Дети сидят на ковре.
«Сядем рядышком к друг другу,
Словно месяц, - полукругом,
Скажем мне и своему другу
«Доброе утро!»
Раз – два, раз – два
Заниматься нам пора.
- Ребята, к нам на занятие пришла гостья, но узнаем кто она, отгадав загадку:
Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять?
Ответ: капля
На доску вывешивается картинка Капельки.
- Да, вы правы- это Капелька, но что-то она очень грустная, а знаете почему? (Нет).
- Потому что она одна и не знает, где можно найти своих друзей.
- А вы догадались, что за друзья у Капельки?(ответы детей) Верно, друзья Капельки – это такие же капельки, как она, и если много-много капелек соберутся вместе, сольются, то получится... (вода).
- А еще она не знает своих особенностей (свойств). Давайте расскажем Капельке, где находятся ее друзья и покажем, какими свойствами обладает вода.
Педагог обращает внимание детей на глобус.
- Шар земной внесли в автобус, оказался это _____ (глобус)
- Что изображает глобус? _____ (планету)
- Как называется наша планета? ______(Земля)
- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? ___ (Солнце)
- Что еще поддерживает жизнь на нашей планете? ____(вода)
- А каким цветом изображена вода на глобусе? ___(голубым)
- Что больше на Земле, суши или воды? ___(воды)
- Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Атлантический океан, Черное море, Азовское море ...)
- А где еще мы можем встретить воду? ___ (в водопроводном кране, в озерах и реках и даже в тумане)
- Много мест, где мы можем встретить капельки воды.
Послушайте стихотворение Н. Рыжовой, о том, где живет вода.
Педагог показывает изображения на картинках по стихотворению.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
- Вот где живут твои друзья, Капелька.
- А сейчас, ребята, мы станем с вами исследователями и выясним особенности (свойства) воды, поможем Капельке понять, какая она.
- Как мы можем это сделать? (провести опыты, эксперименты)
Правильно, провести эксперименты.
- Но прежде, чем приступить к опытам, напомните мне, пожалуйста, правила работы при их проведении:
Слушать внимательно,
Делать старательно,
Аккуратно, не спеша,
И соседу не мешать.
Нельзя пробовать и нюхать вещество,
Если неизвестно вам оно.
Будет эксперимент наш удачным,
Если выполняются эти задачи.
(©Шарыпова Н.В.)
Дети проходят и садятся за рабочие места.
Опыт 1
- Посмотрите, пожалуйста, на столы. Перед вами стоит стакан с водой. А теперь давайте попробуем воду на вкус. Возьмём трубочку и сделаем маленький глоточек.
- Есть ли вкус у воды? (нет)
- Какой мы сделаем вывод? (вода не имеет вкуса)
Опыт 2
- А сейчас, понюхайте воду. Что вы можете сказать? Вода имеет запах? (нет). Какой мы сделаем вывод? (вода не имеет запаха)
- Верно, чистая вода не имеет запаха. Но иногда, мы можем почувствовать запах воды из водопроводного крана, потому что ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт 3
- Возьмите пустой стакан и попробуйте перелить воду в этот стакан из опытного стаканчика.
- Получилось? (да) А почему? (потому, что вода жидкая)
- Молодцы! Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в рекахи ручьях, не текла бы из крана, поэтому воду называют жидкостью.Какой мы с вами можем сделать вывод? (вода-это жидкость)
А сейчас мы с вами немного отдохнем.
«Капелька ищет друзей»
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
Вышла Капелька гулять, (ходьба)
Повернулась, улыбнулась (повороты)
И пошла друзей искать. (ходьба)
Посмотрела под листом, (наклоны)
Под травинкой, под кустом,
Продолжала их всех звать, (махи руками)
Чтобы вместе поиграть.
И откликнулись подружки,
Побежали ручейком, (бег на месте)
Чтобы вместе на опушке
Продолжать играть в ракушки. (показывают ладошками ракушку)
(©Шарыпова Н.В.)
Опыт 4
- Посмотрите, пожалуйста, на столы. Перед вами стоят два стаканчика: один- с водой, другой- с молоком. В первый и во второй стаканчик мы положим по одному камешку.
- Где мы видим камешек? (в воде)
- А в молоке? (не видим)
- Какой мы можем сделать вывод? (вода прозрачная)
- А как вы думаете, если бы вода в речках, морях и океанах была непрозрачная, что было бы? (рассуждение детей)
- Верно, рыбы и другие животные не могли бы жить в непрозрачной воде, потому что им было бы трудно плавать и искать себе корм. А ещё, непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без них в реках, морях и океанах не могут жить растения. А если не будет в воде растений, то и не будет рыб и других морских и речных животных.
- Вывод: всем нужна прозрачная и чистая вода. Поэтому, нельзя загрязнять водоемы.
Опыт 5
- Для нашего следующего эксперимента, возьмем чистые стаканчики с водой. В один положим кусочек сахара, а во второй чайную ложку кофе. Все это тщательно перемешаем.
- Что мы видим в первом стакане? (кусочек сахара исчез)
- Что произошло с сахаром? (растворился)
- Что мы видим во втором стакане? Видим ли мы крупинки кофе? (нет)
- А что произошло с кофе? (растворился)
- Какой мы можем сделать вывод? (вода-растворитель)
- Молодцы! Вода является отличным растворителем, она растворяет множество различных веществ.
- А теперь снова посмотрите на первый стаканчик. Как вы думаете, растворив в воде сахар, изменилась ли она по свойствам? (ответы детей)
- Давайте проверим, изменилась ли прозрачность в этом стаканчике? (нет)
- Проверим изменился ли запах? (нет)
- Как вы думаете, какая вода стала на вкус, если мы растворили в ней кусочек сахара? (рассуждения детей)
- Верно, сахар имеет сладкий вкус, а вода не имеет вкуса. Сахар растворился в воде и поэтомувода приобрела сладкий вкус.
- А рассмотрите второй стаканчик, в который мы добавили кофе.
- Что в нем произошло с водой? (ответы детей)
- Вода во втором стаканчике приобрела цвет, запах и вкус.
Какой мы можем сделать вывод? (вода приобретает свойства тех веществ, которые в нейрастворились)
- Вот, Капелька, мы рассказали и показали какая ты. Как много у тебя особенностей. Понравилось ли вам, ребята, наше занятие?
- Что нового вы узнали о воде? Что вы можете рассказать о воде? Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
Может ли вода изменить свой цвет? А вкус? Если в воде растворить сахар, то какая по вкусу станет вода? А соль? А можно ли изменить запах воды? Можем ли мы прожить без воды? (нет, без воды нам не прожить).
- Капелька уже спешит к своим друзьям. Давайте попрощаемся с ней. На этом наше познавательное занятие закончилось!
Уборка рабочего места детьми.
|