Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»
Занятия по теме "Осень"
Автор: Лисовец Татьяна Александровна   
08.03.2017 14:23

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы.

Оборудования: картинки с изображением осенних признаков, магнитная доска, мяч, осенние листы, фонограмма, веточки с прикрепленными листиками желтого и зеленого цвета на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребенка, оборудование для демонстрации опыта см. далее.

 

Скачать консепкт

Словарная работа: пронизывающий, неистовый, моросящий, колючий, хлорофилл, ксантофилл.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках на ковре

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие, сегодня вы сами расскажете мне о сезонном изменении в природе, а чтобы узнать о каком именно, отгадайте загадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я …
(ответы детей)

- Осень

Воспитатель: Правильно, это осень.

Воспитатель: Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

(ответы детей)

- Сентябрь, ноябрь, октябрь.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  1. Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.
  2. Птицы улетают в теплые края.
  3. Животные готовятся к зиме.
  4. Солнце светит, но не греет.
  5. Часто идет холодный дождь.
  6. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.
  7. В лесу появились грибы и ягоды.
  8. Люди собирают урожай.

Все ответы детей сопровождаются вывешиванием соответствующих картинок на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, вы назвали один признак осени: листья желтеют и опадают. Как называется явление, связанное с опаданием листьев?

(ответы детей)

- Листопад.

Воспитатель: Скажите, а почему листья опадают?

(ответы детей)

- Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают.

Воспитатель: А как вы думаете, какое явление помогает деревьям сбросить листву?

(ответы детей)

- Ветер.

Воспитатель: Давайте подумаем, каким может быть ветер осенью.

(ответы детей)

- Осенний, холодный, сильный, пронизывающий, неистовый и т.д.

Воспитатель: А хотите сами стать ветром и помочь деревьям? Тогда берите веточки с листочками, дуйте на них сначала легонько, а затем сильно и наблюдайте, что происходит.

Дети берут заранее заготовленные веточки с прикрепленными на них желтыми и зелеными листьями и дуют. Важно, чтобы зеленые листья держались крепко. Дети видят, что желтые листочки опали с веточек, а зеленые остались на них.

Воспитатель: Ребята, а почему зеленые листочки держатся на веточках?

(ответы детей)

- Потому, что к зеленым листикам вместе с водой еще поступают питательные вещества.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А вы знаете от чего листья зеленые? (здесь, дети обычно затрудняются с ответом). В листьях содержится птгиент, который называется хлорофилл. Это вещество помогает листикам в теплое время года поглощать солнечный свет, необходимый растениям для жизни. А осенью листья желтеют. Почему же это происходит мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы и закатать рукава.

Дети переходят за столы, на которых приготовлены гуашь, кисти и стаканчики с чистой водой и живые зеленые листья.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что осенью приходит невидимый волшебник и раскрашивает листья в желтый и красный цвет. Давайте представим, что мы волшебники и раскрасим листья.

Дети раскрашивают листья и демонстрируют свои действия. Работа производится под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какое явление, которое часто происходит осенью, мы можем наблюдать?

(ответы детей)

-Дождь.

Воспитатель: А каким может быть дождь осенью?

(ответы детей)

- Холодный, проливной, моросящий, колючий, сильный и т.д.

Воспитатель: А теперь представьте, что пошел дождь. Что произойдет с вашими покрашенными листьями?

(ответы детей)

- Вода смоет краску.

Воспитатель: Устройте дождь вашим листьям.

Дети окунают покрашенные листья в стаканчики с водой и наблюдают.

Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей)

- Дождь смывает краску, значит, листья осенью никто не красит.

Воспитатель: Если желтый пигмент не может находится снаружи листа, значит, он находится внутри него. И убедится в этом нам поможет лабораторный опыт.

Далее идет демонстрация опыта.

Лабораторный опыт «Получение спиртовой вытяжки пигментов из листьев и их разделение»

Цель опыта: получить спиртовую вытяжку пигментов, показывающую детям, почему листья осенью меняют цвет. Прививать навыки практической работы.

Материалы: зелёные листья, вода, этиловый спирт, бензин.

Оборудование: ножницы, ступки с пестиками, штатив с пробирками, фильтровальная бумага, стакан, пипетка.

Порядок работы

  1. Лист растения мелко нарезается в чистую ступку. Тщательно растереть пестиком в однородную массу. Затем в ступку добавляется 1/2 см3 спирта и снова тщательно растереть. (Обратить внимание детей на то, что бесцветный спирт окрасился в зелёный цвет, т.е. хлорофилл, который имеет зелёный цвет, перешёл в спирт).
  2. Полученную вытяжку пигментов фильтруем через фильтровальную бумагу в пробирку.
  3. Разделим пигменты вытяжки. Для этого к 1-2 см3 вытяжки добавляем 1,5 объёма бензина и 2-3 капли воды. Пробирку хорошо встряхиваем и ждём.

Через 1-2 минуты хорошо становятся заметны два слоя – вверху бензиновый слой, внизу спиртовой. Верхний бензиновый слой становится зелёным, т.е. в бензин перешёл хлорофилл. Нижний спиртовой слой стал жёлтым. В спирте остался ксантофилл.

Вывод: в зелёном листе присутствуют хлорофилл – зеленого цвета и ксантофилл – жёлтого цвета.

Воспитатель: Итак, исходя из проделанного опыта, мы убедились, что в зеленом листе есть и зеленый пигмент, как он называется? (ответы детей) и желтый – ксантофилл, который появляется в листьях тогда, когда становится холоднее и растениям не хватает солнечного света.

Итог занятия

Игра «Подбери действие»

Воспитатель: Ребята, в начале занятия вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. (дети идут на ковёр). Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают на юг.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

От чего желтеют листья – От того что в них присутствует два пигмента: хлорофилл и ксантофилл.

Воспитатель: Молодцы, давайте поаплодируем себе за успешное занятие, до свидания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 56» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.О НАЛЬЧИК

Подготовил: Лисовец Татьяна Александровна Воспитатель

2016г.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год
Скачать Номер 10(22) за 2011 год
Скачать Номер 11(23) за 2011 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год