Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной НОД по математике «Конференция юных астрономов» в подготовительной группе
Познание
Автор: Ковалева Светлана Николаевна   
12.02.2014 08:15

Конспект интегрированной НОД по математике  «Конференция юных астрономов»  в подготовительной группеПодготовила воспитатель I квалификационной категории Ковалева Светлана Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение №54 «Искорка», г. Набережные Челны, 11 февраля 2014г.

Тема: Итоговая НОД
Группа: подготовительная
Вид НОД: интегрированная НОД – «Познание» (формировании элементарных математических представлении)/ Формирование целостно картины мира
Цель: систематизация знаний детей о сложении и вычитании чисел, временных представлений, представлений о планетах солнечной системы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний прямого и обратного счета в пределах 20
- сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два при решении арифметических задач)
- формулирование арифметического действия и способ его выполнения
- систематизация знаний в названии месяцев, времен года, дней недели, времени суток
- проверить умение составлять целое из частей и называть каждую дробную часть; - учить решать логические задачи:
(интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация»
«Социализация»);
- уточнить представление детей о солнце, солнечной системе, планетах и космических объектах;
- активизировать словарь детей словами: планеты, Солнечная система, звезды, созвездия, Меркурий, Венера, Плутон, Марс. Юпитер, Земля. Луна

Развивающие:
- развивать личность ребенка: внимание, память, творческое воображение
- продолжать развивать способность к общению, взаимопониманию, критически оценивать свои знания
- развивать наглядно – действенное, наглядно-образное мышление, логическое  мышление через формирование операций логического мышления(сравнение, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).
(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация» «Коммуникация»);
- способствовать формированию  развития речи, умению аргументировать свои высказывания
-  расширить кругозор.
- развивать навыки познавательной деятельности
- продолжать выработку умения произвольного контроля своего поведения
(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация» «Коммуникация»);
- развитие межполушарного взаимодействия, крупной и мелкой моторики;
(интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»);

Воспитательные:
- формирование мотивов учения
- стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость
- воспитывать интерес к математическим занятиям
(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация» «Коммуникация»);

Интеграция  образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физкультура».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей  (Рената, Нурлан)
Используемые методы:
1.Словесные: астрономическая  считалка, беседа,  вопросы, доклад  «Планеты солнечной системы», словесные инструкции к играм, речевая  физминутка, анализ, индивидуальные ответы детей.
2.Практические:  дидактические игры - «Математический экзамен»,  «Планеты на орбите», «Часть и целое», «12 месяцев», «Придумай задачу по картине», «Веселые задачки», «Часики», «Волшебное дерево», «Молчанка»; логические задачи, ребусы, кинезиологическое  упражнение  - «Кулак-ребро-ладонь», слушание  «Космическая музыка», «Звуки  природы», оздоровительные игры-упражнения  «Рисуем солнышко», «Покорители космоса», электронная физминутка для глаз.
3.Наглядные: рассматривание  плаката «Планеты солнечной системы», картинок на решение задач, модель числовой прямой, «волшебного»  дерева на ковролине, картинок – ребусов, картинка для электронной  физминутки для глаз.
Длительность: 30 мин.
Схема рассаживания детей:
А) работа с раздаточным материалом    б) во время игр и релаксации
о о   о о   о о                                                              о     о     о    о
о                             о
о о   о о   о о                                                                                                                                         

Материал к занятию:
1.Демонстрационный: иллюстрация «Придумай задачу»,  модель числовой прямой, картинка – ребусы, цветные конверты с заданиями,  «волшебное» дерево на ковролине.   плакат   «Планеты солнечной системы»
2. Раздаточный: карточки-задания, цифры, знаки на каждого ребенка, «монитор», картинки  планет, карточки с часиками,  простой карандаш,  цветные карточки для самоанализа на каждого ребенка, пригласительные билеты, медаль участника конференции. - круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3) (Рис.6);

3.ТСО – аудиозаписи:
- «Космическая музыка»
- «Звуки природы»
- электронная  физминутка  для глаз.

Ход  НОД
(звучит космическая музыка)
В. Ребята,  в  нашу группу пришла телефонограмма. Вас приглашают на конференцию  юных астрономов. Вот  пригласительные  билеты (показывает билеты).
- Астрономия – это наука о … (о Вселенной, о строении и развитии космических тел).
В. Да, правильно, в частности, астрономия изучает Солнце, другие звёзды, планеты Солнечной системы и их спутники.
Мало найдется на земле людей, которые не замирали бы в восхищении перед величественной картиной звездного неба. Глядя на это сияющее и переливающееся великолепие, невольно задаешься вопросами: что там? Как устроены эти далекие миры? Есть ли там живые существа? На эти и на многие другие подобные вопросы отвечает наука  астрономия.
Астрономы изучают  Солнце, планеты Солнечной системы и их спутники, астероиды,  кометы, метеориты, межпланетное вещество; звёзды, туманности, межзвёздное вещество, галактики и многое другое.
- Конференция  - это … (крупное  собрание, совещание  для решения научных и других проблем).
Чтобы попасть на конференцию, надо  показать свои знания по математике. Астрономы должны очень хорошо знать математику, ведь им приходится иметь дело  не только со звездами и планетами, но и с цифрами и числами. Начинаем математический экзамен.
1.Игра  «Математический экзамен»
1.Цифра  – это (знак числа)
2.Соседи числа 7?
3.Обратный  количественный счет до 10?
4.Прямой количественный  счет до 10?
5.Сколько дней в неделе? (7)
6. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
7.Порядковый счет до 10?
8.Счет десятками?
9.Сравните числа, поставьте знаки «больше», «меньше», «равно».
10.Решите примеры на сложение и вычитание.
В.Игровое испытание для вас - игра «Молчанка».
2.Игра «Молчанка»
В.Эти числовые молчаливые звездочки предлагают вам поиграть в игру «Молчанка». Приготовьте  математические веера. Я буду молча показывать число, а вы будете  молча прибавлять или вычитать число, которое показывает звездочка и найти ответ на математическом веере. Будьте внимательны.
(воспитатель показывает число, дети делают действие вычитания или сложения в зависимости от знака на числовой звездочке).
Молодцы. Проходите  в  зал заседаний. Прошу занять места. У нас очень большая программа, мы должны много успеть, поэтому надо сидеть тихо, не отвлекаться, выполнять все  быстро, слушать внимательно задания.
Приглашаю первого докладчика – это  юный кандидат астрономических наук Якушина Полина.
3.Первый  доклад «Планеты солнечной системы»
Реб. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Планеты  не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите. Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. За земной год Меркурий успевает обежать вокруг Солнца четыре раза. Вторая от Солнца планета – Венера. Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива. Земля - единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей - воздух, вода. Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Спасибо за внимание.

В.Спасибо за доклад.
4. Беседа воспитателя «Цветные планеты»
В. Развитие астрономической науки и техники позволило  увидеть цвета планет солнечной системы. Давайте вспомним (показывает картинки). Меркурий - планета серого цвета.  Венера - желтовато-белая. Земля – голубая или светло-синяя.
«Красная планета» - Марс или красно-оранжевая. Юпитер  оранжево-желтый с присутствием цветных полос.  Сатурн – бледно-желтый. Светло-голубой цвет у Урана. Планета зеленоватого цвета Нептун. Плутон  имеет светло–коричневый цвет.
У меня есть яркие, красочные   конверты.  Все задания в цветных конвертах посвящены планетам солнечной системы. Первое задание от планеты Марс.
Возьмите  синие  квадраты  – это ваши мониторы для изучения планет.
5. Игра «Планеты на орбите»
В.Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор, найдите на своём столе разные планеты. А сейчас, выложим вид космического неба на мониторы.
В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась  планета  Марс, в левом нижнем углу  – Юпитер, а в правом верхнем углу планета Земля.
(Дети выкладывают планеты на своих мониторах – листах)
- Ваня, выведи  картинку с планетами на большой экран.
- Ребята, проверьте, у всех ли такой вид на мониторе. Молодцы.
6.Игра-упражнение «Рисуем солнышко»
(проработка шейных позвонков)
В. Давайте  нарисуем носом солнышко, вокруг которого по своим орбитам вращаются  все планеты (дети носом рисуют в воздухе солнце).

В. Новый конверт зеленого  цвета (открывает конверт) – что это? (Звучит космическая музыка).
7. Игра  «Часть и целое»
В.Я слышу сигнал SOS. Планета Нептун просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет, астероидов. Внимание, задание от планеты Нептун: собрать планету  из восьми одинаковых по размеру частей (дети собирают планету из восьми частей).
- На сколько частей раскололась планета? (8)
- Покажите 1/8 часть планеты. Все части одинаковы? Молодцы.

В. Я приглашаю нового докладчика – это юный кандидат астрономических наук  Карева Рита.
8. Доклад «Планеты солнечной системы» (второй ребенок)
Реб. Я изучала планету красного цвета. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но я убедилась  в том, что они ошибаются. Жизни на Марсе нет.  Пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому  что на ней лютый холод. Сатурн – шестая планета, на ней очень холодно. Эти  кольца состоят изо льда и камней. Седьмая планета – Уран. Сорок лет длится там день, потом сорок лет ночь. Восьмая планета - Нептун, а девятая – Плутон. Это самые холодные планеты Солнечной системы. Спасибо за внимание.

В.Спасибо за доклад.
А сейчас  Нурлан  расскажет нам астрономическую  считалку – в ней  присутствуют все девять планет  Солнечной системы. Причем в порядке   удаления от Солнца.
9.Астрономическая считалка  «На Луне жил звездочет»
Реб. На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – 
Плутон…
Кто не видит – выйдет вон!
В. Молодец.
10.Игра-упражнение «Покорители космоса»
(звуковая и дыхательная гимнастика, регуляция кровяного давления)
(звучит космическая  музыка)
В. Представьте, что однажды вы полетите в космос и увидите все планеты в галактическом пространстве. Представьте, как мчится корабль, как шумит двигатель. Наберите воздух в легкие и на выдохе тяните звук «а-а-а» сколько  сможете, поднимая вверх правую руку. Медленно опустите.

В.Конверт белого цвета  от планеты Венера. Нужно ответить на вопросы  и сделать  новое задание.
11.Игра «12 месяцев»
В.Наша планета Земля совершает оборот вокруг солнца за один год.  Прошу вас ответить на вопросы:
-Сколько месяцев в году?
-Назовите  зимние месяцы?
-Назовите  летние месяцы?
- Назовите  весенние месяцы?
- Назовите  осенние месяцы?
В. Перед вами карточки с кружочками – это месяцы года. Возьмите карандаши и зачеркните  по порядку:
- месяц декабрь
- месяц январь
- месяц  май
- месяц июнь.
Посмотрите  образец (показывает образец). У всех так получилось? Кто ошибся? Молодцы.

В.В  коричневом конверте задание от планеты Плутон  – придумать задачу по картине.  Алена, придумай задачу по этой картинке.
12. Игра-задание «Придумай задачу по картинке»
Реб. (показывает картинку). Кот Васька поймал на речке 8 рыбок. На обед он съел 6 рыбок. Это условие задачи. Вопрос: сколько рыбок осталось коту на ужин?
Решение: 8-6=2 (выкладывает на доске). На ужин осталось 2 рыбки. Это ответ.
В.Спасибо, Алена.

В.Новое задание от  планеты Уран. Сейчас мы будем решать задачи в стихах.
13.Игра-задание «Веселые задачки»
В. Перед вами варианты решений, вы должны найти и показать правильный ответ.
На доске будет составлять задачи Настя.
1) Пять ворон на крышу сели,
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело?  (5+2=7)
Покажите мне ответ. Каким действием решается задача?
2) У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит,
Сколько у домика
Зайцев сидит? (2-1=1)
Покажите мне ответ. Каким действием решается задача?
3) На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело катаются.
Сколько всего зверей? (2+1=3)
Покажите мне ответ. Каким действием решается задача?
У Насти все верно. Прочитай решение Настя.
Кто сделал - проверяйте. Молодцы.

В. Я слышу  как тикают  часы. Нас приглашает на  физминутку   планета Меркурий
Вставайте.  Альбина, проведи  физминутку  с  юными астрономами.
14. Физминутка   «А часы идут, идут…»                           
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время,      
Снова спрячется дверью,
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. 
Повернемся мы с тобой 
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.

Молодцы. Садитесь. И задание от планеты Меркурий в сером конверте. Я буду называть время, а вы найдете  часы, которые показывают это время.
15. Игра – задание «Часики»
В.Земля вращается вокруг своей оси за сутки. Сколько часов в сутках? (24 часа).
Найдите часы, которые показывают:
- ровно 9 часов
- ровно 6 часов
-  половина второго.
Молодцы.

В.Наша планета Земля самая красивая.  Здесь очень красивая природа и много цветов. Сейчас мы увидим красивую картинку о нашей планете и сделаем гимнастику для глаз
16. Электронная  физминутка  для глаз  (звучит музыка)
В.Послушайте,  как гремят раскаты грома, стучат капли дождя. Дождь поливает эти цветы. Глазами двигайте по картинке вверх-вниз (5-6 раз), вправо-влево (5-6 раз) от цветка к цветку в медленном темпе. Смотрим на нос, потом на картинку на мониторе (5-6 раз).  Молодцы.

В. На нашей планете  много рек, морей, полей и лесов. Смотрите, какое красивое дерево. Это необычное дерево – оно волшебное. Листочки на нем появятся, если вы решите  хитрые  задачи. Нужно найти листочек с правильным ответом и повесить на дерево.  В этом конверте хитрые  задачи от планеты Земля.
17.Игра «Волшебное дерево»  (решение нестандартных задач)
1) Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 килограмма. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах?  (2 кг)
2) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1 внучка Маша)
3) Купила продукты на 1 рубль, заплатила 2 рубля. Сколько дадут  сдачи? (1 рубль0
4) На дереве сидели 4 птицы – 2 воробья, остальные – вороны. Сколько ворон? (2 вороны)
5) Стоит  в поле береза. На березе три ветки. На каждой ветке по одному яблоку. Сколько всего яблок? (Ноль – на березе яблоки не растут)
(После правильного ответа дети выходят, находят нужный листок и вешают на дерево).
В. Вот молодцы, листочки снова выросли.


В. Наша конференция подходит к концу. Что мы делали на конференции?
Дети: - решали задачи
- делали задания на карточках
- играли в игру «Молчанка»
- делали упражнения
- слушали доклады
В. А теперь возьмите  цветные кружочки и оцените себя. Кто занимался в полную силу, старался, поднимите желтый  кружок, кто ошибался, был невнимателен – зеленый, кому было трудно – красный.
Сегодня мы не только повторили то, что знали, но и узнали что-то новое.
Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.
Наша конференция закончилась и все вы награждаетесь ценными призами. Молодцы. 

То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь, (показ иллюстраций).
- Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ иллюстрации с изображением Солнечной системы).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год