«Коллекционирование – форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Лисиченко Ирина Михайловна | |||
20.12.2024 21:57 | |||
«Коллекционирование – форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Лисиченко И. М., воспитатель МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшета Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но взывающих к размышлению. Как процесс систематизации окружающего мира оно начинает опреде-ляться в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. В России первые упоминания о коллекционировании датируются X-XI веками. В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Но с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования коллекционирование выступает как одна из актуальных форм работы с дошкольниками.
В статье Н. Рыжовой «Как стать коллекционером» (журнал «Игра и дети» №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье «Каменная эпидемия» (журнал «Обруч» №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляет статья Ю. Каспаровой, опубликованная в журнале «Игра и дети» (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа «лото». Коллекционирование — это одна из форм познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Значение коллекционирования для развития ребенка очень велико. Во-первых, в процессе сбора коллекции у дошкольника возникает же-лание больше узнать о предметах своей коллекции, т.е. у него расширяется кругозор. Во-вторых, ребенок развивает мышление, память, внимание, усидчи-вость, аккуратность и бережливость. Дети учатся видеть, сопоставлять, фан-тазировать, наблюдать. Сам процесс коллекционирования создаёт установку у дошкольника обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия. У детей развиваются тактильные ощущения, восприятие форм, цвета, пространства, звука, состояния предметов (мягкое, твердое). В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, дети учатся общению. Занимаясь общим делом, преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой. Пред-меты коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству детей, активизируют имеющиеся у них знания. Существует несколько видов коллекционирования: Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с по-мощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам. Домашние — это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних — демонстрация семейных традиций, объединение поколений. Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на ко-роткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, – это экспонаты, которые можно трогать, рассматри-вать. Достоинством коллекционирования можно считать его интегрирован-ность, т.е. связь с разными видами деятельности и образовательными областями. Использование коллекции
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды). Одной из форм коллекционирования является оформление музеев в детском саду. Тематика и размеры экспозиции не имеют значение, значение имеет содержание этого музея. Подбор материала в музей может быть совершенно разным и зависит от интереса воспитателя или детей. Например, ребенку нравятся игрушки — ло-шадки и все, что связано с лошадью. Можно оформить музей именно этой игрушки. Тема, которую дети изучают в детском саду, тоже может служить поводом к коллекционированию. Например, тема «Цветы». Дети могут принести книги, рисунки, картинки, где изображены интересные цветы и др. Изготовить с родителями аппликацию, панно и т.д. Выставка – еще одна форма коллекционирования. Темы для организа-ции выставок могут быть различные, например: «Кони быстроногие», «Глиняные игрушки», «Колокольчики». Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого нужно выделить отдельное место (полка, ящик, коробка, карман-вкладыш, пластиковый контейнер, банка и др.). При коллекционировании необходимо учитывать следующее:
- немаловажно правильно оформить коллекцию (собранные образцы при необходимости надо помыть, почистить, перебрать). Разместить их желательно в одинаковых коробочках, стаканчиках и т. д. Каждый образец должен быть пронумерован, приложен список. - коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно, подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям, привлекали их внимание, побуждая к познанию. Но наряду со всеми положительными моментами, детское коллекцио-нирование имеет несколько проблем, о которых нужно знать, что бы вовремя предупредить негативное воздействие на развитие дошкольника. Коллекционирование может перерасти в настоящее пристрастие, вытесняющее из жизни нормальное общение, друзей, игры, занятия спортом, детский сад. Поэтому педагогам и родителям необходимо грамотно руководить процессом детского коллекционирования. В нашей группе имеются коллекции камней, бумаги, семян, пуговиц. Собираем коллецию магнитов с изображением городов. Дети расматривая магниты расскаывают, где они путешествовали с родителями, вспоминают интересные истории. То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллек-циями: ни материальной, ни общественной ценности они не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье. Использование коллекционирования в образовательном процессе рас-ширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок. Важно помнить, что главное в этом процессе – не количество собран-ных предметов, а удовольствие и польза, которую получает ребёнок от самого занятия.
|