Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование макетов в ДОУ, как инновационная технология познавательного развития дошкольников
Познание
Автор: Пастухова Людмила Ивановна   
03.10.2021 08:44

Использование макетов в ДОУ, как инновационная технология познавательного развития дошкольниковИспользование макетов в ДОУ, как инновационная технология познавательного развития дошкольников

Автор: Пастухова Людмила Ивановна Воспитатель, первая квалификационная категория МАДОУ «Детский сад № 48» Свердловская область г. Верхняя Пышма

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является макетирование.

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

 

Скачать конспект

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Я опиралась на опыт Надежды Александровны Коротковой, которая выделяет следующие виды макетов:

  • напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы
  • настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части
  • подиумным (на специальных подставках-подиумах)
  • настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина.

Использование игровых макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей:

  • Способствуют развитию речи детей. При работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.
  • Тесна связь использования макетов и ФЭМП. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
  • Большое значение макеты имеют в развитии детской игровой деятельности. Макет рассматривается детьми, как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, что содействует развитию у детей коммуникативной инициативы.
  • Огромную роль использование макетов играют в познавательном развитии детей. Использование макетов различной тематики повышают уровень любознательности и познавательного интереса.
  • Макеты создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
  • Макеты в художественно – эстетическом развитии помогаю детям выделять детали, цвет, фактуру.

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Педагог выделяет основные этапы работы по созданию и применению того или иного макета.

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

  • создаются условия для обогащения представлений у детей об окружающем мире.
  • развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность
  • формируются навыки правильного поведения в природе
  • воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

Используются такие формы работы с макетом, как:

  • познавательно – исследовательская деятельность
  • игровая деятельность
  • продуктивная деятельность

Методические приемы работы с макетом:

  • рассматривание
  • беседа
  • чтение художественной литературы
  • составление коротких рассказов
  • дидактические игры.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.

В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Макет является видом детской деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Дети обожают играть с этими макетами! Работа по изготовлению макетов трудоемкая, но очень интересная!

Представляю некоторые макеты, которые я изготовила для своих воспитанников. Они выполнены из различных материалов. Макеты многофункциональны и их применение в работе носит многоплановый характер, что дает возможность решать многие задачи.

  • Макет «На дорогах и улицах города». Макет представляет собой проезжую часть и части улицы. Содержит макеты зданий, машин. Он двусторонний. На обратной стороне

«парк», «улицы».

  • Макет «Водопад»
  • Макет «Африка»
  • Макет «Сад — огород»
  • Макет «Деревенское подворье»
  • Макет «Мир насекомых»
  • Макет «Антарктида»
  • Макет «Русская изба»
  • Макет «Круговорот воды в природе»
  • Макет «В мире динозавров»
  • Макет «Этажи леса»
  • Макет «Сказка на ковролине»

Таким образом, использование макетов в работе с детьми — одна из инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка. Я убеждена, что использование макетов в ДОУ займет достойное место в процессе познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Нищева // Детство – Пресс. – 2010.
  2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, — 2007.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 1997.
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, — 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год