Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
Патриотизм детям
Автор: Непомнящая Наталья Владимировна   
12.06.2015 18:17

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …

Н.В. Непомнящая, инструктор по Физической культуре и туризму

Родина:

Что такое – слово «Родина»?
Как же дать такой ответ, чтобы понял ты,
Что Родина – это целый добрый свет?!
Ты открой окно пошире,

Загляни в дверную щель
И увидишь свою Родину –
Не найдешь её милей!
Здесь твой двор, родная улица

Скачать конспект

И весь Хостинский район –
Посмотри, какой прекрасный,
Удивительный он!
Море, пальмы и каштаны,

Алычёвые сады,
Река Хоста и тюльпаны
Небывалой красоты!
Здесь реликтовая роща –

Прорастает в ней самшит, величавый тис…
Природа так нас всех к себе манит.
Здесь прохладные ущелья.
Знаменитый монолит,

Воронцовская пещера
Посетить себя велит!
Слышишь звон родного храма?
Собирается народ на церковный праздник.

Надо!

Пусть всех Бог благословит!
Хоста наша – часть от города, что красуется вдали.
Город Сочи – тоже Родина!
Ты всегда его люби.

Здесь театр, цирк, вокзалы
И Дендрария сады.
Санатории. Мемориалы –
К ним цветы ты отнеси.

Переходит дальше Родина
В удивительный твой край.
Краснодарский край прекрасен,
Как знаменитый вкусный чай.

Ждет в России тебя Родина,
И ты гостей её встречай.
Любимый город, дворик, улицу
Никогда не обижай!

Ты открой окно пошире,
Найди знакомые черты,
Посмотри вокруг, увидишь-
…Кругом Родина!

И ты!

Н. Непомнящая

«С чего начинается Родина?». Знакомые всем нам слова с детства. А ведь Родина и начинается с детства! Наша задача, задача всех педагогов всех городов нашей Родины – научить малыша любить Родину. Беречь Родину. Восхвалять Родину. Гордиться Родиной. Быть достойным гражданином своей Родины.

Патриотическое воспитание. Как же объяснить маленькому человечку, что же такое – Родина?

Как и за что её нужно любить? Чтобы дать достойные ответы на такие вопросы, нужно самому ЛЮБИТЬ Родину, уметь видеть прекрасное. Педагоги нашего центра развития ребенка – детского сада № 41 г. Сочи не один год работают над задачей патриотического воспитания дошкольников и стараются как можно больше дать знаний по этому вопросу. Опираясь на опыт работы, в дошкольном учреждении разработана программа «Сочиведение для малышей» (Непомнящая Н.В.), которая включает такие вопросы, как воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. Туристско-краеведческая деятельность позволяет маленькому человечку познать окружающий мир в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов и путешествий, лучше и наглядно изучать свой район, город, край, страну, изучать духовно- нравственные традиции своего народа. А ведь это и есть начало патриотического воспитания.

Путешествуя, изучая свой край, город, район, улицу, маленькие патриоты непосредственно видят, что происходит вокруг, слышат, осознают окружающий мир. Путешествуя по родным местам, у ребёнка создаются более яркие, эмоциональные ощущения, в памяти откладываются запоминающиеся образы; так ребенок видит то, чего не увидит в книге. Путешествуя, ребенок становится более коммуникабелен, общителен, учится общаться со сверстниками и взрослыми, учится жить и работать в одной команде, коллективе. Путешествуя, ребёнок учится любить природу, уважать окружающий мир. Путешествуя, ребёнок учится ЛЮБИТЬ и понимать Родину и гордиться ею.

Но чтобы правильно воспитать достойного гражданина, необходима целенаправленная система работы всего педагогического коллектива учреждения, поэтому педагоги нашего центра развития ребенка постоянно разрабатывают новые интересные идеи, занятия, путешествия, экскурсии, к которым необходима соответствующая подготовка.

Необходимые условия для патриотического воспитания дошкольников – естественная среда жизнедеятельности: природные и климатические условия, социальная сфера, знание исторических аспектов района, города, культурных традиций своей малой родины.

Город Сочи уникален по своему расположению. Здесь мягкий климат. С оной стороны город прикрывают от сильных ветров горы, а с другой стороны — море отдает городу свое тепло. Исследования, различные путешествия можно проводить круглогодично. Природные условия нашего города позволяют органично осуществлять экологическую, краеведческую и туристскую деятельность.

В течении всего учебного года ребята вместе с родителями изучают природные и социальные объекты края и города Сочи, знакомятся с достопримечательностями, с памятниками искусства и архитектуры. Выбор тем и объектов согласуется с базовыми образовательными программами.

Содержание разделов раскрывается через изучаемые темы в регламентированной и нерегламентированной деятельности, работе с родителями, инструктором по физической культуре, экологом, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, воспитателями центра развития ребенка.

Изучая раздел «Географические характеристики», ребята узнают, чем же так интересны туристско-краеведческие путешествия, рассматривают фотоотчеты туристских клубов, знакомятся с географическими характеристиками непосредственно во время путешествий, изучают районы города Сочи, знакомятся с его климатом, населением; узнают, почему город Сочи называют курортом и столицей зимних олимпийских игр. Юные сочинцы впервые знакомятся с картой и топографическими знаками; после участвуют в соревнованиях по спортивному ориентированию.

Во время прогулок к морю, дошкольники знакомятся с географическими характеристиками Черного моря, знакомятся с легендами о море, наблюдают и узнают — почему же оно Черное? Педагоги стремятся дать как можно больше знаний о богатствах Черного моря, его обитателях. Ежегодно, 31 октября, в день защиты Черного моря весь коллектив вместе с детьми и родителями воспитанников участвуют в экологических акциях по защите моря.

Большое значение педагоги уделяют т выбору маршрута будущей экскурсии, прогулки. Желательно, чтобы он проходил по живописным местам, чтобы ярче отразиться в памяти ребенка.

Во время путешествий в парки города, в тисо-самшитовую рощу, в лесную зону, дошкольники знакомятся с растительным миром Сочи, учатся беречь природу, с удовольствием принимают участие в природоохранных мероприятиях города.

Воспитатели также уделяют огромное внимание культурному наследию города. Знакомят и организуют встречи со знаменитыми жителями Сочи, знакомят с произведениями местных художников, музыкантов, поэтов, помогают разобраться в фольклорном искусстве, ремеслах и традициях, обрядах.

Вот уже несколько лет подряд, 2 раза в год, старшие дошкольники нашего центра развития ребенка воспитывают свою волю и дух к победе в военно-патриотической игре «Зарница», которая готовит будущее поколение с патриотическими взглядами на жизнь. На 3 дня юные патриоты Родины вместе со старшими товарищами выезжают в лесную зону и проживают в полевых условиях, ежеминутно выполняя различные поручения. Ребята приезжают с таких мероприятий необыкновенно счастливыми и немного повзрослевшими.

Педагоги и воспитанники принимают участие в городских и краевых конкурсах, фестивалях по краеведению и сочиведению, исследовательской и поисковой деятельности, народных и фольклорных празднествах города и района – это и есть основная форма туристско-краеведческой деятельности. Изучая родную местность, ребята изучают историю своих улиц, района, города. Основная форма познания окружающего мира – наблюдение и творческая деятельность.

Учитывая возрастные особенности наших воспитанников, большое внимание уделяется, конечно же, игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в данном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.

В любом путешествии, на любой прогулке каждый воспитанник может проявить себя как турист или краевед, экскурсовод. Каждый исполняет правила и обязанности. Постепенно, от путешествия к путешествию, от прогулки к прогулке у воспитанников складывается прекрасный образ родного уголка, появляются любимые места. Всё это закладывает основы патриотизма.

Туризм неотделим от краеведческой деятельности. О нем можно говорить не только как об оздоровительном комплексе, но и о как важнейшем средстве нравственно-патриотического воспитания, так как во время походов и путешествий педагоги нравственно воспитывают дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, воспитывают маленьких граждан, которые любят и ценят свою маленькую родину.

Так, все вместе — и мы, педагоги, и воспитанники вместе со своими родителями решаем задачу патриотического воспитания, используя социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины!

План-конспект открытого интегрированного

эколого-краеведческого мероприятия

В подготовительной группе

Место проведения: мини-краеведческий музей дошкольного учреждения, экологическая тропа ДОУ

Оборудование: фотографии старого и нового города Сочи, Хосты, карта-схема площадки ДОУ, карточки-модели.

Занятие проводят эколог, воспитатель

Цель: Продолжать знакомство с историей родного города, поселка, в котором живут юные хостинцы. Вызвать чувство гордости за свою малую родину.

Задачи:

  • в доступной детям форме знакомить их с историческим прошлым и настоящим города, района Хоста. Знать достопримечательности Хосты, географическое положение (Черное море окружают горы, леса, разные страны..)
  • познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира Сочи; развивать наблюдательность за жизнью пробуждающей природы. продолжать закреплять знания детей о том, как следует себя вести в природе.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие по родным местам любимого города и поселка и приглашает пойти в музей детского сада.

- Рассматривание фотографий старого Сочи, Хосты.

Воспитатель: — Вот таким был наш город и наша Хоста более 100 лет назад. Сейчас я вам расскажу немного об истории нашего района, и почему Хоста носит такое название (рассказ воспитателя).

- А теперь наша Хоста совсем не такая, какой мы её видим на старых фотографиях. Она стала намного краше, благодаря людям различных профессий, которые преумножили богатства и красоту Хосты

-Давайте вспомним, на берегу какого моря расположен город Сочи и наша Хоста? Хотите, я вам расскажу, почему море назвали Черным? (рассказ воспитателя — гипотезы)

-Ребята, я вам буду показывать фотографии и иллюстрации с самыми красивейшими местами города и района, а вы мне будете называть, что это за объект.

- Спасибо, ребята. Куда еще можно пойти с родителями в выходные дни отдохнуть, куда можно пригласить гостей нашего города?

- Действительно, в Хосте очень много достопримечательных мест, а наше путешествие мы продолжим по территории детского сада по карте-схеме. В пути у нас будут небольшие остановки, на которых вам нужно выполнить различные поручения.

Дети одеваются и выходят на экологическую тропу детского сада, где их ждет эколог.

-По карте-схеме находят место 1 остановки.

Остановка «Природа».

Эколог: — рассказывает о животном и растительном мире Сочи (несколько примеров)

-чтение стихотворения или загадки о природе

Задание детям: найти по описанию 3-4 дерева, растущих на территории детского сада или дать их описание.

Во время путешествия обратить внимание на тополь со скворечником, на котором вбиты гвозди и натянуты веревки для белья из соседнего дома, испорчен ствол дерева.

- Давайте-ка послушаем, что расскажет нам тополь. Смотрите, вот на веточке лежит его письмо. Я вам его прочту.

«Я очень рад вашему приходу. Погладьте мой ствол – я так люблю ласку и заботу. Злые люди били меня молотком, вогнали гвозди. Мне бывает и обидно и больно, когда так обращаются со мной. Но вы, я вижу, добрые и заботливые, любите все живое. Я обязательно приму скворцов или других птиц в тот скворечник, который вы мне подарили».

Воспитатель: — В апреле, в апреле

Скворцы прилетят.

Скворечня у нас под окном.
Одна лишь скворечня,
А радостью вешней
Огромный наполнится дом!

- Спасибо, мои славные путешественники за добрые слова и ласку. Счастливого пути!

(слова тополя заранее написать в виде письма и оставить у ствола дерева или на ветке)

Продолжаем путь по карте-схеме к следующей остановке.

Остановка 2 (у платана)

Эколог: — Вспомните, ребята, а у нас в лесу все ли так хорошо? Если бы у

природы была книга жалоб — вот что бы она написала:

читает жалобы деревьев:

- не ломайте наших веток – это наши руки, не портите ствол – это наше тело, не рвите листочки – это лицо и красота наша. Берегите нас! Сажайте нас!

Жалобы насекомых и червячков

- не убивайте полезных насекомых, не сажайте нас в коробочки и банки, отпустите нас на волю! Мы больше принесем пользы. Мы, дождевые червяку – друзья ваши, потому что съедаем гнилые листья, рыхлим почву. Не давайте нас в обиду и не бойтесь!

Жалобы птиц:

- злые мальчишки с рогатками обижают и пугают нас. Помогите нам! Ведь мы ваши друзья! И тогда и лес, и сад, и луг, и поле, и площадка детского сада заполнится нашим многоголосьем.

Жалобы растений:

-не рвите нас охапками, не вытаптывайте! Любуйтесь нами!

Эколог:

-- Чем же мы можем помочь нашей природе? Своей теплотой и заботой о ней. Никогда не забывайте, что без природы человек не сможет существовать.

- всегда надо помнить, что мы являемся частью природы. Давайте еще раз вспомним, как вести себя в природе.

Работа с карточками-моделями.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь снова в путь! Там нас ждут новые приключения!

- Люди, которые любят путешествия, умеют ориентироваться не только по карте, но и по местным признакам. Вот какие признаки вы знаете? (можно ориентироваться по стволу дерева, по полярной звезде, пеньку, камне, поросшим мхом…) предложить найти какой-нибудь из них на участке детского сада.

- Да, я вижу, с вами можно смело отправляться в путешествие и следующая остановка нас ждет в пути!

Остановка 3

«Узнай погоду»

-Присаживайтесь на скамейки. Немного отдохните. В нашем городе много достопримечательностей, туристов. И когда путешественники собираются в поход, всегда ждут хорошей погоды. Наблюдательные люди на протяжении многих лет учились распознавать признаки хорошей, ясной погоды. Давайте и мы с вами вспомним некоторые из них..

Ответы детей:

- дым от костра стремится в небо

-мошки вьются кучно

-в тучах прорезываются «кусочки» голубого неба.

-птицы летают высоко

Вспомнить поговорку «Если чайка села в воду — жди хорошую погоду. Чайка ходит по песку- моряку сулит тоску»

Эколог:

- а сейчас я вас познакомлю с признаками ненастной и пасмурной погоды:

-кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах

-днем ясно, а к вечеру облачность увеличивается

-вечером теплее, чем утром

-дым от костра стелется над землей

-солнце садится в тучу

-соль становится влажной

Воспитатель:

- Спасибо! Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Мы сегодня узнали много нового о нашей Хосте. Следующее путешествие мы совершим в музей природы.

Во второй половине дня предложить зарисовать свои впечатления.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год