Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
Познание
Автор: Бахтиярова Зульфия Инсафовна   
03.03.2025 02:00

Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возрастаИспользование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста

Одной из разновидностей познавательно-исследовательской деятельности выступает экспериментирование (опытно- экспериментальная деятельность). Экспериментальная деятельность детей (детское экспериментирование) — это форма деятельности детей, которая направлена на изменение предмета, явления действительности с целью познания. Результатом экспериментов является формирование обобщенных методов практического изучения ситуации.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

 

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это является основой для внедрения детского экспериментирования в практику дошкольных учреждений. Экспериментальная деятельность включает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивая процесс получения детьми не только новых знаний и информации, но и новых способов знакомства с ними.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОО является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

  • формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
  • развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
  • создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Главное преимущество метода экспериментирования состоит в том, что он дает детям реальное понимание различных аспектов исследуемого предмета, его отношения к другим предметам, окружающей среде. В ходе эксперимента память ребенка будет обогащаться, а мыслительные процессы активизироваться, так как возникает постоянная потребность в операциях анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и экстраполяции. В результате ребенок не только вводит новые факты, но и накапливает основы умственных приемов и операций, которые мы рассматриваем как умственные умения.

Помимо вышесказанного, детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как:

  • Наблюдение. Оно является неотъемлемой частью любого эксперимента, так как служит для выявления хода и результатов работы.
  • Развитие речи. Это видно на всех этапах эксперимента – когда мы формируем цель, в процессе обсуждения методов и хода опыта, когда мы обобщаем и сообщаем устно то, что видели, и прочее. Необходимость учитывать увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.
  • Изобразительная деятельность. Чем более развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат эксперимента, потому что ребенок более точно передает детали во время зрительной деятельности.
  • Формирование элементарных математических представлений. Опыты должны проводиться на постоянной основе для расчета, измерения, сравнения, определения формы и размеров и т.д.

Экспериментирование связано с другими видами деятельности: чтением художественной литературы, музыкой и физкультурой-но эти связи не настолько сильны.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

  • осознание того, что хочешь узнать;
  • формулирование задачи исследования;
  • продумывание методики эксперимента;
  • выслушивание инструкций и критических замечаний;
  • прогнозирование результатов;
  • выполнение работы;
  • соблюдение правил безопасности;
  • наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов;
  • анализ полученных результатов;
  • словесный отчет об увиденном;
  • формулирование выводов.

Какова же роль воспитателя в организации опытно-экспериментальной деятельности? Воспитатель создает педагогические условия, способствующие формированию умений и навыков опытно-экспериментальной деятельности.

Работа строится поэтапно:

I этап

Обогащая предметно-пространственную среду в группе, воспитатель работает соответствии требованиям ФГОС ДО:

  • среда для экспериментирования содержательно насыщенна;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
  • среда даёт возможность выбора детьми материалов;
  • в группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
  • безопасность предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей.

Обогащая предметно-развивающую среду, необходимую для практической реализации экспериментальной деятельности детей, педагог оснащает экспериментальный центр:

  • специальной посудой (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
  • природным материалом (камешки, песок, семена и т.п.);
  • утилизированным материалом (проволока, скрепки, нитки…);
  • прочими материалами – лупами, термометрами и т.д.

В центре экспериментирования проводится опытно-экспериментальная деятельность.

II этап

На втором этапе ставятся следующие задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – переход в различные состояния)
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей.
  6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей.
  10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
  11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми воспитатель должен соблюдать определённые правила:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
  6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
  7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Особенностью экспериментальной деятельности дошкольников является то, что роль воспитателя в экспериментировании ведущая во всех возрастах. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть равноправным партнером для детей и руководить экспериментом так, чтобы дети сохраняли чувство самостоятельности от открытия.

МАДОУ Детский сад №18 группа №4

Кружок «Юные Исследователи»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год