Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Его величество Чай!»
Познание
Автор: Нестеренко Галина Ивановна   
08.12.2024 04:20

«Его величество Чай!»«Его величество Чай!»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №383» городского округа Самара

Планирование образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Познавательное развитие» «Его величество Чай!»

Выполнили: Нестеренко Г.И., воспитатель г. Самара 2024 год

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: познакомить с традициями чаепития в разных странах.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Расширять знания детей о чайной церемонии народов Китая, Японии, Индии.
  2. Учить детей чтить и уважать традиции русского народа.
  3. Развивать вкусовые анализаторы у детей, определять на вкус чай с добавками: малины, смородины, шиповника, клубники.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, развивать интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к обычаям и традициям разных народов.

Предварительная работа:

Беседа, заучивание стихотворений, просмотр видеофильмов о чайных церемониях народов Китая, Японии, Индии; изготовление костюмов для детей (китайский, японский, индийский, русский); слушание народной музыки этих стран.

Выставка «Чайная посуда Китая (Японии, Индии, России)», подбор чая и угощения для чаепития.

Подбор картинок для игры «Сладости в картинках».

Энциклопедия «Планета Земля», «Энциклопедия дошкольника».

Оборудование: костюмы для детей; выставка «Чайная посуда»; чай для дегустации (малиновый, смородиновый, клубничный, шиповниковый) на каждого ребенка; мяч для игры «Помощники в чаепитии»; картинки для игры «Сладости в картинках».

Методы и приемы: практические – опыты, словесные игры, игры-упражнения;

наглядные – рассматривание карточек; словесные – вопросы.

Логика образовательной деятельности.

Воспитатель: У всех народов есть что-то общее — мы все живем на планете Земля. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои песни и танцы, национальные костюмы и развлечения, блюда и напитки. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем прекрасному полезному напитку, который популярен во всем мире-его величеству ЧАЮ! В старинных книгах сказано: «Он освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, побуждает мысль и прогоняет лень».

  1. реб.: Мы гостей всегда встречаем чаем!
  2. реб.: Первым делом угощаем чаем!
  3. реб.: Чай горячий, ароматный

И на вкус такой приятный!

4 реб.: Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,

Человеку чай полезен, чайник дома неспроста.

5 реб: Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку.

6 реб.: Мы за чаем не скучаем.

Все: Вместе классно отдыхаем! (показать правой рукой «класс»).

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Чайлюбят пить во многих странах и традиции чаепития в них разные.

Под китайскую мелодию заходит девочка-китаянка,

останавливается у китайского столика с посудой.

Девочка-китаянка:

  • Чай пришел к вам из Китая

Покорил весь шар земной.

С чайным мудрым ритуалом

Познакомимся с тобой.

Заходите в чайный домик:

Скромный, тихий, небольшой.

Там увидишь низкий столик,

Отдохнешь ты в нём душой.

На столе чабань, пиалы

И чахай увидишь ты,

Родниковая водица,

Тихо музыка звучит.

За беседой, чай вкушая,

Неторопливо, неспеша

Успокаивается тело,

Насыщается душа.

Воспитатель: Оченьинтересный рассказ, но объясни нам, что такое чабань? (чайный столик), чахай? (чайник без крышки, «чаша справедливости», из которого разливают чай). Спасибо, будь нашей гостьей.

Под японскую музыку заходит девочка-японка и

останавливается у японского столика.

Девочка-японка:

-Чайное искусство или «садо»

Знать и взрослым и ребятам надо.

Чайный домик в красивом саду,

Каменная дорожка ведет к нему.

Отрешись от забот и проблем,

У порога оставь свою обувь.

Низкий вход одолеть надо всем,

Чтоб оставить обиду и злобу.

Пол застелен татами, так спокойно внутри.

Чайный мастер колдует с тябако,

Вода в чане кипит, посмотри.

Чай в чаване вкуснейший однако.

Все проблемы теперь позади.

Я в гармонии с телом, природой.

Мои мысли и чувства чисты.

Мир наполнил покой и забота.

Воспитатель: Как интересно ты рассказала об японском ритуале чаепития. А что называют тябако? (посуда, в которой хранится чай), чаван? (чашка).

Оставайся у нас в гостях.

Под индийскую мелодию заходит девочка-индианка.

Девочка-индианка:

-Индия-волшебная страна

Со своей культурой, традициями.

Удивляет туристов она

Природой, богами многоликими.

Приглашают чайваллы на чай

Очень крепкий, с травою и пряностями.

Разливают в куллархи, затем

Разбивают и просто выбрасывают.

Чай-масала известен давно

И рецептов его невидимо!

Угощу вас халвой, фарсаном.

Приезжайте, друзья, к нам в Индию!

Воспитатель: Спасибо за приглашение. Объясни нам, кто такие чайваллы? (продавцы чая), почему разбивают куллархи? (чашки для чая из глины дешевые и грубо обработанные, разбивают для того, чтобы из них никто больше не пил). Оставайся у нас в гостях.

Под русскую музыку заходит русская девочка,

останавливается у столика с самоваром.

Русская девочка:

-В октябре под небом синим

Очень дружно мы живем.

Ну, а раз живем в России-

Чаю крепкого попьем!

Скатерть новую разложим,

Самовар уже вскипел!

Мёд, лимончик с жёлтой кожей,

Сахар комковатый бел,

Земляники ягод алых

Бросим ложечку в стакан.

Ароматом небывалым

Чай поутру нас созвал.

С сухарями пили чай,

С пирогами пили чай,

С сушками, ватрушками,

Баранками и плюшками.

Угощайтесь! Чаю хватит!

Самовар кипеть готов.

А хозяюшке заплатим

Похвалою едоков!

Воспитатель: Спасибо. Хозяева всегда рады гостю. Оставайся у нас.

Хорошо сидим, о традициях чаепития говорим.

А теперь пора сыграть, ум, сноровку показать.

Физкультминутка:

Cамо – само — самовар, на столе красуется. (руки на поясе, повороты влево, вправо),

Дышит так, что виден пар — мы им все любуемся. (руки в стороны, улыбаются)

Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка)

В самоваре все похожи- в отражение глядим. (cмотрим друг на друга)

Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладони и подули)

Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. (поклонились)

Дети встают в круг.

Давайте поиграем в игру «Помощники в чаепитии». Игра на выбывание: по очереди называть предметы причастные к чаепитию: без каких предметов нельзя подготовить чаепитие? (чайника, самовара, чашки, блюдца, ложки, пиалы, блинницы, духовки, плиты, вафельницы, микроволновой печи, щипчиков для сахара, конфетницы, сахарницы, молочника, ножа для торта, противня, салфетницы и т.д.) Кто не называет, тот выбывает (делает шаг назад).

Отмечаем в конце игры победителя.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать ягодный чай. Для этого использовали садовые и лесные ягоды.

Чай из ягод-бальзам от всех болезней,

И напитка нет, друзья, полезней.

Кто здоровым хочет быть,

Должен чай из ягод пить!

Сегодня мы будем дегустировать ягодный чай. Я приготовила для вас:

Чай с малиной, значит от какой? – (малиновый)

Чай с шиповником?

Чай с клубникой?

Чай со смородиной?

Попробуйте чай на вкус, определите, какую ягоду в него добавили и около этого стакана положите нужную картинку.

Дети пробуют чай, ставят около стакана картинку с предполагаемой ягодой. Подводим итог.

В стакане №1 – смородиновый чай (показываю картинку с изображением смородины), №2 – клубничный чай; №3 – малиновый чай; №4 – шиповниковый чай.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашими гостями в игру «Сладости в картинках».

Какое название сладости напоминает вам эта картинка. Дети будут демонстрировать картинки и следить за правильным ответом.

  1. Птица + молоко = торт «Птичье молоко»
  2. Герб Тулы = тульский пряник
  3. Руль машины = баранка
  4. Сахарный песок + кубик = рафинад
  5. Планета Марс = батончик «Марс».
  6. Картофель = пирожное «Картошка»
  7. Корова = конфеты «Коровка»
  8. Наполеон = торт «Наполеон».

Игра с гостями

9. Картинка с изображением цветка тайской орхидеи (показывает воспитатель)

10. Конспект НОД по экологии в старшей группе по теме «Все о чае»

11. Автор: Рамазанова Эльвира Фанилевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад

12. общеразвивающего вида № 86», г. Нижнекамск

13. Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной

14. образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Все о чае».

15. Данный материал рекомендуется для воспитателей детских садов по

16. экологическому воспитанию детей.

17. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на

18. тему «Все о чае»

19. Вид непосредственно-образовательнойдеятельности: интегрированная.

20. Тема: «Все о чае».

21. Возраст: старшая группа.

22. Направление: познавательно-речевое.

23. Образовательнаяобласть: познание-формирование целостной картины мира,

24. расширение кругозора.

25. Интеграцияобразовательныхобластей: «Социализация», «Коммуникация»,

26. «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка».

27. Программноесодержание.

Этот цветок называется тайская орхидея, и растет он в Таиланде. Из него получается волшебный голубой чай. Если положить в него дольку лимона, то он поменяет свой цвет на фиолетовый. Вот такой лазурный чай мы приготовили для наших гостей и приглашаем вас к столу.

Мировая культура прославила

Древний способ общаться – пить чай.

И везде ритуалы и правила

Изучай, соблюдай, уважай.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год