Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер-класс «Детское исследование как метод развития интеллектуального потенциала старших дошкольников»
Познание
Автор: Дубинина   
14.12.2013 04:25

Мастер-класс «Детское исследование как метод развития интеллектуального потенциала старших дошкольников»Автор: Дубинина Оксана Николаевна старший воспитатель  первой квалификационной  категории МБДОУ детского сада комбинированного вида  №82 г. Белгород

2СЛАЙД
Я предлагая вам вылепить лист. И пока я говорю, вы занимаетесь этой работой. Лист любого дерева, кустарника, растения….Любого размера, любого цвета, любой формы, такой, какой бы вам хотелось подержать в руках в  данный момент. 
Каждый из вас подошел к данному заданию используя все свое мастерство, креативность, фантазию…Поэтому все листы получились разные. И не факт, что следующий лист будет похож на предыдущий.
Подобным образом мы подходим к работе с детьми. И от нашего мастерства зависит воспитание подрастающего поколения, всестороннее развитие личности ребенка.

 

Скачать презентацию

3СЛАЙД

Такие ситуации встречались каждому из вас. И зачастую, мы взрослые, считаем такие ситуации баловством, шалостью, непослушанием, а в большинстве случаев это ничто иное, как познание мира, исследование нового, ранее неизвестного, получение новой информации.   
Наблюдая за детьми возникла идея использовать природную потребность в исследовании окружающего мира для развития интеллекта дошкольника.
4 слайд
Почему именно старшего дошкольного возраста?
Старший дошкольник – будущий школьник. А в рамках программы «Новая школа» говорится о том, что главным результатом  школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что необходимо обновление способов и технологии работы с детьми. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое…
Таким образом возникает необходимость в создании модели, обеспечивающей положительную динамику развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, в качестве такой модели, на мой взгляд может выступить детское исследование.
5 СЛАЙД
- Когда начинается  исследовательская  деятельность?
С самого рождения…
6 СЛАЙД
Исследование ?
в толковом словаре С. И. Ожегова – создание научной работы. Но о научной работе в дошкольном возрасте говорить неуместно.
7 СЛАЙД
В наши дни вопросами детского исследования занимается Савенков Александр Ильич. Под исследованием он понимает – главный источник  получения представлений о мире, основанный на умении ставить цели, планировать реализацию поставленных целей, реализовывать их на практике и умение преподносить полученную информацию, развитие творческой, интеллектуально развитой личности.
8 СЛАЙД
Опыт работы по данной теме показываем, что метод детского исследования дает положительные результаты в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Одним из показателей результативности, является то, что мои воспитанники участники и победители конкурсов «Я –исследователь».
9 СЛАЙД
Я думаю всем знакома детская игрушка – пирамида.
Ее я взяла в качестве модели моего опыта.
В основе пирамиды –детское исследование .
Освоение умений и навыков исследовательского поиска формирует познавательные функции:

Память;
Мышление;
Внимание;
Восприятие.
речь
С помощью таких звеньев строится пирамида - Вершина пирамиды – ИНТЕЛЛЕКТ .Интеллектуальное развитие дошкольника.
Если мы научимся собирать звенья в правильном порядке, строить красивую и правильную пирамиду – научимся исследовать, то нам легко будет построить  и большую пирамиду - в вершине которой  интеллектуальное богатство личности.

Каждый день ребенок сталкивается с огромным количеством проблем… И именно проблема лежит в основе детского исследования.
Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер-классе мы вместе будем учиться находить проблемы и пути их решения.
Что же такое проблема?
Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и  представление об идеальной  ситуации, которые нужно решить.
10СЛАЙД

Так как исследование основано на поиске проблемы посмотрите на картинку, что вы видите?
- Животные находятся в естественном состоянии?
- Как вы думаете, что произошло?
- Какая проблема напрашивается?
11 СЛАЙД
А теперь мы с вами построим пирамиду. Основание пирамиды – определенная нами проблема. Озвучьте ее. Можно кратко зафиксировать, используя символы, заглавные буквы слов.Фиксируем!
Проблема отражает тему проекта.
Следующее звено пирамиды – тема.
- Определите тему нашего исследования… Фиксируем!
Следующее звено – Цель исследовательского проекта…
Цель отражает тему проекта:
Нам необходимо что-то
выяснить,
доказать… Фиксируем!
Что нам необходимо выяснить по нашей проблеме?
- Задачи – следующее звено пирамиды.
А теперь подумайте, чтобы достичь поставленной цeли, что для этого нам предстоит сделать? Это будут наш задачи. Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели:
Изучить.
Выяснить
Установить… Фиксируем!
Следующее звено – Гипотеза. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом, которая может быть и совершенно невероятной, фантастической. Гипотезы – обычно начинаются словами:
•    предположим…
•    допустим…
•    возможно…
•    что, если… Фиксируем!
Следующее звено - составление плана. Определите, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроите их по порядку.
Я предлагаю вам такие методы: Звонок другу…
Давайте с вами определим, какие нам необходимы для проведения исследования…и выстроим их в нужном порядке… Фиксируем!
- Это и есть план нашего исследования…
Следующее звено – непосредственно исследование,  решение цели и задач, применение методов исследования для нахождения ответа на представленную проблему,  сбор и систематизация материала, подготовка исследовательского проекта к презентации.
Самый долгий, но очень интересный этап. Сегодня мы с вами, к сожалению не можем на нем остановиться, но тот кого заинтересовала представленная нами проблема может самостоятельно провести исследование, и рассказать о нем, тем самым выстроить пирамиду, в вершине которой будет -  Презентация – витрина исследовательского проекта. То есть показать результат работы  и свою компетентность.
Использую данную пирамиду можно решить любую проблему.
12 СЛАЙД
Для того, чтобы яснее увидеть достижения исследовательских работ детей  и точнее наметить новые ориентиры использую данную тематическую систему, которую представила в виде цветка..
А теперь я вам предлагаю,  придумать проблему, по тематике, указанной в ваших листах, а пока группа работает, мы с вами придумаем проблемы на оставшиеся темы .
А теперь послушаем ваши проблемы.
- Вот у каждого из вас уже намечена проблема для исследования.
Поможет вам в проведении исследования -  пирамида.
А теперь я вас попрошу открыть конверты, которые лежат на столах и выбрать из имеющегося списка то слово, которое наиболее четко на ваш взгляд отражает суть мастер – класса и заполнить пустые слагаемые.

Закончить свое выступление хочу используя китайскую пословицу…
Она гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Я очень надеюсь, что мастер - класс был не только интересном но и значимым для вас. Спасибо за внимание…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год