Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
Одной из разновидностей познавательно-исследовательской деятельности выступает экспериментирование (опытно- экспериментальная деятельность). Экспериментальная деятельность детей (детское экспериментирование) — это форма деятельности детей, которая направлена на изменение предмета, явления действительности с целью познания. Результатом экспериментов является формирование обобщенных методов практического изучения ситуации.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это является основой для внедрения детского экспериментирования в практику дошкольных учреждений. Экспериментальная деятельность включает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивая процесс получения детьми не только новых знаний и информации, но и новых способов знакомства с ними.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОО является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности:
- формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
- развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
- создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Главное преимущество метода экспериментирования состоит в том, что он дает детям реальное понимание различных аспектов исследуемого предмета, его отношения к другим предметам, окружающей среде. В ходе эксперимента память ребенка будет обогащаться, а мыслительные процессы активизироваться, так как возникает постоянная потребность в операциях анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и экстраполяции. В результате ребенок не только вводит новые факты, но и накапливает основы умственных приемов и операций, которые мы рассматриваем как умственные умения.
Помимо вышесказанного, детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как:
- Наблюдение. Оно является неотъемлемой частью любого эксперимента, так как служит для выявления хода и результатов работы.
- Развитие речи. Это видно на всех этапах эксперимента – когда мы формируем цель, в процессе обсуждения методов и хода опыта, когда мы обобщаем и сообщаем устно то, что видели, и прочее. Необходимость учитывать увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.
- Изобразительная деятельность. Чем более развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат эксперимента, потому что ребенок более точно передает детали во время зрительной деятельности.
- Формирование элементарных математических представлений. Опыты должны проводиться на постоянной основе для расчета, измерения, сравнения, определения формы и размеров и т.д.
Экспериментирование связано с другими видами деятельности: чтением художественной литературы, музыкой и физкультурой-но эти связи не настолько сильны.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
- осознание того, что хочешь узнать;
- формулирование задачи исследования;
- продумывание методики эксперимента;
- выслушивание инструкций и критических замечаний;
- прогнозирование результатов;
- выполнение работы;
- соблюдение правил безопасности;
- наблюдение результатов;
- фиксирование результатов;
- анализ полученных результатов;
- словесный отчет об увиденном;
- формулирование выводов.
Какова же роль воспитателя в организации опытно-экспериментальной деятельности? Воспитатель создает педагогические условия, способствующие формированию умений и навыков опытно-экспериментальной деятельности.
Работа строится поэтапно:
I этап
Обогащая предметно-пространственную среду в группе, воспитатель работает соответствии требованиям ФГОС ДО:
- среда для экспериментирования содержательно насыщенна;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
- среда даёт возможность выбора детьми материалов;
- в группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
- безопасность предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей.
Обогащая предметно-развивающую среду, необходимую для практической реализации экспериментальной деятельности детей, педагог оснащает экспериментальный центр:
- специальной посудой (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- природным материалом (камешки, песок, семена и т.п.);
- утилизированным материалом (проволока, скрепки, нитки…);
- прочими материалами – лупами, термометрами и т.д.
В центре экспериментирования проводится опытно-экспериментальная деятельность.
II этап
На втором этапе ставятся следующие задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – переход в различные состояния)
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми воспитатель должен соблюдать определённые правила:
- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативу детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
- Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Особенностью экспериментальной деятельности дошкольников является то, что роль воспитателя в экспериментировании ведущая во всех возрастах. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть равноправным партнером для детей и руководить экспериментом так, чтобы дети сохраняли чувство самостоятельности от открытия.
МАДОУ Детский сад №18 группа №4
Кружок «Юные Исследователи»
|