Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности»
Логопедия
Автор: Максименко О.Л. Стародынова Т.В   
25.10.2021 13:44

Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности»Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности»

  • Учитель-логопед Максименко О.Л.
  • Педагог-психолог Стародынова Т.В

МАДОУ «Детский сад № 25 компенсирующего вида»

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Психические процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию.

Задача специальной педагогики и психологии состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т.е. всей компенсирующей системы.

 

При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением психических процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и ограничивается овладение социальным опытом.

По итогам психодиагностики, у большинства детей с нарушением зрения интеллектуальное развитие не соответствовало возрастным нормам. Также у некоторых воспитанников наблюдались трудности в эмоциональной сфере (повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость в поведении).

Мониторинг речевого развития выявил недостатки в понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Кроме того, у детей наблюдались отклонения двигательной сферы: быстроты, точности, координации, темпа движений, соразмерность двигательных актов и др.

В поисках наиболее эффективных путей коррекции психоэмоциональных и речевых нарушений мы решили разработать проект на основе техники цветотерапии. Проект предусматривает взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Вид проекта: познавательно-речевой, комплексный.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Актуальность проекта:

Как известно, цветовосприятие стимулирует речевое развитие и влияет на психоэмоциональное состояние детей. Мы предположили, что при использовании элементов цветотерапии коррекционная работа поможет в становлении развития психических функций, повысит интерес детей к занятиям и будет способствовать их речевому развитию. Поскольку среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций, то проявление нарушений цветового зрения предполагал учёт индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки зрения.

Новизна

Система коррекционной работы по развитию и коррекции речи строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений.

Проект «Разноцветный мир» направлен на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекция речи, гармонизация эмоционального состояния.

В ходе реализации проекта мы выделили две главные цели в работе:

  • Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
  • Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий при организации совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога.

Основными задачами цикла, которые мы ставили перед собой, работая с детьми, являлись:

  • Развивать познавательно-речевую активность
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения
  • Использовать продуктивную деятельность
  • Расширять кругозор детей
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления
  • Развивать уверенность в себе
  • Гармонизировать эмоциональное состояние

- Способствовать сплочению детского коллектива.

Формы и методы реализации интегрированных коррекционно-развивающих занятий:

  1. Приветствие — создание положительного эмоционального настроя, мотивационной установки.
  2. Беседа, проблемная ситуация, поисковая деятельность, иллюстрации,

картины, презентации, художественное слово, музыкальное сопровождение.

3. Упражнения на развитие фонематической стороны речи.

4. Лексико-грамматические игры (практика развития познавательных

процессов).

5. Физкультминутка (пальчиковая и зрительная гимнастики, координация речи с движением).

6. Продуктивная деятельность (вырезание из бумаги, рисование с использованием шаблонов, выкладывание контура предметов при помощи разноцветной проволоки, использование конструктора, песка, применение техники монотипии и других видов работ).

7. Психогимнастика, релаксация (упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжений).

8. Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, коррекцию тревожности, страхов, агрессивного поведения.

9. Рефлексия

План реализации проекта:

Подготовительный этап: информационно – организационный (накопительный)

- Подбор методической, справочной и практической литературы по выбранной тематике проекта с целью накопления знаний и поиска материала

- Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно-образовательного процесса

- Разработка конспектов, игр и игровых обучающих ситуаций, интеграции различных видов деятельности по проекту

Содержательно-практический этап (основной) этап:

Совместная деятельность коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми:

  • расширение представлений детей о мире
  • игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи
  • задания, направленные на обучение умения ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать
  • задания на развитие фантазии и творческого воображения
  • игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение)
  • игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы

- игры и упражнения, направленные на обучение навыкам релаксации и психогимнастики.

Заключительный этап:

- Итоговое занятие

- Презентация проекта

Ожидаемые результаты

Целенаправленное и системное развитие познавательно-речевой сферы посредством использования цветотерапии позволит не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние детей, но и повысить эффективность исправления речевых нарушений, а также будет способствовать обеспечению высокого уровня формирования целевых ориентиров дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
  2. Былино М.В., Томукевич О.Т. Разноцветный мир. Беларусь, 2019.
  3. Голубец О.Д., Жиличкина М.Ю. Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2020
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.
  5. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В. А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006 – 320с.
  6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005г.
  7. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.
  8. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2013.
  9. Харченко Т.А. Мой разноцветный мир. М.: Учитель, 2019.
  10. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями /Логопед в детском саду, 2008 — 8 33с.
  11. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. /Под ред. Н.Я. Большуновой; Сост.: Н.Ф. Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан» – Бердск, 1998. – 8с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год