Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экологический проект «Золотая осень»
Занятия по теме "Осень"
Автор: Архипова Светлана Юрьевна   
23.09.2020 21:25

Экологический проект «Золотая осень»Экологический проект «Золотая осень»

Выполнил: воспитатель: Архипова Светлана Юрьевна МБДОУ «детский сад № 44» г. Уссурийск 2020 г

Паспорт проекта: Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательно — творческий.

Длительность проекта: краткосрочный — срочный (две недели).

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Целевая аудитория: 3-4 года

Место проведения: групповая комната, участок детского сада.

Форма проведения: игровая.

 

Скачать проект

Актуальность:

В наше время актуальна проблема экологического образования детей. Формирование у дошкольника потребности ознакомления с природой, как неиссякаемого источника духовного общения, системы ценностных отношений к природе. Бесконечно разнообразный мир природы развивает у детей познавательный интерес, любознательность, наблюдательность. Важна экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, участие детей в природоохранительной и экологической деятельности.

Необходимо ввести дошкольника в мир природы, сформировать представления об объектах природы и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы родного края, заботливое отношение к ней.

Золотая осень – это благодатный период для созревания урожая. На полях и огородах идёт уборка овощных культур; а в садах собирают ягоды и фрукты. Важно сохранить дары осени на много месяцев вперёд. Заготовить урожай в хранилища. Сделать консервацию в виде солений и компотов и варения. Щедрая осень будет кормить весь год людей.

Осенью происходит ознакомление дошкольника с природными явлениями, их взаимосвязью: понижение температуры приводит к расцвечиванию листьев у растений: птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту; насекомые появляются реже и на солнечной стороне; звери: медведи и барсуки нагуливают жир для зимней спячки.

Дошкольник постепенно познаёт мир. Как он будет относиться к окружающему миру природы. Какие добрые чувства смогут поселиться у него в сердце. Какие он приобретёт знания и умения для того, чтобы стать бережливым хозяином, осознающим себя частицей экологической системы. В этом состоит задача педагогов, родителей. Следует показать детям красоту окружающей природы в осенние время года, сформировать представление о её сезонных явлениях, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; подвести к осознанию единства человека и природы.

Проблема.

Младшие дошкольники в связи со своей возрастной особенностью не имеют необходимых знаний и опыта об осени, времени года. У детей не достаточно сформировано понятие ценности природы, умение наблюдать за ней, дружить с природой, сохранять и любить её.

Недостаточное знание родителями природоохранных правил в лесной зоне.

Особенно осенью Уссурийская тайга осенью, не только красива ( «в багрец и золото, одетые леса»), но изобильна и щедра на урожай: кедровых орехов, лимонника, женьшеня, ягод, грибов. Неосторожная деятельность человека с огнём, оставление мусора во время отдыха приводит к пожароопасной обстановке в лесу. Крайне необходимо довести до дошкольников проблему взаимоотношениями людей и природы. Сформировать детско-родительские отношения в желании уважать природу, быть аккуратными с ней, ответственными за природу.

Цель:

формирование представления у детей об осени, как времени года, её периоде золотая осень; природных явлениях их взаимосвязи. Обогащение знаний по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы».

Задачи:

Образовательные:

  • формировать элементарные естественно — научные знания и экологические представления детей;
  • способствовать накоплению представлений у детей о ярких заметных осенних изменениях в неживой природе, в мире растений и животных;
  • знакомить с признаками осени;
  • расширять знания о состоянии погоды;
  • о сезонных изменениях в одежде людей;
  • формировать умение устанавливать взаимосвязь между явлениями природы осенью.
  • поддерживать детскую инициативу, любознательности в разных видах деятельности: игровой, познавательной, изобразительной, двигательной и др.;
  • создать гармоничное проектирование развивающей предметно-пространственной среды;

Развивающие:

  • развивать и направлять познавательный интерес;
  • направлять личностное развитие;
  • любознательность;
  • пытливость;
  • умение замечать приметы осенней природы;
  • наглядно — образное мышление;
  • связную речь;
  • формировать умение задавать вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать:
  • деятельную любовь к природе родного края, её разнообразной красоте особенно в период золотой осени;
  • коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность,

аккуратность в работе с природным материалом;

  • нетерпимо относится к порче растений и уничтожению животных.

Средства решения задач:

  • использование научно — методической литературы;
  • изучение передового опыта;
  • диагностика детей;
  • игры, упражнения, задания;
  • подгрупповая и индивидуальная непрерывная образовательная деятельность;
  • работа с родителями.

Методы и приёмы

Словесные методы:

  • анализ выполнения работ;
  • объяснение способов действия;
  • предъявление наглядных пособий;
  • использование художественного слова.

Практические методы:

  • наблюдения;
  • экскурсия
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • обучение способам и приёмам инновационных техник в художественном творчестве.

Игровые методы:

  • сюрпризный момент,
  • игровые ситуации;
  • подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки.

Формы работы при организации познавательной деятельности:

  • непрерывная образовательная деятельность;
  • беседы познавательного характера
  • экскурсия, наблюдение; прогулки, целевые прогулки;
  • сюжетная игра;
  • проблемные ситуации;
  • использование DVD для просмотра презентации «Золотая осень», слайдов.

Предполагаемый результат:

  • обогащение и расширение знания детей об осени, её признаках;
  • формирование представления об осенних изменениях природы и явлениях в природном мире;
  • формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками;
  • расширение словарного запаса детей;
  • развитие творческих способностей в продуктивной деятельности;
  • воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы;
  • пополнение природного материала (шишки, засушенные осенние листья, жёлуди, кора, веточки, овощи, фрукты) для развития творческого потенциала детей;
  • улучшение общей двигательной активности;
  • экскурсия по выставке в ДОУ «Осенняя фантазия»;
  • украшение групповой комнаты музыкального зала, фойе детского сада к утреннику, «Золотая осень».

Основные принципы работы педагога в процессе реализации проекта:

  • Создание благоприятных условий для ознакомления с характерными осенними изменениями в живой и неживой природе (в мире растений и животных) и явлениями общественной жизни (сбор урожая);
  • формирования чувства внутреннего желания любить природу, бережно относится к ней; ответственности и бережного отношения к природе;
  • формирование активного познавательного и творческого потенциала, ребёнка;
  • применение принципа систематичности, последовательности, вариативности в содержании и форме проведения деятельности;
  • повышение самооценки воспитанников, в процессе деятельности, положительное отношение к продуктам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью, тактичностью;
  • применение комплексного подхода при разработке непосредственно образовательной деятельности;
  • интеграция между образовательными областями;
  • использование наглядности;
  • применение принципа постепенности (от элементарных знаний, к более сложным знаниям);
  • применение принципа гуманистичности — индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, учитывая его личностные особенности, темперамент, интересы, возможности, коммуникабельность;
  • проявление уважения к личности ребенка, бережного отношения к сохранению его здоровья;
  • интеграция современных педагогических технологий: технологии моделирования, развивающих технологий, ИК — технологий;
  • стабильность, динамичность развивающей среды.

Условия успеха:

  • интерес дошкольников к содержанию деятельности;
  • доступный для возраста материал;
  • контроль степени активности взрослого;
  • благоприятные условия для развития познавательных способностей дошкольников;
  • доброжелательная атмосфера.

1. Подготовительный

Привлечение родителей в процесс реализации проекта.

  • Разработка новых механизмов взаимодействия с родителями в процессе совместной проектной деятельности;
  • обсуждение цели, задачи с детьми и родителям;
  • ознакомление родителей с проблемой ознакомления детей с создание необходимых условий для реализации проекта для формирования экологической культуры;
  • сплочение взаимодействия родителей, детей и педагогов:
  • помочь родителям и детям видеть проблему;
  • разработка и накопление методических материалов для решения проблемы;
  • изучение интернет – ресурсов;
  • создание предметно — развивающей среды;
  • подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (детские энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски);
  • подготовка информационного пространства (консультация для родителей, папка – передвижка)
  • подбор художественных произведений: стихотворений, потешек, сказок, рассказов, загадок, пословиц о времени года осени, овощах, фруктах, ягодах, грибах;
  • подбор дидактического и наглядного материла по теме проекта, разработка дидактических, подвижных пальчиковых игр;
  • выставка детского творчества;
  • создание презентации «Осенняя фантазия».

2 этап: Основной:

Совместная деятельность педагога с родителями:

  • Информирование для родителей в форме консультаций ( «Правила поведения на природе», «Здоровая и полезная пища для детей из овощей и фруктов»).
  • участие в муниципальном конкурсе «Золотая осень», в выставке в ДОУ «Осенняя фантазия»;
  • просмотр презентации «Осенняя фантазия»;
  • анкетирование родителей «Экологическое образование в семье».

Совместная деятельность родителей с детьми:

  • беседы родителей с детьми:

«Как научить ребёнка беречь природу», «Что происходит с насекомыми осенью», «Почему птицы улетают в тёплые страны»;

  • выполнение творческих заданий;
  • совместное творчество;
  • чтение художественной литературы на тему «Осень» в семье.

Перспективное планирование по реализации проекта

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция с другими образовательными областями:

  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно — эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, педагогом;
  • развитие положительной мотивации и личностной заинтересованности ребенка в происходящем;
  • воспитание инициативности, целеустремлённости в совместной коллективной деятельности;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
  • формирование навыков культурного поведения в детском саду;
  • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: ознакомление с овощами (фруктами). Формирование умения определять их на вкус.

Дидактическая игра «Что растёт на огороде?»

Цель:

Расширение знаний о многообразии овощных культурах, их полезных свойствах; формирование обобщения (овощи употребляют в пищу, их

выращивают на огороде, чтобы вырастить урожай, нужно ухаживать за овощами).

Метод: беседа.

Материал:

карточки с изображением овощей: помидор, огурец, капуста, лук, перец, репа, тыква, кабачок.

Организация:

В гости к ребятам приходит игрушка Дед (из сказки «Репка»).

Задаёт вопросы детям:

  • Покажите и назовите овощи. Какие любите?
  • Какие не любите, почему?
  • Где растут овощи?
  • Что нужно, что бы посадить овощи?
  • Как необходимо за ними ухаживать?
  • Что может произойти, если не ухаживать за овощами?
  • Овощи полезны, почему?

«Чьи детки на ветке?»

Цель:

обогащение представления детей о внешних признаках и свойствах плодов деревьев: клёна, дуба, ели, формирование сенсорных эталонов.

Дидактические игры:

«Четыре времени года»

Цель: расширение знания о временах года: зима, весна, лето, осень.

«Найди такой же цветок»;

Цель: ознакомление с растениями цветника. Формирование представления о внешних признаках цветущих растений, взаимосвязях (осенью с наступлением похолодания цветов становится меньше).

Дидактическая игра «Какой лист?»

Цель: расширение знаний об осенних явлениях – расцвечивание листьев и листопаде. Формирование умения различать по листьям деревья трёх пород, образовывать прилагательные.

Развивающая среда:

корзинка, осенние листья.

Ход игры:

Педагог подносит корзину с осенними листьями к каждому ребёнку, он достаёт листок и называет лист и с какого он дерева. Например: это лист с берёзы – он берёзовый лист.

Словесно – дидактические игры

  • «Назови, одним словом»;
  • «Варенье для медведя»;
  • «Угадай, с какого дерева лист»;

«Назови правильно»

  • — Салат из свеклы какой? (свекольный)
  • — Варенье из яблок какое? (яблочное)
  • — Сок из моркови какой? (морковный)
  • — Пюре из картофеля? (картофельное)

Словесно – дидактическая игра «Что это?»

Цель: формирование представления детей об объектах живой природы, и взаимосвязи сезонных явлений осенней природы.

Растение – это…

Дерево – это…

Кустарник – это…

Насекомое – это …

Клумба – это…

Семена – это…

Плоды — это…

Листья на дереве покраснели – это наступила…

Птицы улетают на юг – это наступила…

Сюжетно — ролевые игры:

  • «Магазин «Овощи и фрукты»,
  • «Семья»,
  • «Сварим овощной суп»
  • «Сделаем салаты из овощей (фруктов)»;

«Познавательное развитие»

Формирование элементарных естественно — научных и экологических представлений детей об осени, как времени года;

о многообразии и пользе овощей и фруктов;

об общественно — полезном труде (сбор урожая, заготовка его на зиму);

развитие у детей познавательного интереса к природе, к её осенним сезонным изменениям через формы проведения: наблюдения, экскурсии;

Развитие наблюдательности, эстетического видения природы;

Формирование разносторонне — ценностного, уважения к природе, экологической культуры поведения;

Воспитание любви к родному краю, стремления беречь еприроду.

Наблюдения на прогулах, на территории участка детского сада.

Цель:

формирование у детей умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Расширение представления детей о ярких осенних изменениях в неживой природе, мире растений и животном мире.

Наблюдение неживой природы.

Состояние погоды осенью.

Материал:

Набор карточек с изображением явлений неживой природы и разного состояния дерева берёзы, растущего на участке; кукла с одеждами для разной погоды дня.

1. Наблюдение за солнцем.

Педагог обращает внимание детей на небо. Просит найти на небе солнце, показывает облака. Даёт правильные словесные объяснения. Солнце светит ярко. Спрашивает у детей, жмурятся ли у них глаза, когда они смотрят на солнце? Педагог: солнце находится высоко в небе, на него смотреть трудно, оно ослепительно блестит.

2. Наблюдение за небом и солнцем.

Педагог обращает внимание детей на небо. Небо серое, покрыто всё облаками и тучами, может пойти дождь. Спрашивает, у детей есть ли на небе солнце? Объясняет, что солнце спрятано тучами и его сейчас не видно.

3. Наблюдение за небом, дождём из окна группы.

Педагог обращает внимание детей на небо. Небо – тёмное, всё в тучах, идёт дождь: вода капает, бьёт по стеклу.

Давайте, ребята, послушаем, как стучит дождь: кап, кап, кап. Давайте поиграем -постучим пальчиками по столу также как дождь: сначала тихо, затем сильнее, ещё сильнее.

Дождь идёт, и вода падает на деревья, кусты, дома заборы, и на наш участок. Дождь помоет тротуары и дорожки. Птицы и звери станут чистыми. В лесу вырастет много грибов. Дождь всем полезен!

Вернувшись с прогулки или после окончания наблюдения (из окна группы), педагог предлагает детям разложенные на столе картинки, с изображением явлений неживой природы и просит выбрать ту, на которой изображено явление, которое они наблюдали во время прогулки. Если дети затрудняются педагог, помогает им и ставит картинку в уголок природы.

Педагог вместе с ребятами одевает куклу Настю на прогулку. Педагог ставит куклу рядом с картинкой, что бы она погуляла.

Наблюдение живой природы.

4. Наблюдения за травой

Цель:

ознакомление с травой, её свойствами: растёт на земле, низкая — высокая, мягкая (её можно погладит, ласково назвать травушка — муравушка», зелёная. Осенью трава начинает желтеть и сохнуть.

Цель: знакомство с деревьями, их названием, внешними признаками, формировать представления об изменениях, происходящих с деревьями период золотой осени.

Деревья очень вырастают высокие, что бы увидеть верхушку дерева, нужно запрокинуть голову. На них много веток (больших и маленьких), много листьев; листья осенью изменяют свой цвет, становятся: жёлтыми, или красными, или оранжевыми. Листья опадают. Это явление называется листопад.

5. Наблюдения за деревом берёзой

Цель: формирование представления об основных частях дерева (ствол, ветви, листья). Развитие эстетического восприятия красоты осеннего дерева.

Ход наблюдения:

Педагог предлагает детям стать вокруг берёзы.

Просит назвать дерево. Дети называют дерево (берёза).

Педагог обращает внимание ребят на высоту дерева. Ребята запрокидывают голову, чтобы определить высоту берёзы — высокая берёза.

Рассматривание ствола. Ребята трогают ствол, гладят его руками.

Педагог: Ствол по толщине какой? Дети определяют – он тонкий (обхватывают кистями рук).

Педагог: Какого цвета? Дети: белого цвета с чёрными пятнами. Рассматривание веток. Педагог показывает ветви они — длинные, опускаются вниз и сгибаются. На длинных ветвях растут короткие ветки.

Педагог наклоняет ветвь дерева, и дети рассматривают листья, называют их цвет, количество, величину и форму листьев: зелёного и жёлтого цвета. Зелёных листьев мало, а жёлтых много. Листья есть большие и маленькие, имеют округлую форму, края с зубчиками.

Педагог предлагает ребятам полюбоваться берёзой красавицей. Она высокая, белоствольная, кудрявая.

Понаблюдать с детьми, как листья у берёзы блестят на солнышке словно золотые.

6. Наблюдение за листопадом.

Цель:

ознакомление с признаками осени, с явлением листопад;

развитие наблюдательности; эстетического наслаждения — умения

радоваться красоте природы, воспитание бережного отношения к объектам природы.

Ход наблюдения.

Педагог обращает внимание детей на опадающие с дерева листья, они отрываются с ветки, и летят, кружась под дуновением ветра, падают вниз, устилая землю. Полюбоваться красотой этого явления.

Чтение стихотворения «Листопад» О. Киселёва.

Листья жёлтые танцуют.

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад».

Подвести детей к понятию – листопад, это явление бывает только осенью.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год