Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Осенние мотивы»
Праздник осени
Автор: Шитова Елена Ивановна   
09.02.2020 15:36

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Осенние мотивы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Осенние мотивы»

Выполнила: Шитова Елена Ивановна, воспитатель I категории МАДОУ «Детский сад №6 «Лукоморье» г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию «Осенние мотивы» имеет социально-коммуникативное направление. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы:

  • проблемно — мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД)
  • словесный (беседа об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, использование художественного слова, чтение художественной литературы, чтение произведений русского фольклора, пояснения, указания, объяснение)
  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций об осени, рассматривание картин русских художников, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, просмотр кинозарисовок о разных периодах осени, использование ИКТ).

Непосредственно — образовательная деятельность включает в себя три части: вводную, основную, заключительную.

Скачать конспект

Целью вводной части являлось создание положительного эмоционального настроя, развёртывание образовательной деятельности. Создание проблемной ситуации способствовало постановки детьми цели на разрешение проблемы в течении всей НОД. Основная часть НОД — направленна на самостоятельную умственную и практическую деятельность. Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, способствовало повторению пройденного и восприятию новых знаний об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, подвело воспитанников к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки), самостоятельной изобразительной деятельности при оформлении коллажа: «Осенние мотивы». В заключительной части НОД через метод анализа успешности и разрешение поставленной детьми цели: помочь детям из Индии понять, какая у нас осень, сезонные изменения в природе, что происходит в начале осени, в середине и в конце, был подведён итог занятия.

Длительность НОД соответствует для детей подготовительной к школе группы — 30 мин. Количество НОД по ознакомлению с природой -1 занятие в неделю. Согласно требованиям СанПин при организации совместной деятельности осуществлялась смена динамических поз (стоя и сидя на ковре, стоя и сидя за столами). Контроль реализации цели и оценка деятельности воспитанников осуществлялась на протяжении всей образовательной деятельности методом наблюдения и словесными высказываниями. Время в каждой части непосредственно-образовательной деятельности было распределено рационально.

Цель: Развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Программное содержание:

  1. Систематизировать и обогащать знания детей об осени и сезонных изменениях каждого периода сезона.
  2. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
  3. Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна.
  4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
  • побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т. д.).
  • продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями.
  • побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения.

5. Формировать умения аргументированно отвечать на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас детей.

6. Развивать художественный вкус, цветовосприятие.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения прислушиваться к мнению других, давать возможность друг другу высказываться.

Предварительная работа: беседа об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, чтение художественной литературы, чтение и заучивание произведения русского фольклора: потешки, загадки, считалки, заклички, рассматривание иллюстраций об осени, рассматривание пейзажей русских художников, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, использование ИКТ: просмотр кинозарисовок, слайдов о разных периодах осени, просмотр видеофильмов, дидактические игры: «Времена года», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», «Круглый год», составление проектов совместно с родителями «Осень в нашем городе», «Здравствуй осень золотая».

Материал и оборудование: ИКТ проектор, мнемотаблица, глобус, карта, телеграмма, дидактический иллюстрированный материал «Осень», картинки об осени, волшебный ларец (фанты – листики с заданиями, цвета которых характеризуют периоды осени: зеленый – начало, желтый – середина, коричневый – поздняя осень, конец), бумага, фломастеры, цв. карандаши, восковые мелки, пастель, краски.

Ход занятия

1. Вводная беседа:

- Ребята, сегодня пришла телеграмма. Хотите узнать от кого она? Телеграмма от детей из Индии с просьбой:

«Мы получили в подарок книгу «Русское народное творчество». Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень».

2. Постановка проблемы

-Дети из Индии хотят узнать, какая у нас осень. (что происходит осенью с природой; какая бывает осень: ранняя, середина осени, поздняя осень. Что происходит в этот период осени).

-Ребята, Вы хотите помочь детям из Индии и выполнить их просьбу?

- «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?».

3. Основная часть Обсуждение проблемы: дети предлагают придумать сказки, стихи, потешки, нарисовать рисунки. (воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа – создание коллажа.

- Как мы передадим образ осени? (можно создать портреты – коллажи каждого периода осени).

- Создается графический план занятия: педагог вместе с детьми определяет, как можно изобразить символами каждый из пунктов плана. Дети совместно с педагогом составляют схематический план, в котором отражают последовательность работы по выполнению своих действий:

  1. Карта, глобус (климатические условия Индии и России).
  2. Деревья, растения осенью (то есть перечисляют признаки осени у нас в России, бывает ли в Индии такая же осень, как у нас).
  3. Карандаши (рисование в подгруппах – выбор кто, какой период осени будет рисовать).
  4. Волшебный ларец (фанты – листики с заданиями: лист березы – загадки, лист клена – стихи, лист дуба – заклички, лист рябины – считалки).
  5. Презентация коллажа «Наша русская осень» (детские высказывания записываются на диктофон).
  6. Посылка для детей Индии (три коллажа рисунков — три периода осени, словотворчество детей, которые педагог записывал, аудиозапись высказываний детей и песни в исполнении детей о России.).

а). Актуализация знаний: выявление знаний детей по теме — Беседа с детьми о странах: о России, об Индии.

- Рассматривание глобуса, карты. Воспитатель предлагает детям найти на карте, глобусе Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.

- Где находятся Индия?

- Какой климат? Почему?

- Почему там всегда тепло и вечнозеленая растительность?

- Почему в Индии так сильно греет солнце? Какая погода характерна для Индии? Бывает ли в Индии такая осень, как у нас? Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас, почему?

- Где находятся наша Россия?

- Какой климат? Почему?

- Почему происходит смена времен года? Что происходит с солнцем?

- Что происходит в природе в начале осени? (солнечно, тепло, поспевает урожай фруктов, овощей, ягод, грибов, овощей).

- Какие изменения в природе — в середине осени? (золотая осень «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный», листопад…).

- Какие характерные признаки у поздней осени? (день короче – ночь длиннее, птицы улетают на юг, холод, дожди, первые заморозки, выпадение снега, деревья сбросили всю листву).

- Дидактическая игра: «Какая она — Индия?» (жаркая, южная, теплая, дождливая, тропическая…), «Какая она Россия?» (золотая, волшебная, цветная, пестрая, разноцветная, снежная, холодная, морозная …).

- Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?

б). Выдвижение гипотез -Почему в жаркой Индии не бывает осени?

-Почему в нашей стране наступает осень?

в) Проверка решения -Используя глобус, карту, воспитатель обобщает ответы детей и подводит к пониманию: «Осень в нашей стране».

  • Рассматривая иллюстраций «Разноцветная осень», «Середина осени», «Поздняя осень» — обобщают знания о сезонных изменениях каждого периода осени.
  • Создание портрета-коллажа каждого периода осени (дети в подгруппах выполняют рисунки об осени, используя разные средства рисования).
  • Презентация коллажей «Портреты осени»: «Сентябринка», «Октябринка», «Ноябринушка» (запись на диктофон).
  • Словотворчество детей «Волшебный ларец» (фанты – листики с заданиями: лист березы – загадки, лист клена – стихи, лист дуба – заклички, лист рябины – считалки). Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта). Педагог записывает их на листиках, записывает на диктофон, крепит на коллажах.

Физ. минутка «Прогулка в осеннем лесу»

г). Введение в систему знаний

-Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что в Индии совсем нет осени.

- Какая погода характерна для Индии?

-Давайте вспомним, какая бывает осень у нас?

Воспитатель предлагает еще раз уточнить, характерные признаки каждого периода осени.

-Вы помогли детям Индии понять какая у нас осень? Вам удалось разрешить проблему и помочь детям?

4. Самостоятельная работа детей Работа группами, создание портретов – коллажей каждого периода осени: «Сентябринка», «Октябринка», «Ноябринушка», словотворчество детей: сочинение стихов, загадок, закличек, считалок.

5. Итог занятия

Рефлексия -Как вы думаете, мы помогли детям жаркой Индии узнать какая у нас бывает осень?

- Чем можно дополнить созданные вами образы? (песней об осени, о России, запись на диктофон).

-Какие трудности у Вас возникли при выполнении заданий?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что интересного вы узнали?

- Где можно применить эти знания?

-А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей жаркой Индии? Почему?

Дети с педагогом формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год