Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Краеведческая работа с дошкольниками как форма патриотического воспитания. Из опыта работы.
Патриотизм детям
Автор: Люфт Елена Юрьевна   
05.07.2013 08:40

Краеведческая работа с дошкольниками как форма патриотического воспитания. Из опыта работы.Люфт Елена Юрьевна
Воспитатель высшей категории МБДОУ № 95, г.Красноярск

Приоритетным направлением работы воспитателей нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной. При отборе содержания знаний мы исходим из учёта требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.


Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Основными задачами, которые решаются в ходе наших занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются:
- расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;
- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;
- развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;
- формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.
Основными формами нашей работы по  ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являютсяпознавательные занятия, экскурсии, целевые прогулки, которые мы чаще используем при ознакомлении дошкольников с родным городом. Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране. А так же мы проводим занятия в форме игры.  Они очень интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.
Для получения краеведческой информации мы используем следующие источники:
периодическую печать (газеты, журналы);
художественную литературу;
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
материалы статистики;
устные свидетельства старожилов.
Основными принципами краеведческой работы считаем:
системный подход;
предельную достоверность фактов;
синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста).
Конечным результатом нашей краеведческой работы считаем создание в каждой группе мини-музея, основными задачами которого является:
формирование чувственного, эмоционально-действенного отношения к родному городу;
расширение представления у детей о достопримечательностях города и края;
формирование у детей чувства принадлежности к определенной культуре;
помощь ребенку в  правильном ориентировании в работе с предметами материальной культуры, в изучении их истории происхождения и технического развития;
формирование устойчивой потребности общения с музеем, развитие основы музейной культуры;
воспитание в детях чувства достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край Осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Мы считаем, что работа с мини-музеем также способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Исходя из опыта и результатов нашей работы, можем с уверенностью сказать, что создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества нашего дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству детей с бытом и культурой края была бы неполной без участия родителей. Они являются нашими помощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Кроме этого мы пополняем музей видеоматериалами. Поэтому перед отпуском мы даём домашнее задание родителям отснять старинные украшения домов, праздники в деревнях и селах, а также привозить старинные вещи и предметы.Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего  народа, города и края.
Тематика музейных экспозиций может быть различной, вот некоторые темы которые используют воспитатели нашего детского сада
«История возникновения города Красноярска»;
«Старый-новый город» (фото - и видео-материалы);
«Природа нашего края»;
«Красная книга нашего края»;
«Гордость нашего города и  края» (Герои ВОВ);
«Семейные реликвии»;
«Семейный музей»;
«В мире старинных вещей» и т. д.
Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проективного метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение анализировать собранный материал, заинтересованность в конечном результате. Вот некоторые темы  проектов разработанных и реализованных нашими педагогами:
«Мир животных нашего края» (макет);
«Мир растений нашего края» (фото-коллаж);
«Красноярские Столбы» (фотовыставка);
«В мире старинных вещей» (экспозиция);
«Ими гордится наша семья» (экспозиция);
«Достопримечательности нашего города» (презентация) и т. д.
Предлагаемая  тематика способствует постепенному, последовательному расширению и углублению знаний детей, формированию эмоционально – положительного отношения к полученным знаниям.
Наш многолетний опыт убеждает, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Такая необходимость продиктована духовно-нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда - это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить. Задача воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом.
В связи с этим  у нас работает «Школа экскурсоводов», где дети обучаются искусству описательного повествования, проводятся экскурсии по экспозициям мини-музеев, презентации детских работ, оформления игровых помещений и т. д. Руководство ДОУ и воспитатели организуют выходы в музеи города, а также посещение семей воспитанников,  с целью ознакомления с семейными мини-музеями. Проводятся викторины с использованием информационных и мультимедийных технологий.
Практика показывает, что только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства патриотизма. Сила воздействия этих мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям  любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях  нашего детского сада, дошкольники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. И если ребенок, с детства, будет бережно, относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

 


Используемая литература:

1.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», 2003г.
2.Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
3.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
4.Г.А Ковалева. «Воспитание маленького гражданина», М.: 2004 г.
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт- Петербург, издательство «Детство-Пресс». 2006

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год