Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия из цикла «Познавательно - речевое развитие» образовательная область «Коммуникация». Тема «Поговорим об осени» (старшая группа)
Занятия по теме "Осень"
Автор: Степаненко Лариса Александровна   
12.02.2015 11:23

Конспект занятия из цикла «Познавательно - речевое развитие» образовательная область «Коммуникация». Тема «Поговорим об осени» (старшая группа)Конспект занятия из цикла «Познавательно - речевое развитие» образовательная область «Коммуникация». Тема «Поговорим об осени» (старшая группа)
Автор: Степаненко Лариса Александровна, воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад «Родничок».
Алтайский край, с. Хабары, 2014г.
Программные задачи:
Закрепить представления детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать образность речи методом сравнения. Развивать творческое мышление средством ТРИЗ - педагогики (нахождение противоречий, эмпатия). Развивать наглядно — образное мышление способом использования план - схемы.
Оборудование. Иллюстрации с осенним временем года, витрина, Сравнилка, схемы, ёмкости для игры «Хорошо - плохо», вырезанные из бумаги листочки деревьев — жёлтые и коричневые, мяч, микрофон.
Ход занятия. Воспитатель:
Пусты поля,
Стынет земля,
День убывает Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Да, ребята, у осени своё рабочее расписание: первые месяцы тёплые, а последние - холодные. Солнышко меньше прогревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам.
Есть разные две осени. Одна - ранняя, это радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем осень. Поэт так сказал о ней:
Лес точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной...
Другая - поздняя, она грустная, с дождём и снегом, с тяжёлыми тучами, коротким днём.
Давайте, ребята, подберём много слов — определений к ранней осени. Осень какая? (бросаю мяч каждому ребёнку, повторяя вопрос).
Дети называют: золотая, весёлая, радостная, богатая, пышная, щедрая и
т.д.
Как ни хороша осенняя погода, а всё в природе готовится к осенним холодам.
В полдень дождь перестал И что белый пушок На осеннюю грязь Начал падать снежок...
Давайте дадим описание поздней осени. Она какая?
Дети: грустная, холодная, тоскливая, грязная, ветреная, пасмурная, скучная, голая и т. д.
Молодцы, много сказали об осени.
Сегодня к нам пришёл наш славный друг - мастер красивых сравнений. Кто?
Дети. Сравнилка. Он очень умный, внимательный и наблюдательный.
В корзинке у Сравнилки Сравнений миллион.
Сравнит вам что угодно И с чем угодно он.
Дети рассматривают, что принёс в корзинке Сравнилка и отвечают, что на что похоже, используя в своих ответах слова: как, как будто, похож (ёлочка, снежинка, лист, мухомор, божья коровка, груша, ёжик, снег, мороженое).
Воспитатель. Ребята, давайте с вами отправимся в осенний лес.
Динамическая пауза:
Мы пришли в осенний лес,
Сколько здесь вокруг чудес:
Справа ёлка в иголках стоит,
Слева берёзка на нас глядит.
Листочки над нами кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От кого —то убежал.
А вот лисонька крадётся,
Вдруг мышонок попадётся.
Серый волк тут рыщет,
Он себе добычу ищет.
А мы спрячемся сейчас,
Не найдёт никто тут нас.
В лесу красота и покой!
Не пора ли нам домой?
Воспитатель. Нет не пора. Выбегайте на полянку. Вокруг тишина и покой. Давайте послушаем тишину осеннего леса.
(Звучит тихая музыка, дети рассаживаются на ковре, закрывают глаза).
(Расставляю осенние композиции, репродукции картин)
-Ребята, почему не летают бабочки, жуки, не видно божьих коровок, комары не жужжат над головой?
Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях не доживают до зимы, погибают, таков срок их жизни. Майские жуки зарываются глубоко в землю; в сон впадают личинки и куколки бабочек, комаров, мух под корой, в сухих стебельках. Муравьи - в клубок и глубоко зарываются в землю.
-    А как ящерица, лягушка готовится к зиме? (Прячутся на дно в тине, заползает под пни, корни деревьев и засыпает).
-    Ёжик? (Делает гнездо из листочков, мха, травы под кучей веток и впадает в спячку).
-    Медведь, барсук? (Тоже впадают в зимнюю спячку).
Осенью в лесу нужно вести себя тихо, осторожно, чтобы не разбудить уже впавших в спячку зверей.
Но совсем по - другому готовятся к зимним холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку. Какие это звери? (Лиса, заяц, волк, лось, олень и др.) Всем им щедрая осень дарит тёплые, пушистые, красивые шубки. В них можно пережить морозы.
Пока мы с вами находимся в лесу, не слышим птичьих голосов. Почему?
(Птицы улетают в тёплые края. Это ласточки, скворцы, журавли, соловьи, лебеди. Это перелётные птицы. Они не могут зимовать у нас, потому, что питаются насекомыми и зимой нет для них пищи.)
-    Как мы называем птиц, которые остались на зимовку в наших краях?
(Это зимующие птицы: синица, сорока, ворона, воробей.)
-    Ребята, а как деревья к зиме готовятся?
(Они сбрасывают листву)
-    Давайте сейчас поиграем в игру «Превращалки».
-Раз, два, три - покружись и в деревья осеннего леса превратись!
(дети замирают в различных позах, имитируя дерево)
Воспитатель. Я - корреспондент «Лесной газеты», буду брать у вас интервью.
(подхожу к любому «дереву» и провожу беседу)
*    Здравствуй, ты какое дерево? Как ты себя чувствуешь в этот осенний денёк? У тебя совсем нет листочков, тебе их не жаль? С кем ты дружишь в эти осенние денёчки? О чём ты мечтаешь?
-    Я берёзка. Мне нравится прохладный осенний воздух. Сначала мне было жаль свои листочки, но теперь веточкам легко, а на них остались маленькие почки — в них прячутся новые листики. Ветерок прилетает поиграть со мной — покружиться в моих веточках.
-    А я - ёлочка. Я всегда зелёная. Мои старые иголочки осыпаются, на их месте вырастают новые, такие же зелёненькие. Дружу я с белкой и птицами, кормлю их своими семенами, они прячутся в моей хвое от непогоды.
-    Раз, два, три - покружись и в зверушек осеннего леса превратись!
*    Добрый день, белочка (зайчишка, ёжик, лисичка), остановись, задержись на минутку, поговори со мной. Ты куда спешишь? Как тебе живётся? О чём ты заботишься в этот осенний денёк?
-    Насушила я грибов, собрала орешки, жёлуди Н зимой всё пригодится. У меня в лесу кладовочка есть. Найду орех, в ямку зарою под деревом, ещё найду - в ту же ямку складываю. Много у меня таких кладовочек под разными деревьями, на всю зиму запасов хватит. А шубку я сменила на серенькую.
-    Раз, два, три - покружись и в ветерок ты превратись!
*    Здравствуй, ветер,
Ветер, здравствуй,
Ты куда летишь, вихрастый?
-    Я спешу в детский сад. Полетим, ребята - ветерки в нашу группу.
Воспитатель. Ну, вот вы снова — ребята.
Осень очень важный период года, вся природа трудится, ожидая зиму. Как же мы, люди готовимся к зиме? Давайте, послушаем (назвать ребёнка, которому
давалось домашнее задание), как их семья потрудилась этой осенью. А поможет ей схема. (Дети заранее знакомятся с тем, что каждое из изображений обозначает)
- Любите вы осеннее время года? Это мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Хорошо - плохо».
Перед вами разноцветные осенние листочки. Вы будете их собирать. В одну банку, начиная словами: «Осень - это хорошо...», а в другую: «Осень - это плохо...»
Дети складывают листочки, согласно своим словам.
Хорошо: красиво в лесу, много овощей и фруктов — это витамины, можно грибы собирать, в нашем саду много красивых цветов, мы с мамой огурцы собираем и маринуем, у меня осенью день рождения и т.д.
Плохо: холодно становится; ветрено; день короче — гуляем меньше; можно простыть, если одеться не по погоде; можно ноги промочить в луже; не видно, бабочек, стрекоз, кузнечиков; не слышно пения птиц, одежды много на прогулку надевать и т.д.
Воспитатель. Заканчивая нашу игру, мы с вами видим, что в обеих банках листочков поровну. Какой можно сделать вывод?
Дети. В осеннее время года много и хорошего и плохого.
Воспитатель. Да, ребята, вот такая разная осень, как и всё в природе — противоречивая.
За нашим окном погода — зимняя, но на календаре - осень - прекрасное время года!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год