Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»
Занятия по теме "Осень"
Автор: Лисовец Татьяна Александровна   
08.03.2017 14:23

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы.

Оборудования: картинки с изображением осенних признаков, магнитная доска, мяч, осенние листы, фонограмма, веточки с прикрепленными листиками желтого и зеленого цвета на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребенка, оборудование для демонстрации опыта см. далее.

 

Скачать консепкт

Словарная работа: пронизывающий, неистовый, моросящий, колючий, хлорофилл, ксантофилл.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках на ковре

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие, сегодня вы сами расскажете мне о сезонном изменении в природе, а чтобы узнать о каком именно, отгадайте загадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я …
(ответы детей)

- Осень

Воспитатель: Правильно, это осень.

Воспитатель: Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

(ответы детей)

- Сентябрь, ноябрь, октябрь.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  1. Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.
  2. Птицы улетают в теплые края.
  3. Животные готовятся к зиме.
  4. Солнце светит, но не греет.
  5. Часто идет холодный дождь.
  6. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.
  7. В лесу появились грибы и ягоды.
  8. Люди собирают урожай.

Все ответы детей сопровождаются вывешиванием соответствующих картинок на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, вы назвали один признак осени: листья желтеют и опадают. Как называется явление, связанное с опаданием листьев?

(ответы детей)

- Листопад.

Воспитатель: Скажите, а почему листья опадают?

(ответы детей)

- Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают.

Воспитатель: А как вы думаете, какое явление помогает деревьям сбросить листву?

(ответы детей)

- Ветер.

Воспитатель: Давайте подумаем, каким может быть ветер осенью.

(ответы детей)

- Осенний, холодный, сильный, пронизывающий, неистовый и т.д.

Воспитатель: А хотите сами стать ветром и помочь деревьям? Тогда берите веточки с листочками, дуйте на них сначала легонько, а затем сильно и наблюдайте, что происходит.

Дети берут заранее заготовленные веточки с прикрепленными на них желтыми и зелеными листьями и дуют. Важно, чтобы зеленые листья держались крепко. Дети видят, что желтые листочки опали с веточек, а зеленые остались на них.

Воспитатель: Ребята, а почему зеленые листочки держатся на веточках?

(ответы детей)

- Потому, что к зеленым листикам вместе с водой еще поступают питательные вещества.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А вы знаете от чего листья зеленые? (здесь, дети обычно затрудняются с ответом). В листьях содержится птгиент, который называется хлорофилл. Это вещество помогает листикам в теплое время года поглощать солнечный свет, необходимый растениям для жизни. А осенью листья желтеют. Почему же это происходит мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы и закатать рукава.

Дети переходят за столы, на которых приготовлены гуашь, кисти и стаканчики с чистой водой и живые зеленые листья.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что осенью приходит невидимый волшебник и раскрашивает листья в желтый и красный цвет. Давайте представим, что мы волшебники и раскрасим листья.

Дети раскрашивают листья и демонстрируют свои действия. Работа производится под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какое явление, которое часто происходит осенью, мы можем наблюдать?

(ответы детей)

-Дождь.

Воспитатель: А каким может быть дождь осенью?

(ответы детей)

- Холодный, проливной, моросящий, колючий, сильный и т.д.

Воспитатель: А теперь представьте, что пошел дождь. Что произойдет с вашими покрашенными листьями?

(ответы детей)

- Вода смоет краску.

Воспитатель: Устройте дождь вашим листьям.

Дети окунают покрашенные листья в стаканчики с водой и наблюдают.

Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей)

- Дождь смывает краску, значит, листья осенью никто не красит.

Воспитатель: Если желтый пигмент не может находится снаружи листа, значит, он находится внутри него. И убедится в этом нам поможет лабораторный опыт.

Далее идет демонстрация опыта.

Лабораторный опыт «Получение спиртовой вытяжки пигментов из листьев и их разделение»

Цель опыта: получить спиртовую вытяжку пигментов, показывающую детям, почему листья осенью меняют цвет. Прививать навыки практической работы.

Материалы: зелёные листья, вода, этиловый спирт, бензин.

Оборудование: ножницы, ступки с пестиками, штатив с пробирками, фильтровальная бумага, стакан, пипетка.

Порядок работы

  1. Лист растения мелко нарезается в чистую ступку. Тщательно растереть пестиком в однородную массу. Затем в ступку добавляется 1/2 см3 спирта и снова тщательно растереть. (Обратить внимание детей на то, что бесцветный спирт окрасился в зелёный цвет, т.е. хлорофилл, который имеет зелёный цвет, перешёл в спирт).
  2. Полученную вытяжку пигментов фильтруем через фильтровальную бумагу в пробирку.
  3. Разделим пигменты вытяжки. Для этого к 1-2 см3 вытяжки добавляем 1,5 объёма бензина и 2-3 капли воды. Пробирку хорошо встряхиваем и ждём.

Через 1-2 минуты хорошо становятся заметны два слоя – вверху бензиновый слой, внизу спиртовой. Верхний бензиновый слой становится зелёным, т.е. в бензин перешёл хлорофилл. Нижний спиртовой слой стал жёлтым. В спирте остался ксантофилл.

Вывод: в зелёном листе присутствуют хлорофилл – зеленого цвета и ксантофилл – жёлтого цвета.

Воспитатель: Итак, исходя из проделанного опыта, мы убедились, что в зеленом листе есть и зеленый пигмент, как он называется? (ответы детей) и желтый – ксантофилл, который появляется в листьях тогда, когда становится холоднее и растениям не хватает солнечного света.

Итог занятия

Игра «Подбери действие»

Воспитатель: Ребята, в начале занятия вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. (дети идут на ковёр). Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают на юг.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

От чего желтеют листья – От того что в них присутствует два пигмента: хлорофилл и ксантофилл.

Воспитатель: Молодцы, давайте поаплодируем себе за успешное занятие, до свидания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 56» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.О НАЛЬЧИК

Подготовил: Лисовец Татьяна Александровна Воспитатель

2016г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год