Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Патриотизм детям
Автор: Грязнова Наталья Викторовна   
10.12.2015 23:38

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Из опыта работы воспитателя Грязновой Н.В.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

 

Скачать конспект

О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.

Внедрение фольклора в практику эстетического и художественного воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа является важным звеном в образовательно-воспитательном процессе.

В педагогической мудрости русского народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

  • пословицы — для социально-этического;
  • загадки — для умственного;
  • песни — для эстетического, патриотического;
  • сказки — для того и другого.

Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность нашего исследования определяется той уникальной ролью, которую играет приобщение детей к русской народной культуре в становлении личности и самосознания ребенка-дошкольника.

Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к русской народной культуре.

Предмет исследования: праздники и развлечения как средство приобщения дошкольников русской народной культуре.

Цель исследования: выявить условия приобщения дошкольников к русской народной культуре.

Задачи исследования:

  1. проанализировать содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к русской народной культуре;
  2. изучить природу и духовное начало народных воспитательных традиций;
  3. определить особенности приобщения дошкольников к русской народной культуре;
  4. изучить средства приобщения дошкольников к русской народной культуре;
  5. провести психолого-педагогический эксперимент в условиях детского сада;
  6. провести анализ результатов эксперимента и сделать вывод о состоятельности выдвинутой нами гипотезы.

Гипотеза: мы предполагаем, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы русской народной культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа.

Методы исследования: обзор литературы по данной теме, изучение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (наблюдение, беседа, игровые упражнения), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

База исследования – МБДОУ ДС № 32 «Березка» г. Туапсе. Эксперимент проводился с детьми 4-5 лет средней группы.

Целью экспериментальной части исследования было доказать, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает элементы русской народной культуры, будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа.

Задачи:

  1. выявить первоначальный уровень ознакомления с русской культурой у детей 4-5 года жизни;
  2. создать и апробировать систему занятий по приобщению дошкольников к русской культуре;
  3. сравнить уровни знаний о культуре русского народа после проведения серии занятий в контрольной и экспериментальной группе.

В основу работы положены следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
  • уважение к личности каждого ребенка.

В основу нашего эксперимента легла программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей; формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры дошкольников; контрольный эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
  2. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.
  3. Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.

В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить воспитательные задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

Гипотеза исследования доказана: разработанная нами система проведения детских праздников и развлечений способствует эффективному приобщению дошкольников к русской народной культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год