Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие по патриотическому воспитанию дошкольников "Символ России — береза"
Патриотизм детям
Автор: Долгова Ольга Николаевна   
06.07.2015 10:47

Занятие по патриотическому воспитанию дошкольников Символ России — березаЗанятие по патриотическому воспитанию дошкольников "Символ России — береза"

О.Н Долгова, воспитатель -1к. к. МДОУ ЦРР – Детский сад№28 «Жемчужинка», г Саяногорск

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве.

Задача педагогов – формировать у детей 5-7 лет интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках, знакомить с символикой России и ее городов.

Задачи: Развивать грамматически правильную речь. Учить четко выражать свои мысли. Обогащать словарный запас. Формировать речевую культуру с помощью пословиц, русских народных песен, стихотворений. Формировать нравственно – патриотические чувства. Воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине. Воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа. Знать исторические сведения о березе, о ее роли в жизни людей нашей страны. Формировать навыки бережливого отношения к природе.

Скачать презентацию

Скачать конспект

Методы и приемы: беседа, художественное слово, драматизация, подвижная игра, хоровод, просмотр слайдов.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая игра, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: чтение рассказов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, поделок из бересты, экскурсия в музей на выставку прикладного искусства, к обелиску воинам ВОВ,, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, изготовление поделок и картин из бересты.

Средства обучения: ленточки для хоровода, березка, туески и березовые почки для игры, костюмы для драматизации сказки, слайды.

Активизация словаря: деготь, Русь, чага, туески, березовый сок, лучина.

ТСО: аудиозапись с песней «С чего начинается Родина?», мультипроектор, экран, магнитофон.

Ход занятия: Дети входят в зал. Звучит песня на слова М.Матусовского «С чего начинается родина?»

Слайд № 1

Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине?

Ответы детей: 1. Жить — Родине служить. 2. Человек без Родины, все равно, что птица без крыльев. 3.Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 3. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. 4.Родина- мать, умей за нее постоять.

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей: Россия

Воспитатель: Как в старину называли Россию? (Русь)

Слайд № 2

Воспитатель:

Без березы не мыслю России
Так светла по-славянски она,
Что быть может в столетья иные
От березы – Вся Русь рождена.

Береза …- нет милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе человека. Береза – стала символом России.

Слайд № 3

Ребенок: На полях, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина,
Березовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна!

Воспитатель: Рядом с домом, или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Немало придумано загадок о березе.

Загадки

  1. Какую обувь можно сотворить из березы? (лапти). (слайд №4)
  2. Как называется кора березы? (береста). (слайд №5)
  3. Какое дерево весной может утолить жажду? (сок березовый). (слайд №6)
  4. Какой гриб растет под березой? (подберезовик). (слайд №7).
  5. Как береза давала всю ночь свет? (лучина) (слайд №8)

Пальчиковая игра:

(слайд №9)

Под березой (руки вверх)
На пригорке (ладошкой вниз «нарисовать пригорок»)
Старый еж (сморщить лицо, поднять плечи,)
Еж (переплести кончики пальцев)

Устроил (вращать кистями рук – «моталка»)
Норку (пальцы сложить в горсточку)
А под листьями (поднять руки вверх)
Лежат (руки под щеку)

Двое (показать два пальчика)

Маленьких ежат (скрещиваем ладошки).

Воспитатель: Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах

(И. И. Шишкин «Березовая роща», «Ручей в березовом лесу», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; Е.Е. Волков «Пейзаж»; Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Ручей в березовом лесу»; Е.Е. Волков «Пейзаж».) Слайды № 10, 11

Воспитатель: О белоствольной русской красавице березе сложено много стихов и песен Слайды № 12-16

Ребенок 1.:

Каждый день я вижу
Березу из окна
И нет подружки ближе Родине,
Чем она.

Ребенок 2.:

Зеленой легкой дымкой
Окуталась весной
И ветер невидимка
Колышет лист лесной.

Ребенок 3.:

А летним днем струится
Она живым шатром
В листве щебечут птицы
Порхая за окном.

Ребенок 4.:

Лишь осень золотая
Лист опалит огнем
Березка облетает
Тоскует под дождем.

Ребенок 5.:

Укрытая снегами
Стоит она зимой
В расшитом жемчугами
Накидке кружевной.

Гимнастика для глаз: «Мы снежинки увидали» слайд №16)

Воспитатель:

Мы снежинку увидали
Со снежинкою играли (Дети фиксируют взгляд на снежинке)
Снежинка вправо полетела
Дети направо посмотрели.

Снежинка влево полетела
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И снежинку опускал

(поднимать снежинку вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх – вниз
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

Воспитатель: Береза и в песнях, и в загадках, ив стихах мила она русскому сердцу. Почему в России так любят и почитают это белоствольное дерево – березу? Сейчас мы узнаем.

Инсценировка «Жар птица и береза» (слайд №17)

Воспитатель:

Как – то раз встретились
Жар птица и береза
Жар птица: Я, Жар птица
Всем птицам царица

Нечета тебе дереву
Не тебя, а меня нужно величать
И мою красоту воспевать.
Береза: Я простого рода

Ясен месяц, ночью мне светит
Солнце меня греет,
Птицы в лесу песни поют,
Ранняя заря росой меня питает.

Жар птица: Мои перья золотыми лучами сияют.
Береза: Моей лучиной избу освещают,
Жар птица: Я вся огнем горю.
Береза: А я из печи жаром всех согреваю

Жар птица: Моими перьями царские одежды украшают.
Береза: А я в лапти всех обуваю. В коробах и лукошках все сохраняю.
Жар птица: Мои яйца на царские столы подают.
Береза: Мой сок берут и пьют.

Жар птица: Я хвост веером распускаю.
Береза: Моим дегтем в телегах колесам скрип унимают.
Жар птица: Обо мне сказки слагают.

Береза: А вокруг меня на Троицу девушки хоровод ведут, венки вьют, меня красавицей называют.

Жар птица: Победила ты меня березка, нечем мне перед тобой больше хвалится.

Воспитатель: Наша скромница березка поскромничала, не все о себе рассказала. Какую еще пользу приносит береза?

Ответы детей: Слайды № 17-22

Игра «Кто быстрее соберет березовые почки»

Дети делятся на две команды. На двух листах бумаги рассыпаны березовые почки (одинаковое количество). Нужно по одной почке складывать в кружку, кто быстрее соберет почки, тот и выиграл. Перед игрой произносят слова:

Заболел наш Ванечка
А за ним и Манечка,
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.

Воспитатель: Действительно жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. В России издавна существует обычай над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Слайд № 23.

Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Венки вьют да желания загадывают. И мы с вами будем хоровод вокруг березы водить и желания загадывать. Возьмите ленточки, ленточки на березку повяжем и для нашей Родины желания загадаем.

Слайд № 24.

Хоровод «Вокруг березки я хожу»
Вокруг березки я хожу,
Вокруг беленькой хожу,
Я незнаю, чем березку наряжу,

Что я белой кудреватой подарю.
Повяжу березке ленточку,
Да желанье загадаю я заветное.

Дети повязывают ленточки на березку и загадывают желания.

Воспитатель: Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет.

Слайд № 25. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей вечно на наших просторах, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.

Слайд № 26

Cписок литературы:

  • Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию! ”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
  • Журнал “Дошкольная педагогика” № 6 — 2005 г.
  • Кокуева Л. В. “Воспитание дошкольников через приобщение к природе”. – М.: АРКТИ, 2005.
  • Маханева М. Д. “Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста”. — М.: АРКТИ, 2004.
  • А.А. Плешаков "Зелёные страницы"
  • М.Кашевник, О.Лосото "Путешествие за радугой"
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год