Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План открытого игрового занятия «Исследование пустыни»
Познание
Автор: Емелина Валентина Евгеньевна   
09.06.2016 15:32

План открытого игрового занятия «Исследование пустыни»План открытого игрового занятия «Исследование пустыни»

Группа: подготовительная

Цель игрового занятия:

Формирование первичных представлений у старших дошкольников об объектах окружающего мира и природных особенностях в опытно-экспериментальной деятельности и

Задачи игрового занятия:

Образовательные задачи.

  1. Познакомить детей с природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
  2. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и любовь к природе.

Развивающие задачи.

  1. Продолжать развивать логическое мышление и воображение при проведении опытов.
  2. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).
  • обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Демонстрационный материал:

  • формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.

Раздаточный материал:

  • экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.

Предварительная работа:

  • проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.

Формы работы:

Конспект занятия

Слайд — карта земного шара и компас

Воспитатель (привлекая внимание детей к книжному уголку):

– Посмотрите, какая необычная книга появилась сегодня на книжной полке. Это и не книга вовсе, а старинный «Дневник путешественниковпо пустыне Сахара». Давайте пройдём за наш круглый научный стол и познакомимся с дневником более подробно.

– Кто из вас знает где находится самая большая пустыня на земле Сахара? (В Африке) Давайте найдём и покажем на карте или глобусе эту великую африканскую пустыню. Каким цветом окрашена пустыня? А как вы думаете, что может означать жёлтый цвет? (Песок)

– Теперь, когда мы знаем, где находится пустыня Сахара, предложите, на чём же туда можно добраться?

– Можно ли доехать до Сахары на поезде? Почему нельзя?

– Можно ли доехать до неё на машине (велосипеде), дойти пешком?

– На чём лучше полететь в Сахару: на воздушном шаре или на самолёте?

(дети высказывают предположения и аргументируют их)

– В давние времена добраться до Самары было нелегко. Надо было долго ехать по суше, потом плыть на корабле. Обо всём этом написано в дневнике. Сейчас это сделать проще, Самое лучшее — отправиться в полёт на самолёте.

– Когда вы слышите слово «пустыня», что вам представляется? (песок, солнце и больше ничего)

Слайд — пустыня

– Это не совсем верно! В Сахаре жгучее солнце и раскалённые пески и, действительно, есть места, где на сотни километров нет ни одного растения. Это настоящее песчаное море, с волнами-барханами. Но есть и другие места.

Слайд — оазис

– Ведь через пустыню протекает великая река. Как она называется? (Нил) А де вода, там и жизнь. Такие места в пустыне называются оазисами.

Слайд — пустыня

– Какие особенности пустыни нам уже известны? (Жаркий климат, мало воды, песчаная почва, преобладание животных, живущих в норах, бедная растительность и т.д. Пустыня — это самое жаркое место на земле. Песок от солнца раскаляется и становится очень горячим). Предлагаю поставить несколько опытов в нашей мини лаборатории и более обстоятельно разобраться в характерных особенностях пустыни.

ОПЫТ №1 «БАРХАНЫ»

Слайд — барханы

– Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие необычные горки?

(Ответы детей выслушиваются, но не комментируются. Дети ответят ещё раз на него после окончания опыта: перед каждым ребёнком- пластиковый контйнер с сухим песком и трубочкой для коктейля. Песок в банке — личная пустыня каждого ребёнка)

– Предлагаю вообразить, что каждый из нас — ветер: несильно, но достаточно долго дуем на песок. Что с ним происходит? (Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик).

– Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури.

Слайд — пустынные бури

ОПЫТ №2 «ПОЧЕМУ В ПУСТЫНЕ МАЛО ВОДЫ?

– Как вы думаете, ребята, бывают ли в пустыне дожди? (Да, но они идут очень редко, зато осадков выпадает очень много)

Слайд — дождь в пустыне

– Что же происходит с водой в пустыне?

– Давайте посмотрим к какому выводу мы придём после следующего опыта: откройте крышки и налейте из стаканов воду (дети льют воду в песок). Что вы видите? (Вода быстро просачивается через песчинки и оседает внизу, на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется).

– В пустыне очень жарко, и даже может показаться, что там нет ничего живого и быть не может. Но, оказывается, растения и животные могут выжить и в таких условиях.

Слайд — верблюжья колючка

– Они приспосабливаются к высокой температуре и отсутствию воды. Как — мы сейчас выясним.

Слайд — верблюжья колючка и одуванчик (изображения растений: у одного длинный корень, у второго — короткий)

– Как вы думаете, какое из растений может выжить в пустыне? Почему? Зачем ему длинный корень? Да, длинные корни — одна из особенностей растений пустыни. Ведь им приходится выживать в условиях минимального количества воды. Корни верблюжьей колючки проникают почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду.

Слайд — ящерица, змея, черепаха, тушканчик, фенек

– В пустыне есть животные, которые предпочитают жить в песках.

Слайд — песчаные норки

– Там они могут вырыть норку и спрятаться от жары и хищников. Почему животных трудно жить в пустыне? (нечего есть, мало воды)

– На чём люди передвигаются по пустыне?

Слайд — караван верблюдов

– Почему верблюда называют кораблём пустыни? (Потому что он идёт по барханам, как по волнам. А пустыня, как море, только из песка)

Размышления детей и дополнения воспитателя.

Слайд — верблюд

– Чем необычен верблюд? Как он приспособился к пустыне? (Верблюды умеют прикрывать ноздри во время песчаных бурь, чтобы не вдыхать песок. Длинные ресницы защищают их глаза. Чтобы не перегреться, под кожей у верблюда нет жира. Весь он сосредоточен в горбу. Верблюды — очень выносливые животные. Они могут бежать без остановки целый день, могут подолгу обходиться без воды)

ОПЫТ №3 «КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ»

Слайд — ступни верблюда

– Обратите внимание, какие широкие ступни у верблюда. Для чего? (Чтобы не проваливаться в песке)

Воспитатель показывает детям предметы с разным основание: палочка, миска и пр. Предлагает поставить их на песок и надавить. Дети выполняют, наблюдают и отмечают, что одни предметы, с широким основанием, не увязли в песке.

– Мы выяснили с вами, почему передвигаться по пустыне удобнее на верблюде.

ИГРА «ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ»

– Посмотрите, в старинном дневнике изображены некоторые вещи, из тех, которые использовали путешественники в пустыне много лет назад.

Рассматривание рисунков

– Все вещи путешественники перевозили на верблюдах в мешках. А современные путешественники, кроме мешка, в чём ещё носят свои вещи? (рюкзак)

– Раньше, когда путешественники останавливались отдохнуть, то устанавливали шатёр. А современные путешественники что устанавливают? (палатку)

– Время определяли с помощью солнечных и песочных часов. А какие часы понадобятся современным путешественникам? (механические, электронные)

– Когда в пустыне становилось темно, пользовались светом масляной лампы. А что нам понадобиться теперь, чтобы осветить путь в темноте? (электрический фонарик)

– Чтобы сделать записи, путешественники брали с собой перо и чернила. А что пригодится для записи сведений сейчас? (карандаш, ручка, планшет)

– Воду путешественники хранили в кожаном мешке — бурдюк. А в чём сегодня чаще всего хранится вода? (фляжка, бутылка)

– В древности путь путешественникам указывали солнце и звёзды. А сейчас с помощью какого прибора можно узнать направление? (компаса)

– Возможно, кто-то из вас, когда вырастет, отправиться в путешествие по пустыне. Назовите, пожалуйста, предметы, вещи, которые были бы вам необходимы в таком путешествии. Посмотрите, я уже кое-что приготовила. Но сначала решила посоветоваться с вами: что взять, а что оставить. (Воспитатель показывает разные предметы на столах) Давайте девочки будут выбирать все необходимые вещи и располагать их на столе, где есть картинка девочки с рюкзаком; а мальчики будут выбирать вещи и складывать на стол с картинкой мальчика с рюкзаком.

Дети выбирают вещи для путешествия под музыку.

– Посмотрим, кто что выбрал? Почему? Зачем? (Дети обосновывают свой выбор)

ОПЫТ №4 «НАГРЕВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

– Вы выбрали много необходимых для путешествия по пустыне вещей, среди которых, конечно, есть одежда. В пустыне очень важно защищать организм от солнца, чтобы не случился солнечный удар. Для этого обязательно наличие головного убора и подходящей одежды. Я вижу вы выбрали одежду разного цвета. Как вы думаете, имеет ли значение какого цвета будет одежда путешественников?

– Все ли предметы солнце нагревает одинаково? (да, нет)

– Давайте проверим и подойдём к столу с настольной лампой.

– Солнце — главный осветитель. Оно горит над землёй, как гигантская лампочка. Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо) Ладошка нагрелась. Не только ладонь, но и все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли и предметов.

– Потрогайте камни и кусочки ткани. Скажите, они холодные или тёплые? (Холодные) А эти камешки (белый и чёрный) лежали под светом лампы. Они холодные или тёплые? (Тёплые). Какой камень нагрелся сильнее? (Чёрный) А какого цвета ткань нагрелась сильнее: чёрного или белого? (Чёрного) Вы правы: чёрный цвет поглощает много солнечных лучей, поэтому чёрные предметы нагреваются больше, чем белые.

– Животные пустыни имеют светлый окрас песочного цвета. Как вы думаете, почему? А ещё жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые стены отражают часть солнечных лучей и сильно не нагреваются. Так в какой одежде вам будет не так жарко: в белой или чёрной? (В белой) Верно, ребята, в жаркую погоду лучше иметь одежду светлых тонов. Она отталкивает солнечные лучи.

ОПЫТ №5 «ФИЛЬТРОВАНИЕ»

– А сейчас я зачитаю вам одну важную запись из дневника. «Шёл в пустыне караван, мы находились в пути уже долго, и у нас осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган, и вся вода, которая у нас была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как напиться, как очистить воду? В своих мешках мы нашли марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые баночки. Мы подумали и догадались, как можно очистить воду и утолить жажду».

– Подумайте, может быть догадаетесь, как путешественникам удалось очистить воду? Что они сделали? Какие предметы и материалы помогли им в этом? (Они сделали очистительные устройства — фильтры. Давайте проверим свои догадки и предположения с помощью опытов.

На столе банка с загрязнённой водой (в ней опилки, камешки, песок), три пустые чистые баночки, сито, воронка, марля, промокашка.

– Посмотрите, перед нами такая же грязная вода, как и у путешественников, и такие же предметы и материалы, какие они нашли у себя в мешках. Как вы думаете, какие предметы и материалы смогут лучше всего очистить воду? Объясните, почему вы так думаете.

Воспитатель показывает способы фильтрования.

– Давайте возьмём пустую банку, поставим в неё сито и нальём загрязнённую воду. Что произошло? Вода очистилась?

– А теперь сделаем фильтр из марли. Возьмём пустую банку, поставим в неё воронку, а воронку покроем марлей. Теперь нальём сюда загрязнённую воду. Вода стала чище?

– Следующий фильтр из промокательной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку, а затем налить воду. Что произошло после фильтрования воды с веществами? (После фильтрования цвет фильтра изменился, а отфильтрованная вода стала чище) Какой фильтр лучше очищает воду? (Промокательная бумага)

ОПЫТ №6 «ЧТО В БУТЫЛКАХ»

– Вода очень важна для путешествия по пустыне. И я хотела дать вам ещё одну бутылочку с водой. Вот только бутылка с разным содержимым и этикетки у меня перепутались.

– Давайте посмотрим, что же нарисовано и написано на этикетках. На этой этикетке нарисована капелька и написано «Вода». А здесь нарисован апельсин и написано «Сок». А где нарисована корова, написано «Молоко». На этой этикетке нарисован кто-то смешной. Посмотрите, он раздувает щёчки и дует, а написано «Воздух».

– Сможете ли вы определить, что в бутылках и найти воду, необходимую для путешествия по пустыне? (Да) Тогда определите, что в бутылках.

Четыре закрытых пластиковых бутылки. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а три -тяжелы; в двух из тяжёлых ёмкостей окрашенные жидкости: белая и оранжевая, предполагают, что это «Молоко» и «Сок», значит, в третьей бутылке — «Вода»; открывают, убеждаются в этом.

– Объясните, пожалуйста, как вы догадались, что находится в бутылках?

Вместе выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, нюхают, переливают, сравнивают вес полного и пустого стаканчика.

– А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха, если она чистая).

– Вы выбирали вещи, которые необходимы для путешествия по пустыне. Теперь, когда мы провели несколько опытов, возможно вы выберите другие вещи или замените часть из них. Объясните свой выбор. Желающие мальчик и девочка рассказывают о своей работе, другие их дополняют. Мы выяснили с вами, что для путешествия по пустыне необходимы: одежда светлого цвета (лучше белого), вода, фильтр для очистки воды и т.д.

– Посмотрите, в дневнике остались чистые страницы. Давайте сделаем его дневником наших групповых исследований по пустыне и заполним пустые страницы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год