». Играли в сюжетно — ролевую игру «Дом» с использованием старинной кухонной утвари. Составляли «ленту времени» — в виде выставки кукол в порядке их появления (кукла — пеленашка, кукла — закрутка,... глиняные игрушки, матрешка...)

Большую помощь в проекте нам оказали родители, предоставив энциклопедии русского быта, альбомы по живописи, материал для изготовления кукол, помогли в создании русской избы.

Итог работы отразили в инсценировке, в оформлении выставки «лента времени», в создании мини-музея «Обрядовая кукла».

Проведенный нами эксперимент показал, что ребенок выбирает в свободной игре современную, а не народную куклу. Она больше похожа на сегодняшнего ребенка или взрослого, ближе к той жизненной информации, которая у ребенка есть и поэтому более понятна и привычна. Ребенок живет в реальном мире и в своей игре воссоздает социальные отношения, с которыми сталкивается в повседневной жизни. Ему важна реальность происходящего действия. Поэтому понятен и объясним интерес и любовь девочек, начиная с пятилетнего возраста, к Барби, так как эта кукла — продукт нашего времени, реализующая в себе образ взрослой женщины, на которую играющая девочка хотела бы походить. А народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета, в котором не важно выражение лица и функциональность куклы. Современные дети не умеют играть в сказку, они воспроизводят реальную действительность. Поэтому кукла для них должна быть реальной. Если у куклы нет лица, то это неправильно, так не бывает, кукла не может не

видеть, не кушать, не говорить, иначе она не понятна ребенку и поэтому не интересна.

Но, если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы. Игра с народной куклой, участие ребенка в ее создании позволяют развить у него творческого воображения, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать и в игровой деятельности, разыгрывать с детьми сказки, учить на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о ее истории.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год